Цели:
- закрепить понятие об имени собственном, правиле написания географических названий;
- научить отличать объекты живой и неживой природы;
- осуществлять межпредметную связь уроков русского языка и окружающего мира;
- воспитывать любовь к природе, к родному краю, стимулировать интерес к окружающему миру.
Оборудование:
- компьютер, презентация;
- картинки-иллюстрации с изображением Приэльбрусья, растительного и животного мира Баксанского ущелья;
- карточки-задания;
- макет автобуса для экскурсии с картинками чижа, собаки, обезьяны, попугая;
- плакат-приглашение в Приэльбрусье;
- карта Кабардино-Балкарии.
ХОД УРОКА
I. Введение.
Учитель: Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по нашей любимой республике Кабардино-Балкарии. Прочитайте плакат-приглашение, (изображение на экране).
Приграшаем в Приэльбрусье. (Дети читают название на плакате)
Учитель: Мы едем в Приэльбрусье по Баксанскому ущелью. Садимся все в автобус и дружно отправляемся в путь. Нас будет сопровождать экскурсовод, который расскажет много нового и интересного. (Звучит “Песенка друзей” ел. С. Михалкова муз. М.Старокадомского и обрывается...)
Учигель: Что случилось? Почему не едем?
Ученик: Мы не знаем название города. “Буква” потерялась, (изображение на экране).
Карточка 1
город *альчик
II. Чистописание.
Ученик: Это буква Н.
Учитель: Заглавная или строчная?
Ученик: Заглавная, потому что это название города и это имя собственное, а оно пишется с заглавной буквы.
Учитель: Запишите заглавную букву Н. Дайте ей характеристику.
Ученик: Буква Н обозначает звук [Н], он согласный, непарный, звонкий.
III. Упражнение для профилактики зрения.
Сядьте удобно, голова неподвижна. Глазами напишите букву Н (3 раза).
Учитель: Прочитайте названия городов и сёл Кабардино-Балкарии (запись на экране).
Карточка 2
Нальчик, Нарткала, Нартан.
Учитель: Запишите в тетрадь. Разделите на слоги, (запись на экране).
Карточка 3
город Нальчик нашей столица республики
Учитель: Составите из слов предложение и запишите его.
Ученик записывает предложение на доске.
Город Нальчик — столица нашей республики. (Играет музыка, движется макет автобуса)
IV. Основная часть.
Экскурсовод: Мы с вами проезжаем по городу Нальчику. Это столица Кабардино-Балкарии. Город окружён широкой дугой гор. Такое расположение вершин напоминает подкову. Отсюда красивое название - Нальчик, в переводе с кабардинского “подкова”. Маленькая подкова приносит счастье горожанам и гостям. Нальчик окутан густой зеленью, цветущими клумбами. Сегодня Нальчик - город новостроек, город-парк, город-курорт.
Учитель:
Как хорошо в дороге вместе
Нам путешествовать друзья.
Увидеть край родной, чудесный
Республику Кабардино-Балкарию.
Экскурсовод: Мы въезжаем в Баксанское ущелье - одно из красивейших мест Кабардино-Балкарии (изображение пейзажей Баксанского ущелья).
Учитель: Ребята, посмотрите на картинки и назовите элементы неживой природы.
Ученики: Горы, река, камни, небо, солнце.
Учитель: А как называется река, которая здесь протекает? (Запись на экране)
Карточка 4
река (Б,б)аксан
Ученик: (читает) Название реки пишем с заглавной буквы, потому что это имя собственное.
Ученики записывают словосочетание, ставят ударения.
Учитель: Откроем учебник на с.48. Прочитаем правило.
V. Физминутка.
“Отправляемся в дорогу”
Мы трудились очень много,
Отправляемся в дорогу.
(ходьба на месте)
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам.
(повороты корпусом)
Нам навстречу скачет зайка
(прыжки)
В небе кружат птицы.
(дети машут руками)
Но пора вернутся в школу,
Нам надо учиться.
(дети садятся за парты)
Учитель: Ребята, как вы думаете водится ли что-то в реке Баксан?
Ученик: Да, рыба-форель.
Экскурсовод: В реке Баксан водится ручьевая форель, быстрянка, кавказский голавль, карась серебряный, сазан. (Показываются изображения рыб) (запись на экране).
Карточка 5
В реке(Б,б)аксан водится форель, карась, сазан, голавль.
Ученики записывают в тетрадь, объясняя запись.
Учитель: Рыба - это элемент живой или неживой природы.
Ученик: Это живая природа.
Задание на развитие памяти
Учитель: Ребята, вспомните, какие рыбы водятся в реке Баксан? (Ответы детей)
Ученик: Посмотрите, я вижу лес, траву, цветы. Это тоже живая природа.
Учитель: Правильно. В лесах ущелья встречаются волки, зайцы, лисы, кавказский бурый медведь, в горах туры. Из птиц серая цапля, канюк, трясогуска серая, сип белоголовый (показываются изображения). Всё это живая природа. (Изображение на экране)
Экскурсовод: Мы подъезжаем к зоне Приэльбрусья - это удивительный горный край нашей республики. Он славится минеральными водами, чистым горным воздухом и уникальным ландшафтом. Природа щедро одарила Приэльбрусье снежными вершинами, ледниками, живописными речными долинами, ущельями. Есть места богатые лесами, цветущими альпийскими лугами.
Самая высокая гора Кавказа Эльбрус - гордость этих мест. (Показываются изображения г. Эльбрус)
VI. Работа с учебником.
Учитель: Мы остановились у подножья г. Эльбрус на поляне Азау. Отдохнём от долгой дороги и выполним задание из учебника. Упражнение № 102.
(Дети выполняют задание)
Учитель: Многие поэты посвящали Эльбрусу великолепные строки.
А. Шогенцуков писал:
Стоит Эльбрус в овечьей шкуре,
Стоит Эльбрус в папахе ледяной,
На мир глядит и брови жмурит,
Как муж: повздорившисъ с женой своей.
Ему согрело солнце щеки,
И весь он потянулся ввысь,
И по его щекам потоки,
Как кровь по жилам, растеклись.
(Запись на экране)
Карточка 6.
(Э,э)льбрус - самая высокая гора Кавказа.
Учитель: С какой буквы напишем название горы?
Ученик: С заглавной, потому что это имя собственное, а оно пишется с заглавной буквы.
Ученик: Потому что это начало предложения.
Ученики записывают предложение под диктовку.
Экскурсовод: Наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться домой.
VII. Итог урока
Учитель: Путешествуя мы с вами увидели красоту и разнообразие природы Баксанского ущелья, повторили что имя собственное...
Ученик: Всегда пишется с заглавной буквы.
Учитель: Природа делится...
Ученик: На живую и неживую природу.
Домашнее задание: Упражнение №103, правило на с.48.
Игра-релаксация “Живая и неживая природа”
Живая природа - поднять руки вверх. (Форель, тур, альпийские луга, кавк. бурый медведь)
Неживая природа - опустить руки. (Гора Эльбрус, река Баксан, небо, солнце)
Сделанное руками человека - похлопать в ладоши. (Дорога, автобус)