Repeticia est mater studiorum.
Цели урока:
- Предметно-информационные:
Систематизировать и обобщить знания по теме: “Образование централизованных государств в Западной Европе”. Полученные знания применить для решения ключевых вопросов урока.
- Деятельностно-коммуникативные:
Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать события, работать с интерактивной доской.
- Ценностно-ориентированные:
Продолжить воспитание чувства ответственности в коллективной работе, познавательного интереса к предмету; формирование научного мировоззрения для понимания процесса исторического развития человеческого общества.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование и средства обучения: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, историческая карта “Англия и Франция во второй половине XV века”, раздаточный материал, презентация.
Подготовка к уроку: разработка компьютерной презентации в программе Macromedia Flash MX 2004, подготовка раздаточного материала.
План урока:
- Целеполагание.
- Создание проблемной ситуации.
- Актуализация опорных знаний.
- Историческое прогнозирование.
- Обобщение по решению ключевых вопросов.
- Рефлексия и подведение итогов урока.
Ход урока
I этап. Целеполагание. Формулируется тема, цели и план урока.
II этап. Создание проблемной ситуации.
Учитель: итак, мы узнали на уроках как происходило образование централизованных государств в Англии и во Франции. Давайте проанализируем некоторые события из истории этих государств, сравним их, сделаем выводы. Постараемся ответить на проблемный вопрос (Презентация, слайд 2). Образование централизованного государства есть прогрессивный, закономерный этап в истории. Поэтому сегодня все вы начинающие исследователи, занимающиеся поиском ответов на вопросы, поставленные на заседании научного общества.
III этап. Актуализация опорных знаний.
Задание 1. “Кто есть кто?” – (Презентация, слайд 3). Определить исторические персоналии и события, с которыми они связаны.
Задание 2. “Расшифруй слово” (Презентация, слайд 4). На доске работает маркером один ученик, с последующим обсуждением задания классом.
Задание 3. Работа с документами “Исторические персонажи”.
Вопрос: о каких исторических деятелях здесь сказано?
а) “…Этот король учился разъединять своих врагов, сея взаимное недоверие, ловко использовать разлад и сталкивать противников лбами. К услугам короля было немало тайных агентов и шпионов. Подкуп, хитрость, лесть помогали ему избавляться от тех, кто мешал ему объединять королевства. Он говорил: “ Кто не умеет хитрить, тот ….””
б) “…Он разрушил замки непокорных феодалов. Некоторых из них он безжалостно казнил, а их земли забрал в королевскую казну. Женился на дочери короля из династии Йорков. Соединил в своем гербе Алую и Белую розы. При нем продолжал собираться парламент…”
Генрих VII
Беседа по вопросам к документу 2 (см. приложение).
1) Какими способами Людовик XI добивался укрепления своей власти?
(Вариант ответа: он использовал подкуп, давал новые должности, интересовался людьми сильными.)
2) На какие слои населения опирался король?
(Вариант ответа: на средних и мелких феодалов)
3) Почему именно на эти слои населения?
(Вариант ответа: богатые феодалы могли ему противостоять, а средние поддерживали короля)
4) О каких чертах личности Людовика XI можно узнать из отрывка?
Людовик XI (Вариант ответа: он был целеустремленным, хитрым, практичным и терпеливым.)
Задание 4. Учитель: Вспомним, какими средствами короли Англии и Франции добивались укрепления своей власти?
(Вариант ответа: они использовали силу своего войска в борьбе с непокорными баронами и сеньорами, подкупы, обман, противоречия среди своих противников)
Задание 5. Блиц-опрос в форме двухвариантного теста “Крестики-нолики” (Презентация, слайд 5)
Учитель: Условия блиц-опроса:
- 9 вопросов;
- у учеников карточки:
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: | ||
Х | О | Х |
О | Х | О |
Х | О | Х |
- если ученики дают утвердительный (да) ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик (Х), если ответ отрицательный (нет) , то ставят нолик (О);
- проверка задания: один ученик на Смарт-доске маркером проставляет свои ответы. Идет обсуждение. Затем на доске выводятся правильные ответы. Карточки сдаются учителю.
Вопросы:
- Парламент в Англии возник раньше чем во Франции (да).
- Карл Смелый был королем Англии (нет).
- Руководителем восстания в Англии был Уот Тайлер (да).
- Образование централизованного государства было раньше феодальной раздробленности (нет).
- Закон “вассал моего вассала – не мой вассал” существовал в период феодальной раздробленности (да).
- Централизованное государство во Франции возникло раньше чем в Англии (нет).
- Борьба между Карлом Смелым и Людовиком XI длилась 12 лет (да).
- Восстание “жаков” было в Англии (нет).
- Война “Алой” и “Белой” Розы – это война феодальной знати против короля Англии (да).
Задание 6. Сравнить управление централизованным государством и государством времени феодальной раздробленности. Учащиеся заполняют таблицу на карточках или в тетради с последующим обсуждением высказанных версий.
Вопросы для сравнения |
Государство периода феодальной раздробленности |
Централизованное государство |
1) Какие права имел король? | ||
2) Источником доходов короля был(и) | ||
3) Кто издавал законы и вершил суд? | ||
4) Кто осуществлял управление на местах? | ||
5) Наличие постоянной армии |
Задание 7. Учитель: Определить основные признаки централизованного государства (Презентация, слайд 6) и какая схема (Презентация, слайд 7) отражает структуру управления в централизованном государстве.
- Один ученик работает на Смарт-доске, выделяя маркером признаки централизованного государства, одновременно определяя, что оставшиеся признаки относятся к ….?
Задание 8. Учитель: Где раньше произошло образование централизованного государства, в Англии или во Франции? Объяснить почему?
(вариант ответа: в Англии XIII в. Это объясняется тем, что в середине XI в. произошло нормандское завоевание её (Вильгельм Завоеватель), раннее развитие городов, торговли.)
Задание 9. Учитель: Наконец, мы подошли к одному из ключевых вопросов заседания: В чем вы видите значение образования централизованного государства? (Презентация, слайд 9)
Учащиеся высказывают свои версии. Варианты ответа:
- С феодальной раздробленностью было покончено;
- Появилась возможность для более успешного развития хозяйства и торговли;
- Обороноспособность государства выросла;
- В едином государстве складывается единый язык, быстро развивается культура.
IV Этап.
Учитель: Заседание научного общества продолжается. На обсуждение выносится вопрос: Если бы я был советником короля….(Презентация, слайд 8)
- Я предложил бы программу укрепления государства и его процветания…;
- Чтобы не допустить крестьянских восстаний, я посоветовал бы королю…;
Опережающее задание получили два ученика, которые должны защитить свою программу на заседании (возможны презентации своей программы).
V Этап.
Последним вопросом заседания научного общества будет обсуждение ученических версий решения проблемного вопроса (Презентация, слайд 10). Учащиеся формулируют версии, выводы по вопросу.
(вариант ответа: феодальная раздробленность становится тормозом для дальнейшего развития государства. Процесс становления централизованных государств является закономерным и прогрессивным в последующем историческом развитии.
Учитель: Наше заседание научного общества закончилось. Спасибо всем за плодотворную работу.
VI Этап.
Рефлексия и подведение итогов урока.Проводится анкетирование учащихся для определения отношения к уроку, успешности на уроке каждого ученика, трудностей, возникших по ходу урока. Выставление отметок. Урок окончен.