В ноябре 2009 года в МБОУ гимназия № 10 г. Новосибирска состоялся урок - практическая работа по теме «Особенности воспроизводства населения в странах разных типов». Главная цель данного урока состояла в обучении школьников приемам работы со статистическими материалами интернет - ресурсов.
Десятиклассники работали с двумя англоязычными сайтами: ЦРУ (www.cia.gov) и Бюро переписей населения (www.census.gov). Они учились отбирать информацию о рождаемости и смертности, на основе которых определяли тип воспроизводства населения; находить данные о возрастном и половом составе населения и устанавливать зависимость между типом воспроизводства населения и особенностями его состава; подбирать половозрастные диаграммы по этапам демографического перехода и объяснять динамику для стран разных типов. На основе анализа данных диаграмм учащиеся составляли долгосрочный прогноз об изменении численности населения, о демографических проблемах стран разных типов. Следующим этапом было сравнение естественного движения стран разных типов, анализ причин различия, а также создание на основе собственного исследования компьютерных презентаций.
Лучшие презентации были представлены на последующих уроках. Цели демонстрации презентаций: повторить главные понятия и закономерности темы, рассмотреть различные способы оформления результатов, продолжить обучение умению кратко и доходчиво донести информацию, научить оценивать свою работу и работу своих одноклассников. Доработанные презентации были размещены на портале гимназии. Кроме того, хорошей традицией гимназии № 10 стали представления своих творческих и исследовательских работ в декаде науки и проектов, которая проходит в феврале. Все желающие десятиклассники получат возможность выступить со своей работой в 8 - 9 классах и показать, во-первых, роль географии как науки в современном мире, во-вторых, представить один из многочисленных вариантов исследования, возможных в географии, а в-третьих, они получат возможность ощутить значимость своей работы, представив ее на широкую аудиторию. Примеры презентаций учащихся представлены в приложении 1 и приложении 2. Ниже предлагается план практической работы, инструкция для учащихся и бланк для заполнения в ходе выполнения практической работы.
Цель практической работы: обучение приемам работы с интернет ресурсами.
Задачи:
1. Научить ориентироваться на сайтах www.cia.gov и www.census.gov и отбирать необходимую информацию.
2. Совершенствовать приемы обработки информации и создания презентации.
3. Продолжить развитие приемов сравнения и установления причинно-следственных связей на основе обработанной информации.
4. Продолжить формирование приема прогнозирования.
Оборудование: компьютер, смарт-доска, ноутбуки (14), инструкция для учащихся, бланк для заполнения.
План проведения работы
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя о целях и задачах практической работы.
2. Демонстрация порядка работы на сайтах (смарт–доска) с одновременным выполнением порядка действий на ноутбуках учащимися.
3. Тренировочный отбор информации по Австралии.
4. Демонстрация возможного оформления результатов отбора и подготовки презентации.
5. Самостоятельная работа в парах:
- Отбор статистической информации по двум странам разных регионов с разными типами воспроизводства населения.
- Формулировка вывода о типах воспроизводства
- Анализ причин различия.
- Составление прогноза изменения численности населения, полового и возрастного состава на основе половозрастных пирамид.
- Обсуждение вариантов оформления презентации и разделение функций между партнерами.
- Начало подготовки презентации.
6. Домашнее задание: Завершить оформление презентации и подготовиться к ее представлению.
Приложение 1
Инструкция для учащихся:
1. На сайте www.cia.gov (World Factbook, по карте выбираем регион, затем страну).
2. Подбираем статистические данные по стране и заполняем таблицу:
- Рождаемость (birth rate)
- Смертность (death rate)
- Естественное движение (подсчитать)
- Возрастная структура (age structure).
- Половая структура (sex ratio)
- Средняя продолжительность жизни (life expectancy at birth total population, male, female).
3. В последней колонке записываем тип воспроизводства и его особенности (традиционный: расширенное воспроизводство, демографический взрыв; современный: простое воспроизводство, убыль населения).
4. На сайте www.census.gov (People Households – international Data Base-Data Access - Population Pyramids – страна и год – submit) находим половозрастные пирамиды за 2000 (если есть 1980, 1990), 2009, 2025, 2050 годы. Копируем на рабочий стол или в презентацию.
5. Обрабатываем результаты: составляем формулы воспроизводства, строим диаграммы, подбираем иллюстрации.
6. Сравниваем обработанные данные о типах воспроизводства, половом и возрастном составе, делаем вывод о причинах различий.
7. Сравниваем пирамиды по каждой стране в отдельности и составляем прогноз изменения естественного движения, возрастного и полового состава.
8. Сравниваем прогнозы для двух стран и устанавливаем закономерности, характерные для разных типов воспроизводства населения.
9. Оформляем презентацию и готовим ее представление.
Приложение 2
Бланк для заполнения учащимися во время практической работы (Приложение 3).
Практическая работа по теме «Особенности воспроизводства населения в странах разных типов».
Вывод.
Презентации:
1. Практическая работа по теме «Особенности воспроизводства населения в странах разного типа».
2. Практическая работа по теме «Особенности воспроизводства населения в странах мира».