Обучающая практическая работа "Особенности воспроизводства населения в странах разных типов"

Разделы: География


В  ноябре 2009 года в МБОУ гимназия № 10 г. Новосибирска состоялся урок - практическая работа по теме «Особенности воспроизводства населения в странах разных типов». Главная цель данного урока состояла в обучении школьников приемам работы со статистическими материалами интернет - ресурсов.

Десятиклассники работали с двумя англоязычными сайтами: ЦРУ  (www.cia.gov) и Бюро переписей населения (www.census.gov). Они учились отбирать информацию о рождаемости и смертности, на основе которых определяли  тип воспроизводства населения;  находить  данные о возрастном и половом составе населения и  устанавливать зависимость между типом воспроизводства населения и особенностями его состава; подбирать половозрастные диаграммы по этапам демографического перехода и объяснять динамику для стран разных типов. На основе анализа данных диаграмм учащиеся составляли долгосрочный прогноз об изменении численности населения, о демографических проблемах стран разных типов. Следующим этапом было сравнение естественного движения  стран  разных типов, анализ причин различия, а также создание на основе собственного исследования компьютерных презентаций.

Лучшие презентации были представлены на последующих уроках. Цели демонстрации презентаций:  повторить главные понятия и закономерности темы, рассмотреть различные способы оформления результатов, продолжить обучение умению кратко и доходчиво донести информацию,  научить  оценивать свою работу и работу своих одноклассников. Доработанные презентации были размещены на портале гимназии. Кроме того, хорошей традицией гимназии № 10 стали представления своих творческих и исследовательских работ в  декаде науки и проектов, которая проходит в феврале. Все желающие десятиклассники получат возможность выступить со своей работой в 8 - 9 классах  и показать, во-первых,  роль географии как науки в современном мире, во-вторых, представить один из многочисленных вариантов исследования, возможных в географии, а в-третьих, они получат возможность ощутить значимость своей работы, представив ее на широкую аудиторию. Примеры презентаций  учащихся представлены в приложении 1 и приложении 2. Ниже предлагается план практической работы, инструкция для учащихся и бланк для заполнения в ходе выполнения практической работы.

Цель практической работы: обучение приемам работы с интернет ресурсами.

Задачи:

1. Научить  ориентироваться  на сайтах www.cia.gov и www.census.gov и отбирать необходимую информацию.

2. Совершенствовать приемы обработки  информации и создания  презентации.

3. Продолжить развитие приемов сравнения и установления причинно-следственных связей на основе  обработанной информации.

4. Продолжить формирование приема прогнозирования.

Оборудование: компьютер, смарт-доска, ноутбуки (14), инструкция для учащихся, бланк для заполнения.

План проведения работы

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя о целях и задачах практической работы.

2. Демонстрация порядка работы на сайтах (смарт–доска) с одновременным выполнением порядка действий на ноутбуках учащимися.

3. Тренировочный отбор информации по Австралии.

4. Демонстрация возможного оформления результатов отбора и подготовки презентации.

5. Самостоятельная работа в парах:

  • Отбор статистической информации по двум странам разных регионов с разными типами воспроизводства населения.
  • Формулировка вывода о типах воспроизводства
  • Анализ причин различия.
  • Составление прогноза изменения численности населения, полового и возрастного состава на основе половозрастных пирамид.
  • Обсуждение вариантов оформления презентации и разделение функций между партнерами.
  • Начало подготовки презентации.

6. Домашнее задание: Завершить оформление презентации и подготовиться к ее представлению.

Приложение 1

Инструкция для учащихся:

1. На сайте www.cia.gov (World Factbook, по карте выбираем регион, затем страну).

2. Подбираем статистические данные по стране и заполняем таблицу:

  • Рождаемость (birth rate)
  • Смертность (death rate)
  • Естественное движение (подсчитать)
  • Возрастная структура (age structure).
  • Половая структура (sex ratio)
  • Средняя продолжительность жизни (life expectancy at birth total population, male, female).

3. В  последней колонке записываем тип воспроизводства и его особенности (традиционный: расширенное воспроизводство, демографический взрыв; современный: простое воспроизводство, убыль населения).

4. На сайте www.census.gov (People Households – international Data Base-Data Access - Population Pyramids – страна и год – submit) находим половозрастные пирамиды за 2000 (если есть 1980, 1990), 2009, 2025, 2050 годы. Копируем на рабочий стол или в презентацию.

5. Обрабатываем результаты: составляем формулы воспроизводства, строим диаграммы, подбираем иллюстрации.

6. Сравниваем обработанные данные о типах воспроизводства, половом и возрастном составе, делаем вывод о причинах различий.

7. Сравниваем пирамиды по каждой стране в отдельности и составляем прогноз изменения естественного движения, возрастного и полового состава.

8. Сравниваем прогнозы для двух стран и устанавливаем закономерности, характерные для разных типов воспроизводства населения.

9. Оформляем презентацию и готовим ее представление.

Приложение 2

Бланк для заполнения учащимися во время практической работы (Приложение 3).

Практическая работа по теме «Особенности воспроизводства населения в странах разных типов».

Вывод.

Презентации:

1. Практическая работа по теме «Особенности воспроизводства населения в странах разного типа».

2. Практическая работа по теме «Особенности воспроизводства населения в странах мира».