Тема: Сочинение "900 дней и ночей" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: научить составлять письменный текст.

Задачи урока:

  1. Формирование умения обобщать изученный материал в  письменном тексте;
  2. Повторение знаний о наречии;
  3. Совершенствование навыков составления текста;
  4. Развитие умения использовать речевые средства для передачи своего отношения к описываемому событию.

Ход урока

1. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

– Что такое наречие?

– Какие разряды наречий вы знаете?

– Что особенного в этой части речи?

– Что нужно было сделать дома? (Подобрать наречия к сочинению)

– Для чего я попросила вас об этом? (Эти наречия мы будем использовать нашем рассказе о блокаде Ленинграда)

– Какое событие предшествовало этому?

60 лет прорыва блокады Ленинграда.
Мы читали о жизни ленинградцев во время ВОВ, изучали их дневники, смотрели фильмы, встречались с ветеранами ВОВ, которые во время блокады были в Ленинграде, слушали ленинградскую симфонию.

– Какие наречия вы подобрали? (Записываем на доске)

самоотверженно
страшно
навечно
мужественно
холодно
голодно
всегда
вместе
вокруг
ежедневно

– Попробуем составить предложения с этими наречиями (из набора слов составить предложения и добавить свое наречие – работа в парах по карточкам).

Ленинградцы мужественно переносили голод во время блокады.
Было очень страшно, когда немцы бомбили город.
Ежедневно умирали десятки людей.
Оставшиеся в живых навечно стали братьями и сестрами.

– Это уже текст или еще только отдельные предложения?

– А что такое текст?

Текст – это несколько предложений, которые объединены по смыслу, предложения в тексте отвечают одной теме.

– Так вот сегодня мы будем составлять текст о блокаде Ленинграда, название которого “900 дней и ночей”.

2. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.

– Из заголовка понятно, о чем мы будем рассказывать в сочинении?

– Что это за 900 дней и ночей?

– Как вы думаете, для чего нам это нужно?

  1. Научиться составлять грамотно предложения.
  2. Чтобы помнить о подвиге ленинградцев.
  3. Чтобы выразить свои чувства.

– С чего начнем? С составления плана. План нам нужен для того, чтобы связать предложения между собой в одно целое, не прыгать с одного на другое.

– Итак, о чем же нужно рассказать сначала? (Рассказывают дети)

В 1941 году неожиданно для нашей страны немецкие войска совершили вероломное нападение. Фашисты нарушили договор о мире, решили завоевать наши земли, подчинить себе россиян. Советские войска пытались отразить атаки противника, но враг был вооружен до зубов.

– Как назовем эту часть текста? (Нападение)

– О чем будем рассказывать дальше? Надо раскрыть тему, которая выражена в заголовке.

В сентябре 1941 года немцы взяли Ленинград в кольцо, они хотели захватить самый красивый, богатый город, знаменитый историческими достопримечательностями. Но войска не допустили фашистов. Тогда немцы взяли его в осаду и не пропускали транспорт с провизией. Они считали, что через две недели голода ленинградцы сами сдадутся.

– Как назовем эту часть текста? (Блокада)

– Ленинградцы самоотверженно боролись за свой любимый город.

В следующей части мы и напишем об их жизни во время блокады, т.е. все что мы прочитали, просмотрели и услышали от очевидцев и участников тех далеких событий и назовем мы эту часть текста…(900 дней и ночей)
Вспоминаем и рассказываем с детьми все, что изучили о блокаде Ленинграда.

– О чем будем говорить дальше?

О том, что 27 января 1944 года наши войска освободили Ленинград, что детей эвакуировали в более безопасные районы страны, что остались записки и дневники умирающих людей. (Снятие блокады)

– Что же нужно сказать в заключении?

О том, что мы помним о подвиге ленинградцев, что невозможно забыть об этом. Можно привести слова академика Лихачева и президента России Путина на Пискаревском кладбище. (Благодарность или память потомков).

– Ну, что ж, план есть, мысли есть, можно начинать писать. Перед тем, как написать, мысленно проговорите каждую часть текста. Желаю удачи!

3. Репродуктивная деятельность учащихся

Через 3-4 минуты прослушиваем начало работы нескольких учащихся, корректируем по необходимости.

– Можно послушать, как вы начали свое сочинение?

4. Проверка выполнения работ.

– Кто желает прочитать свое сочинение? (Прослушиваем несколько сочинений)

5. Подведение итогов урока.

– Чему вы сегодня научились? (Составлять план сочинения, выражать свои мысли и чувства в письменной форме)

– Кому было трудно составлять письменный текст? Почему?

– Я уверена, вы прекрасно справились с работой!