Урок-обобщение в 6-м классе "Образование централизованных государств в Западной Европе в XIV–XV вв."

Разделы: История и обществознание


Repeticia est mater studiorum.

Цели урока:

  • Предметно-информационные:

Систематизировать и обобщить знания по теме: “Образование централизованных государств в Западной Европе”. Полученные знания применить для решения ключевых вопросов урока.

  • Деятельностно-коммуникативные:

Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать события, работать с интерактивной доской.

  • Ценностно-ориентированные:

Продолжить воспитание чувства ответственности в коллективной работе, познавательного интереса к предмету; формирование научного мировоззрения для понимания процесса исторического развития человеческого общества.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование и средства обучения: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, историческая карта “Англия и Франция во второй половине XV века”, раздаточный материал, презентация.

Подготовка к уроку: разработка компьютерной презентации в программе Macromedia Flash MX 2004, подготовка раздаточного материала.

План урока:

  1. Целеполагание.
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Актуализация опорных знаний.
  4. Историческое прогнозирование.
  5. Обобщение по решению ключевых вопросов.
  6. Рефлексия и подведение итогов урока.

Ход урока

I этап. Целеполагание. Формулируется тема, цели и план урока.

II этап. Создание проблемной ситуации.

Учитель: итак, мы узнали на уроках как происходило образование централизованных государств в Англии и во Франции. Давайте проанализируем некоторые события из истории этих государств, сравним их, сделаем выводы. Постараемся ответить на проблемный вопрос (Презентация, слайд 2). Образование централизованного государства есть прогрессивный, закономерный этап в истории. Поэтому сегодня все вы начинающие исследователи, занимающиеся поиском ответов на вопросы, поставленные на заседании научного общества.

III этап. Актуализация опорных знаний.

Задание 1. “Кто есть кто?” – (Презентация, слайд 3). Определить исторические персоналии и события, с которыми они связаны.

Задание 2. “Расшифруй слово” (Презентация, слайд 4). На доске работает маркером один ученик, с последующим обсуждением задания классом.

Задание 3. Работа с документами “Исторические персонажи”.

Вопрос: о каких исторических деятелях здесь сказано?

а) “…Этот король учился разъединять своих врагов, сея взаимное недоверие, ловко использовать разлад и сталкивать противников лбами. К услугам короля было немало тайных агентов и шпионов. Подкуп, хитрость, лесть помогали ему избавляться от тех, кто мешал ему объединять королевства. Он говорил: “ Кто не умеет хитрить, тот ….””

б) “…Он разрушил замки непокорных феодалов. Некоторых из них он безжалостно казнил, а их земли забрал в королевскую казну. Женился на дочери короля из династии Йорков. Соединил в своем гербе Алую и Белую розы. При нем продолжал собираться парламент…”

Генрих VII

Беседа по вопросам к документу 2 (см. приложение).

1) Какими способами Людовик XI добивался укрепления своей власти?

(Вариант ответа: он использовал подкуп, давал новые должности, интересовался людьми сильными.)

2) На какие слои населения опирался король?

(Вариант ответа: на средних и мелких феодалов)

3) Почему именно на эти слои населения?

(Вариант ответа: богатые феодалы могли ему противостоять, а средние поддерживали короля)

4) О каких чертах личности Людовика XI можно узнать из отрывка?

Людовик XI (Вариант ответа: он был целеустремленным, хитрым, практичным и терпеливым.)

Задание 4. Учитель: Вспомним, какими средствами короли Англии и Франции добивались укрепления своей власти?

(Вариант ответа: они использовали силу своего войска в борьбе с непокорными баронами и сеньорами, подкупы, обман, противоречия среди своих противников)

Задание 5. Блиц-опрос в форме двухвариантного теста “Крестики-нолики” (Презентация, слайд 5)

Учитель: Условия блиц-опроса:

  • 9 вопросов;
  • у учеников карточки:
1 2 3
4 5 6
7 8 9
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
Х О Х
О Х О
Х О Х
  • если ученики дают утвердительный (да) ответ на вопрос, то они ставят в нужной клетке крестик (Х), если ответ отрицательный (нет) , то ставят нолик (О);
  • проверка задания: один ученик на Смарт-доске маркером проставляет свои ответы. Идет обсуждение. Затем на доске выводятся правильные ответы. Карточки сдаются учителю.

Вопросы:

  • Парламент в Англии возник раньше чем во Франции (да).
  • Карл Смелый был королем Англии (нет).
  • Руководителем восстания в Англии был Уот Тайлер (да).
  • Образование централизованного государства было раньше феодальной раздробленности (нет).
  • Закон “вассал моего вассала – не мой вассал” существовал в период феодальной раздробленности (да).
  • Централизованное государство во Франции возникло раньше чем в Англии (нет).
  • Борьба между Карлом Смелым и Людовиком XI длилась 12 лет (да).
  • Восстание “жаков” было в Англии (нет).
  • Война “Алой” и “Белой” Розы – это война феодальной знати против короля Англии (да).

Задание 6. Сравнить управление централизованным государством и государством времени феодальной раздробленности. Учащиеся заполняют таблицу на карточках или в тетради с последующим обсуждением высказанных версий.

Вопросы для сравнения

Государство периода феодальной раздробленности

Централизованное государство

1) Какие права имел король?    
2) Источником доходов короля был(и)    
3) Кто издавал законы и вершил суд?    
4) Кто осуществлял управление на местах?    
5) Наличие постоянной армии    

Задание 7. Учитель: Определить основные признаки централизованного государства (Презентация, слайд 6) и какая схема (Презентация, слайд 7) отражает структуру управления в централизованном государстве.

- Один ученик работает на Смарт-доске, выделяя маркером признаки централизованного государства, одновременно определяя, что оставшиеся признаки относятся к ….?

Задание 8. Учитель: Где раньше произошло образование централизованного государства, в Англии или во Франции? Объяснить почему?

(вариант ответа: в Англии XIII в. Это объясняется тем, что в середине XI в. произошло нормандское завоевание её (Вильгельм Завоеватель), раннее развитие городов, торговли.)

Задание 9. Учитель: Наконец, мы подошли к одному из ключевых вопросов заседания: В чем вы видите значение образования централизованного государства? (Презентация, слайд 9)

Учащиеся высказывают свои версии. Варианты ответа:

  • С феодальной раздробленностью было покончено;
  • Появилась возможность для более успешного развития хозяйства и торговли;
  • Обороноспособность государства выросла;
  • В едином государстве складывается единый язык, быстро развивается культура.

IV Этап.

Учитель: Заседание научного общества продолжается. На обсуждение выносится вопрос: Если бы я был советником короля….(Презентация, слайд 8)

  • Я предложил бы программу укрепления государства и его процветания…;
  • Чтобы не допустить крестьянских восстаний, я посоветовал бы королю…;

Опережающее задание получили два ученика, которые должны защитить свою программу на заседании (возможны презентации своей программы).

V Этап.

Последним вопросом заседания научного общества будет обсуждение ученических версий решения проблемного вопроса (Презентация, слайд 10). Учащиеся формулируют версии, выводы по вопросу.

(вариант ответа: феодальная раздробленность становится тормозом для дальнейшего развития государства. Процесс становления централизованных государств является закономерным и прогрессивным в последующем историческом развитии.

Учитель: Наше заседание научного общества закончилось. Спасибо всем за плодотворную работу.

VI Этап. Рефлексия и подведение итогов урока.

Проводится анкетирование учащихся для определения отношения к уроку, успешности на уроке каждого ученика, трудностей, возникших по ходу урока. Выставление отметок. Урок окончен.