Урок – общественный смотр знаний "Основы цитологии" в 9-м классе

Разделы: Биология


Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Основы цитологии”.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщить и систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран;
  2. Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;

Развивающие:

  1. Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы;
  2. Способствовать развитию логического мышления, речи;
  3. Формировать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к предмету биология;
  2. Способствовать развитию у обучающихся требовательности к себе, чувству коллективизма;
  3. Совершенствование навыков работы в группах.

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации знаний.

Возраст: 9 кл.

Продолжительность: 1 учебный час.

Оборудование:

Таблицы “Строение растительной клетки”, “Строение животной клетки”, оборудование для проведения эксперимента, индивидуальные задания на карточках, компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, цветные карандаши, чистые листы бумаги.

Ход урока

І этап – Организация класса.

II этап – Постановка целей и задач урока. Слайд 1.

Учитель: Несколько уроков назад, кажется совсем недавно, мы начали изучать тему, знакомую нам с 6-го класса. Ещё с 6-го класса мы знаем, что цитология – это наука о клетке, а клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле. На протяжении нескольких уроков мы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории. На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материал о клетке, кратко вспомнить историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле, повторить строение органоидов клетки, сравнить клетки прокариот и эукариот. Запишите тему нашего урока: “Обобщение знаний по теме “клетка””. Наш урок будет проходить в форме игры КВН. Класс поделен на две команды. Команда “Вирусы” и команда “Клетка”. Для оценки вашей работы сформировано жюри в составе 2 учащихся 9 “Б” класса. Слайд 2. Кроме того, в классе присутствуют, независимые эксперты 2 ученика 11 класса. Жюри будет регистрировать как командные, так и личные результаты. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Каждый из вас получит оценки в зависимости от количества набранных баллов при проведении конкурсов.

III этап.

Слайд 3.

Итак, давайте познакомимся. Капитаны очень кратко и лаконично должны представить участников команды и назвать девиз команды. Спасибо. Жюри оценивает представление. Максимальный балл – 5

Слайд 4.

А мы приступаем к работе. Первый конкурс – “Разминка для ума”. Максимальная оценка 15 баллов. Правильный ответ – 1 балл. Каждой команде будет предложен перечень вопросов, отвечаем по очереди, быстро и точно.

Итак, начали.

  1. Вирус бактерий – бактериофаг.
  2. Бесцветные пластиды – лейкопласты.
  3. Процесс поглощения клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток – Фагоцитоз.
  4. Органоид, содержащий в своем составе центриоли, – клеточный центр.
  5. Самое распространенное вещество клетки – вода.
  6. Органоид клетки, представляющий систему трубочек, выполняющий функцию “склада готовой продукции”, – комплекс Гольджи.
  7. Органоид, в котором образуется и накапливается энергия, – митохондрия
  8. Фермент (объяснить термин) – биологический катализатор.
  9. Мономерами белков являются – аминокислоты.
  10. Химическая связь, соединяющая остатки фосфорной кислоты в молекуле АТФ, обладает свойством – макроэргичность
  11. Внутреннее вязкое полужидкое содержимое клетки – цитоплазма.
  12. Многоклеточные организмы – автотрофы – растения.
  13. Роберт Гук открыл клеточное строение растительной ткани в – 1665 году
  14. Одноклеточные организмы без клеточного ядра – прокариоты.
  15. Процесс захвата и поглощения клеткой жидкости с растворенными в ней веществами – пиноцитоз.
  16. Органоид, служащий местом сборки белков – рибосома.
  17. Органическое вещество, основное вещество клетки – белок.
  18. Органоид растительной клетки, представляющий собой пузырек, заполненный соком – вакуоль.
  19. Органоид, принимающий участие во внутриклеточном переваривании пищевых частиц – лизосома.
  20. Мономерами крахмала является – глюкоза.
  21. Химическая связь, определяющая первичную структуру белка – пептидная.
  22. Составная часть ядра (может быть одна или несколько) – ядрышко.
  23. Организмы – гетеротрофы – животные, грибы, бактерии.
  24. Кем и когда были открыты вирусы – Д.И.Ивановским в 1892 году.
  25. Назовите свойства дисахаридов – хорошо растворимы в воде и имеют сладкий вкус.
  26. Назовите простые моносахариды – Рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза.
  27. Липиды выполняют в клетках следующие биологические функции – энергетическая, запасающая, защитная, теплоизоляционная, строительная, регуляторная.
  28. Нуклеиновые кислоты – биополимеры, состоящие из мономеров – нуклеотидов.
  29. Каждый нуклеотид состоит из скольких компонентов, назовите их – Азотистое основание, углевод (рибоза или дезоксирибоза), и остаток фосфорной кислоты.
  30. АТФ – нуклеотид, состоящий из – азотистого основания Аденина, углевода рибозы, трех остатков фосфорной кислоты.

Слайд 5. А теперь переходим к экспериментальному этапу. Необходимо 1 человеку от команды подойти к столу со специальным оборудованием и используя инструктивную карточку, выполнить эксперимент и объяснить полученные результаты.

Слайд 6 и 7. Пока ребята готовят свои работы, всем остальным предстоит перейти к следующему конкурсу. “Третий лишний”. Вам предлагаются соединения, явления, понятия и т.д. Два из них объединены по определенному признаку, а третье является лишним. Найдите лишнее слово и ответ аргументируйте. Время 2 мин. Команда “Клетка”

  1. Аминокислота, глюкоза, поваренная соль (Поваренная соль – неорганическое вещество)
  2. ДНК, РНК, АТФ. – (АТФ – аккумулятор энергии)
  3. Крахмал, целлюлоза, каталаза – (Каталаза – белок, фермент)

Команда “Вирусы”

  1. Аденин, Тимин, хлорофилл. (Хлорофилл – пигмент зеленого цвета)
  2. Лизосома, рибосома, прокариоты. (Прокариоты – организмы, в клетках которых отсутствует ядро)
  3. Гликоген, крахмал, инсулин. (Инсулин – белок)

Слово представляем учащимся, выполнявшим эксперимент.

Слайд 8 и 9.

Переходим к 4 конкурсу “Блиц – турниру”.

На слайде представлены Различные органоиды и клеточные структуры. Необходимо определить их название.

Клетка – Митохондрии, Вирусы – Аппарат Гольджи

Клетка – Гранулярная ЭПС, Вирусы – Хромосомы.

Слайд 10; 11; 12.

А теперь вашему вниманию представляю конкурс № 5 ”Установите соответствие”. Уважаемые ребята, различные клеточные структуры перечислены под номерами, а функции и характеристики под буквами. Укажите, какие из названных функций или характеристик соответствуют каждой из этих структур. Время работы – 5 минут. Работаем сообща, результаты работы сдаем жюри.

Правильные ответы “Клетка” (1-г, 2-Д, 3-Е, 4-Ж, 5-А, 6-В, 7-Б, 8-А);

“Вирусы” (1-Е, 2-Б, 3-В, 4-Ж, 5-Д, 6-А, 7-Г, 8-Б.)

Слайд 13 – 14. Настало время конкурса №6 “Выберите организмы – прокариоты”. Время – 2 мин. Работаем сообща. Максимальное количество баллов – 3.

Слайд 15. А теперь настало время для конкурса капитанов.

Капитаны получают карандаши и чистые листы бумаги. Задание: изобразить за 2 мин. Наибольшее органоидов клетки и подписать их.

Слайд 16. Пока ребята готовятся. Команды выполняет индивидуальные задания по карточкам. Работы сдают жюри. Время 2 мин.

Команда “Клетка”

Определите иРНК и первичную структуру белка, закодированного в участке ДНК: Г-Т-Т-Ц-Т-А-А-А_А-Г-Г-Ц-Ц-А-Т, если 5 – й нуклеотид будет удален, а между 8-м и 9-м нуклеотидом встанет тимидиловый нуклеотид.

Ответ: иРНК: Ц-А-А-Г-У-У-У-А-Т-Ц-Ц-Г-У-А; глутамин – Валин – лейцин – пролин – Валин.

Команда “Вирусы”

Дан участок цепи ДНК: Т-А-Г-Т-Г-А-Т-Т-Т-А-А-Ц-Т-А-Г. Какова будет первичная структура белка, если под воздействием химических мутагенов 6-й и 8-й нуклеотиды будут заменены цитидиловыми?

Ответ: ИРНК: А-У-Ц-А-Ц-Г-А-Г-А-У-У-Г-А-У-Ц; белок: изолейцин – треонин – аргинин – лейцин – изолейцин.)

Слайд 17

Пока жюри подводит итоги конкурсов. Командам предлагается конкурс “Ваше мнение”. В случае затруднения с ответом, команда имеет право помогать своему товарищу.

Команда “Клетка”

– Почему клетку называют саморегулирующейся, самовоспроизводящейся и открытой системой?

Ответ: В клетке протекают реакции обмена веществ, обеспечивающие постоянство внутренней среды, поэтому клетка – саморегулирующая система. Размножение происходит путем деления сообразованием дочерней клетки, которая при отсутствии мутаций неотличима от материнской. Клетка является открытой системой, т.к. она обменивается веществом и энергией с окружающей средой.

Команда “Вирусы”.

– На каком этапе эволюции появились вирусы? Укажите последовательность возникновения в процессе эволюции: эукариоты, доклеточные структуры, вирусы, прокариоты.

Ответ: Вирусы могут размножаться только в живых клетках, поэтому они должны были появиться в процессе эволюции после возникновения клетки: доклеточные структуры – прокариоты – вирусы – эукариоты.

Подведение итогов. Слово предоставляется жюри. В случае одинаковых баллов предлагается еще один конкурс. Слайд 18. Вопрос командам. Какой процесс представлен на слайде? Объяснить его.

Слайд 19

Оценивается деятельность учащихся, команд. Награждение команды – победительницы. Слово независимым экспертам.

Приложение 1