Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру во 2-м классе "Имя собственное. Живая и неживая природа"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить понятие об имени собственном, правиле написания географических названий;
  • научить отличать объекты живой и неживой природы;
  • осуществлять межпредметную связь уроков русского языка и окружающего мира;
  • воспитывать любовь к природе, к родному краю, стимулировать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

  • компьютер, презентация;
  • картинки-иллюстрации с изображением Приэльбрусья, растительного и животного мира Баксанского ущелья;
  • карточки-задания;
  • макет автобуса для экскурсии с картинками чижа, собаки, обезьяны, попугая;
  • плакат-приглашение в Приэльбрусье;
  • карта Кабардино-Балкарии.

ХОД УРОКА

I. Введение.

Учитель: Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по нашей любимой республике Кабардино-Балкарии. Прочитайте плакат-приглашение, (изображение на экране).

Приграшаем в Приэльбрусье. (Дети читают название на плакате)

Учитель: Мы едем в Приэльбрусье по Баксанскому ущелью. Садимся все в автобус и дружно отправляемся в путь. Нас будет сопровождать экскурсовод, который расскажет много нового и интересного. (Звучит “Песенка друзей” ел. С. Михалкова муз. М.Старокадомского и обрывается...)

Учигель: Что случилось? Почему не едем?

Ученик: Мы не знаем название города. “Буква” потерялась, (изображение на экране).

Карточка 1

город *альчик

II. Чистописание.

Ученик: Это буква Н.

Учитель: Заглавная или строчная?

Ученик: Заглавная, потому что это название города и это имя собственное, а оно пишется с заглавной буквы.

Учитель: Запишите заглавную букву Н. Дайте ей характеристику.

Ученик: Буква Н обозначает звук [Н], он согласный, непарный, звонкий.

III. Упражнение для профилактики зрения.

Сядьте удобно, голова неподвижна. Глазами напишите букву Н (3 раза).

Учитель: Прочитайте названия городов и сёл Кабардино-Балкарии (запись на экране).

Карточка 2

Нальчик, Нарткала, Нартан.

Учитель: Запишите в тетрадь. Разделите на слоги, (запись на экране).

Карточка 3

город Нальчик нашей столица республики

Учитель: Составите из слов предложение и запишите его.

Ученик записывает предложение на доске.

Город Нальчик — столица нашей республики. (Играет музыка, движется макет автобуса)

IV. Основная часть.

Экскурсовод: Мы с вами проезжаем по городу Нальчику. Это столица Кабардино-Балкарии. Город окружён широкой дугой гор. Такое расположение вершин напоминает подкову. Отсюда красивое название - Нальчик, в переводе с кабардинского “подкова”. Маленькая подкова приносит счастье горожанам и гостям. Нальчик окутан густой зеленью, цветущими клумбами. Сегодня Нальчик - город новостроек, город-парк, город-курорт.

Учитель:

Как хорошо в дороге вместе
Нам путешествовать друзья.
Увидеть край родной, чудесный
Республику Кабардино-Балкарию.

Экскурсовод: Мы въезжаем в Баксанское ущелье - одно из красивейших мест Кабардино-Балкарии (изображение пейзажей Баксанского ущелья).

Учитель: Ребята, посмотрите на картинки и назовите элементы неживой природы.

Ученики: Горы, река, камни, небо, солнце.

Учитель: А как называется река, которая здесь протекает? (Запись на экране)

Карточка 4

река (Б,б)аксан

Ученик: (читает) Название реки пишем с заглавной буквы, потому что это имя собственное.

Ученики записывают словосочетание, ставят ударения.

Учитель: Откроем учебник на с.48. Прочитаем правило.

V. Физминутка.

“Отправляемся в дорогу”
Мы трудились очень много,
Отправляемся в дорогу.
(ходьба на месте)
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам.
(повороты корпусом)
Нам навстречу скачет зайка
(прыжки)
В небе кружат птицы.
(дети машут руками)
Но пора вернутся в школу,
Нам надо учиться.
(дети садятся за парты)

Учитель: Ребята, как вы думаете водится ли что-то в реке Баксан?

Ученик: Да, рыба-форель.

Экскурсовод: В реке Баксан водится ручьевая форель, быстрянка, кавказский голавль, карась серебряный, сазан. (Показываются изображения рыб) (запись на экране).

Карточка 5

В реке(Б,б)аксан водится форель, карась, сазан, голавль.

Ученики записывают в тетрадь, объясняя запись.

Учитель: Рыба - это элемент живой или неживой природы.

Ученик: Это живая природа.

Задание на развитие памяти

Учитель: Ребята, вспомните, какие рыбы водятся в реке Баксан? (Ответы детей)

Ученик: Посмотрите, я вижу лес, траву, цветы. Это тоже живая природа.

Учитель: Правильно. В лесах ущелья встречаются волки, зайцы, лисы, кавказский бурый медведь, в горах туры. Из птиц серая цапля, канюк, трясогуска серая, сип белоголовый (показываются изображения). Всё это живая природа. (Изображение на экране)

Экскурсовод: Мы подъезжаем к зоне Приэльбрусья - это удивительный горный край нашей республики. Он славится минеральными водами, чистым горным воздухом и уникальным ландшафтом. Природа щедро одарила Приэльбрусье снежными вершинами, ледниками, живописными речными долинами, ущельями. Есть места богатые лесами, цветущими альпийскими лугами.

Самая высокая гора Кавказа Эльбрус - гордость этих мест. (Показываются изображения г. Эльбрус)

VI. Работа с учебником.

Учитель: Мы остановились у подножья г. Эльбрус на поляне Азау. Отдохнём от долгой дороги и выполним задание из учебника. Упражнение № 102.

(Дети выполняют задание)

Учитель: Многие поэты посвящали Эльбрусу великолепные строки.

А. Шогенцуков писал:

Стоит Эльбрус в овечьей шкуре,
Стоит Эльбрус в папахе ледяной,
На мир глядит и брови жмурит,
Как муж: повздорившисъ с женой своей.
Ему согрело солнце щеки,
И весь он потянулся ввысь,
И по его щекам потоки,
Как кровь по жилам, растеклись.

(Запись на экране)

Карточка 6.

(Э,э)льбрус - самая высокая гора Кавказа.

Учитель: С какой буквы напишем название горы?

Ученик: С заглавной, потому что это имя собственное, а оно пишется с заглавной буквы.

Ученик: Потому что это начало предложения.

Ученики записывают предложение под диктовку.

Экскурсовод: Наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться домой.

VII. Итог урока

Учитель: Путешествуя мы с вами увидели красоту и разнообразие природы Баксанского ущелья, повторили что имя собственное...

Ученик: Всегда пишется с заглавной буквы.

Учитель: Природа делится...

Ученик: На живую и неживую природу.

Домашнее задание: Упражнение №103, правило на с.48.

Игра-релаксация “Живая и неживая природа”

Живая природа - поднять руки вверх. (Форель, тур, альпийские луга, кавк. бурый медведь)

Неживая природа - опустить руки. (Гора Эльбрус, река Баксан, небо, солнце)

Сделанное руками человека - похлопать в ладоши. (Дорога, автобус)