Тема урока: "Буквы Ч, Щ. Какие бывают часы. Образование слов. Культура общения"

Разделы: Начальная школа


Урок обучения грамоте. 1 класс. Система Л.В.Занкова.

Цель урока: повторение изученных букв ч, щ; отработка навыка чтения; знакомство с разными видами часов; развитие мышления (анализ, классификация), памяти, внимания; формирование навыка осознанного использования языковых средств в речи, культуры общения, формирование понимания образования слов.

Оборудование:

Презентация “Какие бывают часы?” <Приложение>

Карточки-модели “светофор” у каждого ученика для оценки ответов (красный – затрудняюсь ответить или не согласен, жёлтый – сомневаюсь, зелёный – согласен или уверен) используются по мере необходимости на протяжении урока

Ход урока

I. Актуализация знаний.

- Потехе час, а делу – время! Вот и прошла перемена. Приступим к уроку сейчас.

Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.

- Что я вам прочитала?

Загадку про часы.

- О чём будем говорить на этом уроке? О часах. С какой буквы напишем слово часы? Ч. Какую ещё букву изучили на прошлом уроке? Щ. Какие звуки они обозначают? В чём их особенность? Всегда мягкие. Сегодня мы будем исследовать и другие слова с этими буквами.

II. Открытие темы.

- Открываем азбуку на стр. 102. Читаем вслух все вместе (“птичий базар”).

- Теперь приготовились следить по тексту. Читаем по одному предложению. Пересказываем первый абзац. Второй абзац. Какое название предложите к этому тексту?

Как человек изобретал часы? Солнечные часы – первые часы у людей.

III. Физминутка.

Тик-так, тик-так
Все часы идут вот так:
Тик-так. (головой наклоны вправо, влево)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (наклоны головой вперед-назад)
Раскачивайся маятник в такт-
Вот так. (туловищем вправо-влево)
Налево – раз, направо – раз,
Мы тоже можем так. (раскачиваем руками внизу)
И громкий бой курантов враз,
Для нас звучит вот так. (руками хлопок над головой)

IV. Работа над темой урока.

- Сейчас поиграем в игру “Кто быстрее узнает часы?” На экране будет появляться изображения, а вы отгадывайте что изображено.

<Приложение, слайд 2, 3, 4>

Солнечные часы. Древний астрономический инструмент – гномон. Он даёт тень. Тень может давать и сам человек. Чтобы узнать точное время, нужно было точно рассчитывать даты и расположение циферблата. Ногами становились на название месяца. Тень показывала время.

<Приложение, слайд 5>

Это – не часы. Это памятник времени. Мы знаем, какую форму имеет наша Земля. Она вращается. Когда у одних утро, у других – вечер. Поэтому в разных городах и странах – разное время.

<Приложение, слайд 6>

Огневые часы. Это свечные часы. Они не только давали время, но и освещали жилище и были очень большие, около метра, как наша линейка. На одну ночь нужно было около 3-4 таких свечей.

<Приложение, слайд 7>

Песочные часы.

<Приложение, слайд 8>

Водяные часы. Вода вытекала с постоянной скоростью. По её уровню измеряли время.

<Приложение, слайд 9>

Современные дизайнеры используют их и сейчас. Каждая трубка – один час.

Вода перетекает из трубки в трубку.

<Приложение, слайд 10>

- Недостатки первых часов?

Дети дают разные варианты ответов по видам. Главное – эти часы требовали использования специального человека. Люди хотели создать прибор, который работал бы сам. Появились – механические часы, в которых специальные винтики и зубчатые колёсики заставляют двигать стрелки. Человеку уже не нужно было непрерывно следить за такими часами. Главное – их надо было вовремя завести.

<Приложение, слайд 11>

Кремлёвские куранты – главные часы нашей страны. Большие часы, которые колокольным звоном отбивают каждый час.

<Приложение, слайд 12>

Эти часы – достопримечательность нашего города.

- Вспомним вчерашний урок. Сейчас перед вами появятся различные механические часы. Попробуйте разделить их на группы.

<Приложение, слайд 13>

Группы: настенные, каминные, наручные, часы-игрушка, часы для игры в шахматы, часы-украшение и т.п.

<Приложение, слайд 14>

Электронные часы. В чём отличие от механических часов? Их не заводят вручную. За их работой следит батарейка. У них другой циферблат.

Виды? Те же: наручные, настенные и.т.п.

<Приложение, слайд 15>

- Что это? Самые точные современные часы – атомные. Могут ошибиться на 1 секунду за десять тысяч лет.

<Приложение, слайд 16>

Бывают разных размеров. Пока нам сложно разобраться в их устройстве.

<Приложение, слайд 17>

- Догадались о “ком” речь? Это часы.

- А что же делать, если часы вы забыли дома? Давайте представим эту ситуацию. В учебнике нам поможет рубрика “театр”. (Проводится в виде физминутки, дети предлагают друг другу варианты ответов, 1-2 пары показывают для всех, обращаем внимание на использование в речи вежливых слов).

- Обратимся снова к учебнику. Читаем столбики со словами вслух. Что вы увидели?

В словах первых столбиков отмечен корень, во вторых написаны родственные слова, но корень в них не отмечен.

- Сейчас мы подготовим наши пальчики к письму. Вытяните правую ладонь вперёд (леворукие – левую). Поднимите большой палец. Что у вас получилось? Гномон – древние солнечные часы. Можно было вставить палочку (мы возьмём карандаш). По отбрасываемой тени в солнечную погоду определяли время. Пальчики размяли, выполняем работу.

- Что отметили во втором слове? Корень. Какая часть добавилась у слов первого столбика? Какое значение она придала новому слову? Уменьшение. У слов второго столбика? Увеличение. (Индивидуальный опрос, показ на доске). Какой вывод можно сделать? Есть одинаковые части в словах, которые помогают образовывать новые слова со значением уменьшения или увеличения.

- Знатоки ребусов, помогаем отгадывать новые ребусы. Какие буквы появились в словах? Ч, Щ. Какие звуки они обозначают? Всегда мягкие согласные звуки. Подчеркнём зеленым карандашом. А сколько раз эти буквы встретились в однокоренных словах? Игра “Кто быстрее” (Ответы детей).

- Осталось разобраться с “третьим лишним”. Читаем группы слов. Покажите варианты разным цветом. (У доски отдельные ученики, их ответы все оценивают “светофорами”).

V. Итог урока.

- А теперь с помощью светофора покажите своё настроение на этом уроке.

Что вас сегодня больше всего удивило и почему? Что узнали нового? А что мы с вами повторили? Можно считать, что время потратили не зря. Поговорим о нём на следующем уроке. Сейчас - “потехе час” - перемена.

Литература

Учебник Азбука. Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец.

Обучение грамоте. Н.В.Нечаева. Методические пояснения.