Цель: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Основы цитологии”.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран;
- Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле;
Развивающие:
- Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы;
- Способствовать развитию логического мышления, речи;
- Формировать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к предмету биология;
- Способствовать развитию у обучающихся требовательности к себе, чувству коллективизма;
- Совершенствование навыков работы в группах.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний.
Возраст: 9 кл.
Продолжительность: 1 учебный час.
Оборудование:
Таблицы “Строение растительной клетки”, “Строение животной клетки”, оборудование для проведения эксперимента, индивидуальные задания на карточках, компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, цветные карандаши, чистые листы бумаги.
Ход урока
І этап – Организация класса.
II этап – Постановка целей и задач урока. Слайд 1.
Учитель: Несколько уроков назад, кажется совсем недавно, мы начали изучать тему, знакомую нам с 6-го класса. Ещё с 6-го класса мы знаем, что цитология – это наука о клетке, а клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле. На протяжении нескольких уроков мы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории. На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материал о клетке, кратко вспомнить историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле, повторить строение органоидов клетки, сравнить клетки прокариот и эукариот. Запишите тему нашего урока: “Обобщение знаний по теме “клетка””. Наш урок будет проходить в форме игры КВН. Класс поделен на две команды. Команда “Вирусы” и команда “Клетка”. Для оценки вашей работы сформировано жюри в составе 2 учащихся 9 “Б” класса. Слайд 2. Кроме того, в классе присутствуют, независимые эксперты 2 ученика 11 класса. Жюри будет регистрировать как командные, так и личные результаты. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Каждый из вас получит оценки в зависимости от количества набранных баллов при проведении конкурсов.
III этап.
Слайд 3.
Итак, давайте познакомимся. Капитаны очень кратко и лаконично должны представить участников команды и назвать девиз команды. Спасибо. Жюри оценивает представление. Максимальный балл – 5
Слайд 4.
А мы приступаем к работе. Первый конкурс – “Разминка для ума”. Максимальная оценка 15 баллов. Правильный ответ – 1 балл. Каждой команде будет предложен перечень вопросов, отвечаем по очереди, быстро и точно.
Итак, начали.
- Вирус бактерий – бактериофаг.
- Бесцветные пластиды – лейкопласты.
- Процесс поглощения клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток – Фагоцитоз.
- Органоид, содержащий в своем составе центриоли, – клеточный центр.
- Самое распространенное вещество клетки – вода.
- Органоид клетки, представляющий систему трубочек, выполняющий функцию “склада готовой продукции”, – комплекс Гольджи.
- Органоид, в котором образуется и накапливается энергия, – митохондрия
- Фермент (объяснить термин) – биологический катализатор.
- Мономерами белков являются – аминокислоты.
- Химическая связь, соединяющая остатки фосфорной кислоты в молекуле АТФ, обладает свойством – макроэргичность
- Внутреннее вязкое полужидкое содержимое клетки – цитоплазма.
- Многоклеточные организмы – автотрофы – растения.
- Роберт Гук открыл клеточное строение растительной ткани в – 1665 году
- Одноклеточные организмы без клеточного ядра – прокариоты.
- Процесс захвата и поглощения клеткой жидкости с растворенными в ней веществами – пиноцитоз.
- Органоид, служащий местом сборки белков – рибосома.
- Органическое вещество, основное вещество клетки – белок.
- Органоид растительной клетки, представляющий собой пузырек, заполненный соком – вакуоль.
- Органоид, принимающий участие во внутриклеточном переваривании пищевых частиц – лизосома.
- Мономерами крахмала является – глюкоза.
- Химическая связь, определяющая первичную структуру белка – пептидная.
- Составная часть ядра (может быть одна или несколько) – ядрышко.
- Организмы – гетеротрофы – животные, грибы, бактерии.
- Кем и когда были открыты вирусы – Д.И.Ивановским в 1892 году.
- Назовите свойства дисахаридов – хорошо растворимы в воде и имеют сладкий вкус.
- Назовите простые моносахариды – Рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза.
- Липиды выполняют в клетках следующие биологические функции – энергетическая, запасающая, защитная, теплоизоляционная, строительная, регуляторная.
- Нуклеиновые кислоты – биополимеры, состоящие из мономеров – нуклеотидов.
- Каждый нуклеотид состоит из скольких компонентов, назовите их – Азотистое основание, углевод (рибоза или дезоксирибоза), и остаток фосфорной кислоты.
- АТФ – нуклеотид, состоящий из – азотистого основания Аденина, углевода рибозы, трех остатков фосфорной кислоты.
Слайд 5. А теперь переходим к экспериментальному этапу. Необходимо 1 человеку от команды подойти к столу со специальным оборудованием и используя инструктивную карточку, выполнить эксперимент и объяснить полученные результаты.
Слайд 6 и 7. Пока ребята готовят свои работы, всем остальным предстоит перейти к следующему конкурсу. “Третий лишний”. Вам предлагаются соединения, явления, понятия и т.д. Два из них объединены по определенному признаку, а третье является лишним. Найдите лишнее слово и ответ аргументируйте. Время 2 мин. Команда “Клетка”
- Аминокислота, глюкоза, поваренная соль (Поваренная соль – неорганическое вещество)
- ДНК, РНК, АТФ. – (АТФ – аккумулятор энергии)
- Крахмал, целлюлоза, каталаза – (Каталаза – белок, фермент)
Команда “Вирусы”
- Аденин, Тимин, хлорофилл. (Хлорофилл – пигмент зеленого цвета)
- Лизосома, рибосома, прокариоты. (Прокариоты – организмы, в клетках которых отсутствует ядро)
- Гликоген, крахмал, инсулин. (Инсулин – белок)
Слово представляем учащимся, выполнявшим эксперимент.
Слайд 8 и 9.
Переходим к 4 конкурсу “Блиц – турниру”.
На слайде представлены Различные органоиды и клеточные структуры. Необходимо определить их название.
Клетка – Митохондрии, Вирусы – Аппарат Гольджи
Клетка – Гранулярная ЭПС, Вирусы – Хромосомы.
Слайд 10; 11; 12.
А теперь вашему вниманию представляю конкурс № 5 ”Установите соответствие”. Уважаемые ребята, различные клеточные структуры перечислены под номерами, а функции и характеристики под буквами. Укажите, какие из названных функций или характеристик соответствуют каждой из этих структур. Время работы – 5 минут. Работаем сообща, результаты работы сдаем жюри.
Правильные ответы “Клетка” (1-г, 2-Д, 3-Е, 4-Ж, 5-А, 6-В, 7-Б, 8-А);
“Вирусы” (1-Е, 2-Б, 3-В, 4-Ж, 5-Д, 6-А, 7-Г, 8-Б.)
Слайд 13 – 14. Настало время конкурса №6 “Выберите организмы – прокариоты”. Время – 2 мин. Работаем сообща. Максимальное количество баллов – 3.
Слайд 15. А теперь настало время для конкурса капитанов.
Капитаны получают карандаши и чистые листы бумаги. Задание: изобразить за 2 мин. Наибольшее органоидов клетки и подписать их.
Слайд 16. Пока ребята готовятся. Команды выполняет индивидуальные задания по карточкам. Работы сдают жюри. Время 2 мин.
Команда “Клетка”
Определите иРНК и первичную структуру белка, закодированного в участке ДНК: Г-Т-Т-Ц-Т-А-А-А_А-Г-Г-Ц-Ц-А-Т, если 5 – й нуклеотид будет удален, а между 8-м и 9-м нуклеотидом встанет тимидиловый нуклеотид.
Ответ: иРНК: Ц-А-А-Г-У-У-У-А-Т-Ц-Ц-Г-У-А; глутамин – Валин – лейцин – пролин – Валин.
Команда “Вирусы”
Дан участок цепи ДНК: Т-А-Г-Т-Г-А-Т-Т-Т-А-А-Ц-Т-А-Г. Какова будет первичная структура белка, если под воздействием химических мутагенов 6-й и 8-й нуклеотиды будут заменены цитидиловыми?
Ответ: ИРНК: А-У-Ц-А-Ц-Г-А-Г-А-У-У-Г-А-У-Ц; белок: изолейцин – треонин – аргинин – лейцин – изолейцин.)
Слайд 17
Пока жюри подводит итоги конкурсов. Командам предлагается конкурс “Ваше мнение”. В случае затруднения с ответом, команда имеет право помогать своему товарищу.
Команда “Клетка”
– Почему клетку называют саморегулирующейся, самовоспроизводящейся и открытой системой?
Ответ: В клетке протекают реакции обмена веществ, обеспечивающие постоянство внутренней среды, поэтому клетка – саморегулирующая система. Размножение происходит путем деления сообразованием дочерней клетки, которая при отсутствии мутаций неотличима от материнской. Клетка является открытой системой, т.к. она обменивается веществом и энергией с окружающей средой.
Команда “Вирусы”.
– На каком этапе эволюции появились вирусы? Укажите последовательность возникновения в процессе эволюции: эукариоты, доклеточные структуры, вирусы, прокариоты.
Ответ: Вирусы могут размножаться только в живых клетках, поэтому они должны были появиться в процессе эволюции после возникновения клетки: доклеточные структуры – прокариоты – вирусы – эукариоты.
Подведение итогов. Слово предоставляется жюри. В случае одинаковых баллов предлагается еще один конкурс. Слайд 18. Вопрос командам. Какой процесс представлен на слайде? Объяснить его.
Слайд 19
Оценивается деятельность учащихся, команд. Награждение команды – победительницы. Слово независимым экспертам.