Цель урока: научить составлять письменный текст.
Задачи урока:
- Формирование умения обобщать изученный материал в письменном тексте;
- Повторение знаний о наречии;
- Совершенствование навыков составления текста;
- Развитие умения использовать речевые средства для передачи своего отношения к описываемому событию.
Ход урока
1. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
– Что такое наречие?
– Какие разряды наречий вы знаете?
– Что особенного в этой части речи?
– Что нужно было сделать дома? (Подобрать наречия к сочинению)
– Для чего я попросила вас об этом? (Эти наречия мы будем использовать нашем рассказе о блокаде Ленинграда)
– Какое событие предшествовало этому?
60 лет прорыва блокады Ленинграда.
Мы читали о жизни ленинградцев во время ВОВ, изучали их дневники, смотрели фильмы, встречались с ветеранами ВОВ, которые во время блокады были в Ленинграде, слушали ленинградскую симфонию.
– Какие наречия вы подобрали? (Записываем на доске)
самоотверженно
страшно
навечно
мужественно
холодно
голодно
всегда
вместе
вокруг
ежедневно
– Попробуем составить предложения с этими наречиями (из набора слов составить предложения и добавить свое наречие – работа в парах по карточкам).
Ленинградцы мужественно переносили голод во время блокады.
Было очень страшно, когда немцы бомбили город.
Ежедневно умирали десятки людей.
Оставшиеся в живых навечно стали братьями и сестрами.
– Это уже текст или еще только отдельные предложения?
– А что такое текст?
Текст – это несколько предложений, которые объединены по смыслу, предложения в тексте отвечают одной теме.
– Так вот сегодня мы будем составлять текст о блокаде Ленинграда, название которого “900 дней и ночей”.
2. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными.
– Из заголовка понятно, о чем мы будем рассказывать в сочинении?
– Что это за 900 дней и ночей?
– Как вы думаете, для чего нам это нужно?
- Научиться составлять грамотно предложения.
- Чтобы помнить о подвиге ленинградцев.
- Чтобы выразить свои чувства.
– С чего начнем? С составления плана. План нам нужен для того, чтобы связать предложения между собой в одно целое, не прыгать с одного на другое.
– Итак, о чем же нужно рассказать сначала? (Рассказывают дети)
В 1941 году неожиданно для нашей страны немецкие войска совершили вероломное нападение. Фашисты нарушили договор о мире, решили завоевать наши земли, подчинить себе россиян. Советские войска пытались отразить атаки противника, но враг был вооружен до зубов.
– Как назовем эту часть текста? (Нападение)
– О чем будем рассказывать дальше? Надо раскрыть тему, которая выражена в заголовке.
В сентябре 1941 года немцы взяли Ленинград в кольцо, они хотели захватить самый красивый, богатый город, знаменитый историческими достопримечательностями. Но войска не допустили фашистов. Тогда немцы взяли его в осаду и не пропускали транспорт с провизией. Они считали, что через две недели голода ленинградцы сами сдадутся.
– Как назовем эту часть текста? (Блокада)
– Ленинградцы самоотверженно боролись за свой любимый город.
В следующей части мы и напишем об их жизни во время блокады, т.е. все что мы прочитали, просмотрели и услышали от очевидцев и участников тех далеких событий и назовем мы эту часть текста…(900 дней и ночей)
Вспоминаем и рассказываем с детьми все, что изучили о блокаде Ленинграда.
– О чем будем говорить дальше?
О том, что 27 января 1944 года наши войска освободили Ленинград, что детей эвакуировали в более безопасные районы страны, что остались записки и дневники умирающих людей. (Снятие блокады)
– Что же нужно сказать в заключении?
О том, что мы помним о подвиге ленинградцев, что невозможно забыть об этом. Можно привести слова академика Лихачева и президента России Путина на Пискаревском кладбище. (Благодарность или память потомков).
– Ну, что ж, план есть, мысли есть, можно начинать писать. Перед тем, как написать, мысленно проговорите каждую часть текста. Желаю удачи!
3. Репродуктивная деятельность учащихся
Через 3-4 минуты прослушиваем начало работы нескольких учащихся, корректируем по необходимости.
– Можно послушать, как вы начали свое сочинение?
4. Проверка выполнения работ.
– Кто желает прочитать свое сочинение? (Прослушиваем несколько сочинений)
5. Подведение итогов урока.
– Чему вы сегодня научились? (Составлять план сочинения, выражать свои мысли и чувства в письменной форме)
– Кому было трудно составлять письменный текст? Почему?
– Я уверена, вы прекрасно справились с работой!