Корень как орган растения

Разделы: Биология


Задачи урока:

Образовательные:

  • продолжить знакомство учащихся с органами растения,
  • познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школьников представление о многофункциональности этого органа,
  • показать, что каждое растение имеет не один корень, а корневую систему,
  • показать, что корни различны по происхождению, а корневые системы разнообразны по форме.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений работы с лабораторным оборудованием,
  • продолжить формировать умение делать выводы на основании результатов лабораторной работы,
  • научить учащихся распознавать на учебных объектах типы корневых систем.

Воспитательные:

  • показать значимость корневой системы для растения.

Методы:

  • беседа со школьниками с целью выявления их знаний об органах цветкового растения,
  • рассказ учителя с привлечением их знаний о функциях корня с использованием живых растений, гербарных материалов и таблиц,
  • самостоятельная работа учащихся с гербарным материалом.

Методические приемы:

  • демонстрация живых растений, гербарных материалов и таблиц.

Оборудование:

Демонстрационное:

  • таблица “Типы корневых систем”,
  • комнатные растения.

Раздаточное:

  • гербарий растений со стержневой (донник лекарственный, горох посевной, пастушья сумка, редька дикая) и мочковатой (пшеница мягкая, рожь посевная, тимофеевка луговая) корневыми системами,
  • проростки фасоли.

Основное содержание урока:

  1. Функции корня.
  2. Виды корней.
  3. Типы корневых систем.
  4. Характер расположения корней.

Этапы учебного процесса урока

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний по прорастанию семян и образованию проростков

(Фронтальный устный опрос с использованием таблицы: “Строение и прорастание семени фасоли”).

  • Опишите последовательность развития органов проростка пи прорастании семян.
  • Какое биологическое значение имеет тот факт, что первым за пределами кожуры появляется зародышевый корень?
  • Что следует понимать под “надземным” и “подземным” прорастанием семян. В чем их отличие?
  • Как готовят семена к посеву?
  • Что необходимо учитывать при посеве семян в почву?
  • Почему при перевозке на пароходах и баржах семян, особенно бобовых культур, попадание даже сравнительно небольшого количества воды в трюм может привести к катастрофическим последствиям?
  • Какие условия необходимы для прорастания семян?
  • Одинакова ли потребность семян разных растений в воде, воздухе и тепле при их прорастании?

III. Рассказ учителя с демонстрацией комнатных растений:

Сегодня нам предстоит заглянуть туда, куда мы заглядываем достаточно редко. У окружающих нас растений обычно мы видим только их надземную часть – побег (демонстрация любого комнатного растения в цветочном горшке). Но ведь у растений под землей тоже есть органы. Эти органы называются корни.

Кто-нибудь из вас пытался заглянуть в цветочный горшок? Давайте с вами совершим маленькое путешествие (демонстрация комнатного растения в банке или посаженного в гель). Посмотрите, как много растений даже у такого маленького комнатного растения. А представьте, как много корней окружающих нас растений сокрыто от наших глаз.

Ученые подсчитали, что общая длина корней у одного растения пшеницы составляет 600 км. Раз у растения так много корней, значит, они очень нужны растению и играют важную роль в его жизни.

Давайте с вами выясним, какие функции выполняет корень. Один писатель так написал о деревьях: “Шумят летом деревья в налетевшем теплом ветре; низко склоняют ветви, теряя желтую листву в сырую осеннюю непогоду; сгибаются, скрипят и стонут в порывах снежных метелей и бурь…” Но ведь почти всегда им удается устоять. Как же это у них получается? (ответ учащихся). Действительно, все очень просто, деревья крепко держатся за землю своими корнями. Поэтому говорят, что корни выполняют опорную функцию.

Вы знаете, что комнатные растения или растения на ваших дачных участках необходимо поливать и иногда подкармливать. Куда поступает вода и питательные вещества? Конечно, в почву. А в почве есть корни. Значит, благодаря корню в растение поступают вода и минеральные вещества.

Те, у кого есть дом в деревне или дача знают, что обычно различные баночки с аппетитными вареньем, компотами и другими вкусностями мама убирает в погреб про запас. Вот так и клетки корней могут накапливать необходимые растению вещества, поэтому корни часто служат подземной кладовой, т.к. в них могут накапливаться запасные вещества.

Давайте запишем значение корня. Корень выполняет следующие функции:

  • опорная,
  • всасывает воду и минеральные вещества из почвы,
  • запасает вещества.

Таким образом, мы можем сказать, что корень играет очень важную роль в жизни растения. А что же такое корень? Как вы объясните?

Корень – это вегетативный орган растения, обычно находящийся под землей.

IV. Объяснение нового материала учителем с использованием таблицы, гербарного материала и проращенных семян.

Вернемся к проросткам. Если бы нам удалось проследить постепенное развитие корня, то мы бы увидели следующую картину (таблица “Прорастание семян”). Через 2-3 дня после своего появления из семени зародышевой корешок начал постепенно утолщаться в своей верхней части. Это образовался главный корень. По мере роста всего проростка главный корень растет вертикально вниз, а на нем появляются боковые корешки, которые тоже растут. Они появляются сначала вблизи основания главного корня, а уж потом ближе к его кончику, но никогда не растут на самой верхушке.

Посмотрите на проращенные семена на ваших столах и найдите на них главный и боковые корни. Корни также могут образовываться на нижней части побега, и тогда их называют придаточными. Границу между стеблем и корнем можно увидеть на вашем проростке фасоли, т.к. стебель намного толще корня.

Чтобы усилить появление придаточных растений проводят окучивание путем подсыпания к основаниям побега земли это необходимо для повышения урожая, к примеру, у таких растений как картофель, томаты, кукуруза и других культурных растений. Посмотрите на рисунок в вашем учебнике (с. 46) и подумайте, какое растение даст больше урожая, окученное или нет?

Постепенно у растения образуется множество корней, которые могут ветвиться, вместе все корни одного растения образуют корневую систему.

В корневой системе растения выделяют три типа корней. Давайте вспомним, какой корень появляется первым при прорастании семян и развивается из зародышевого корешка?

Значит, первое, что мы записываем, это главный корень.
Как назвать корни, которые отходят от главного?
Значит, вторым видом корней являются боковые.
И те корни, которые отрастают от нижней части побега называют? Значит, третий вид – придаточные корни.

Корневую системы различных растений разделяют на два типа (таблица “Типы корневых систем”). Если у растения хорошо различим главный корень, и от него отходят многочисленные боковые, как вы видите на таблице у одуванчика и моркови, такую корневую систему называют стержневой. Такие корневые системы характерны для двудольных растений.

Но помимо однодольных растений, как вы знаете, существуют еще и однодольные. У таких растений зародышевой корешок в проростке перестает расти вскоре после появления из семени. При этом от основания стебля начинает развиваться множество придаточных корней. Все эти корни имеют примерно одинаковую длину и толщину. Они образуют как бы пучок, или мочку, у основания стебля. Такую корневую систему называют мочковатой. Она встречается, к примеру, у лука, лилий.

Выпишите в свои тетради определения стержневой и мочковатой системы.

Характер расположения корней растения в почве во многом зависит от того, на какой почве обитает растение.

Так у деревьев, кустарников и трав, произрастающих на засушливых почвах, корневая система может уходить на глубину десятки метров, потому что вода в таких почвах находится на очень большой глубине. Подумайте, какие растения засушливых мест вы знаете?

А у растений, находящихся на хорошо увлажненной и даже болотистой почве, корни располагаются близко к поверхности. Почему? Действительно, им не нужно проникать на большую глубину в поисках влаги. Назовите примеры таких растений.

А теперь давайте попробуем определить типы корневых систем.

V. Лабораторная работа “Корневая система.

1. Рассмотрите гербарные образцы растений с мочковатой и стержневой корневой системой (одуванчик лекарственный, морковь, редька дикая, тимофеевка луговая, рожь посевная, пастушья сумка, горох посевной). Определите, какая у этих растений корневая система. Заполните таблицу:

Название растения

Тип корневой системы

Особенности строения корневой системы

     

2. Зарисуйте по одному растению со стержневой и мочковатой корневой системой, укажите, какие корни входят в их состав.

VI. Подведение итогов:

  • Перечислите виды корней.
  • Какие типы корневых систем вы знаете и в чем их особенности?
  • Как влияет тип почвы на корневую систему?

VII. Домашнее задание:

§, вопросы после параграфа. Заполнить дома таблицу к Л/р.

Методическая литература:

  1. Илларионов Э.Ф. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.
  2. Игошин Г.П. Уроки биологии в 6-м классе. Развернутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2002.
  3. Марина и др. Биология: Раздел “Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники”: Методическое пособие для учителя. М.: Издательский дом “ГЕНЖЕР”, 2001.

Научно-популярная литература:

  • Трайтак Д.И. книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Составитель Д.И. Трайтак. М.: Просвещение, 1978.
  • Наглядный словарь. Растения. М.: Слово, 2001.

Презентация