Вступление к разговору
«Приобщение детей к ранней научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе, позволяющей наиболее полно определить и развить как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого ребенка» - такова общая стратегия инновационной деятельности в рамках современной образовательной политики. Всё сказанное нашло отражение в теме, над которой работает МО учителей биологии, географии, химии нашей школы: «Аналитические методы организации исследовательской деятельности как форма личностного включения школьников в учебно-познавательный процесс», основной целью которой является: содействие развитию целостной личности школьника с внутренними условиями и индивидуальной природой человека в процессе его социализации. Этого можно добиться в результате исследовательской деятельности и учителя, и ученика.
Отсюда следует вывод: учить надо творчески.
Вначале мы решили ответить сами на некоторые вопросы, с целью выявления правильности понятия «учить творчески». В ответах наших учителей на вопрос: «Что такое творчество?», прозвучало следующее:
На вопрос «Что является источником творчества?»
Мнение коллег на вопрос «Творческая мастерская педагога: какой вы ее видите?»
После анализа на эти вопросы появилась мысль о создании творческой мастерской педагогов «Устремим ум на радость творчества», работающей по разработке и реализации идей в рамках темы МО.
Цели мастерской: создание условий для развития творческих способностей самосовершенствования личности через организацию исследовательской деятельности участников образовательного процесса на базе предметов биологии, географии, химии.
Разработали программу деятельности творческой мастерской
Содержание деятельности мастерской | ||
1 | Работа над темой «Устремим ум на радость творчества» | Создание инициативной группы. Разработка и утверждение плана методической работы творческой мастерской. |
2 | Диагностика успешности учителя, выбор и утверждение индивидуальных планов работы учителей по инновационным технологиям. | |
3 | Теория: поиски, суждения… «Перспектива использования инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе» | |
4 | Теория на практике «Инновации как средство развития интеллектуальной сферы учащихся» | |
5 | Работа в творческом режиме (обобщение и распространение инновационного педагогического опыта) | |
6 | Диагностика и результаты работы | |
7 | Создание методического банка «Опыт, педагогические находки» |
Определили основные задачи работы, их содержание следующее:
Выполняя поставленные задачи, педагоги продолжают работу по реализации принципов развивающего обучения и внедрению новых педагогических технологий, создают банк данных по методическому опыту.
В деятельности используем принципы:
- Принцип гуманного взаимодействия, как регулирующий, определяющий направления в развитии мастерской;
- Принцип индивидуально-личностного подхода (признание уникальности личности, уважение её своеобразия);
- Принцип единства свободы и ответственности (признание человека субъектом собственного личностного развития);
Педагогическая практика доказала, что исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. И особую роль в реализации этого подхода играют наряду с традиционными, современные педагогические технологии. Поэтому наша работа включает:
Учебно–научную и методическую деятельность
Цель: повышение научной информативности в области знаний биологии, экологии и смежных дисциплин; совершенствование технологии обучения, предусматривающей использование учителями таких современных педагогических технологий как: проектная, педмастерская, личностно-ориетированная, проблемное и модульное обучение.
Использование названных выше педтехнологий позволяет учителям создавать единое исследовательское пространство, включающее в себя образовательное и воспитательное. Реализацию его осуществляем посредством учебных занятий и работой детских объединений, а именно, через научные общества, кружки, экосалоны, воскресные школы здоровья ...
С полным текстом работы в оригинальном оформлении автора можно ознакомиться в Приложении.