Цель. Развитие речи младших школьников.
Задачи урока.
- Обучение составлению текста в стихотворной форме.
- Формирование умения подбирать слова-синонимы.
- Формирование навыка выделения грамматической основы предложения.
- Развитие памяти, воображения, мышления, речи.
Ход урока
1. Организация начала урока.
– Здравствуйте, дорогие родители и гости! Мы очень рады встрече с вами, т. к. хотим поделиться с вами радостью, радостью открытия новых знаний, приобретения новых умений. Мы стали настоящими исследователями, мы научились наблюдать, и мы сегодня это продемонстрируем!
2. Актуализация знаний и практических умений.
– Что вы можете сказать о сегодняшнем дне! (Солнечный, хороший, теплый, радостный…)
– Иными словами, вас сегодня погода радует. Подберите слова, с помощью которых можно описать сегодняшнюю погоду. (Погода хорошая, замечательная, радующая…)
– А день как можно назвать, раз погода вас радует? (Погожий)
– Кто напишет это слово на доске? (Дети пишут, объясняя орфограммы)
– Посмотрите на мой погожий день! (Приложение)
– В этот замечательный день мы видим на улице кого? (Мужчину, человека, дяденьку, папу…)
– Как назвать людей, которых вы видите на улице, они проходят мимо вас? (Прохожие)
– Это слово нам тоже пригодится! (Один из учеников записывает на доске, объясняя орфограммы)
– Вы увидели прохожего, он привлек чем-то ваше внимание, и у вас возникли какие-то мысли! Выскажите их! (Дети придумывают предложения о прохожем)
– А можно эти мысли объединить? Что получится? (Текст)
– Мы сегодня составим текст об этом прохожем, но непростой, а стихотворный! Что это значит?
(Все слова в этом тексте нужно подобрать так, чтобы получилось стихотворение, т.е. концы строчек должны быть рифмующимися.)
3. Система подводящих творческих задач.
– Я вам помогу, если хотите! Вот начало нашего стихотворения.
Плакат:
Как-то в один день _________________________
Шел по улице ______________________________
Шел и что-то напевал.
Про ________________________________ * * * *
И _______________________________________ ,
__________________________________________
Он_______________________________________
– Прочитаем первые две строчки, какие слова уже можно вставить? (На доске уже написаны слова “прохожий”, “погожий”)
Как-то в один день погожий
Шел по улице прохожий,
Шел и что-то напевал
– Рисунок подскажет, про что он напевал. (Про снежинки)
– Давайте подберем определение к слову “снежинки”, опишем их, расскажем о них, какие они.
(Веселые, летящие, красивые, забавные…)
– А что такое снежинки вообще? (Замерзшая вода) Что такое замерзшая вода? (Лед) Так что такое снежинки? (Льдинки!)
– Это изображение (на слайде) поможет сказать о льдинках красиво. (Танцующие льдинки!) Приложение
Выкладываем на плакат:
Про летящие снежинки
И танцующие льдинки
– А дальше неплохо бы вставить образное сравнение. С чем можно сравнить снежинки?
(Подбор рифмующихся слов: пушинки, картинки, машинки…)
– Какие слова помогут выстроить образное сравнение? (Как, будто, словно, точно)
– Осталось подобрать определение к слову “пушинки”. (Легкие, веселые, воздушные…)
Как-то в один день погожий
Шел по улице прохожий,
Шел и что-то напевал
Про летящие снежинки,
И танцующие льдинки,
Словно легкие пушинки,
Он____________________________ .
– Вот теперь про самого прохожего, что же он делал с этими снежинками? К какому слову нужно подобрать рифму? (Прохожий что делал? Шел и напевал.) Слово “напевал” в конце строчки, значит, к нему подобрать рифму, чтобы закончить стихотворение.
– Напевал – собирал, глотал, хватал, мешал, ломал…
4. Творческая работа.
– Придумайте последнюю строчку сами и запишите ее!
– Кто готов прочитать свою версию? (Он в ладони собирал. Он их весело глотал. Он их в воздухе мешал. Он руками их хватал.)
5. Репродуктивная деятельность.
(После проговаривания по слогам и обычным текстом записываем первые две строчки по памяти. А остальные списываем, добавляя свою последнюю строчку.)
Как-то в один день погожий
Шел по улице прохожий,
Шел и что-то напевал
Про летящие снежинки,
И танцующие льдинки,
Будто легкие пушинки,
Он в ладони собирал.
6. Взаимопроверка по образцу.
7. Повторение ранее изученного материала.
– Подчеркните основу предложения. Непонятно, такое трудное большое предложение! Трудно, значит, нужно найти, о чем вообще говорится в стихотворении. (Здесь два предложения: сначала говорится о прохожем, который шел и напевал.)
– Найдите и прочитайте первое предложение. (Как-то в один день погожий шел по улице прохожий, шел и что-то напевал про летящие снежинки.)
– А потом что и о ком говорится? (Про него же, и он собирал танцующие льдинки.)
– Прочитайте второе предложение. (И танцующие льдинки, будто легкие пушинки, он в ладони собирал.)
– Теперь легче найти основы этих предложений! (1. Прохожий шел и напевал. 2. Он собирал.)
– Надпишите над каждым словом в предложении часть речи, обозначающую это слово.
– Кто готов прочитать? (Один читает, другие проверяют, соглашаются или не соглашаются.)
8. Итог урока.
– Вернемся к нашему прохожему. У вас настроение в конце урока такое же или нет? Почему? Кому трудно было и в чем? Почему? Получили вы удовольствие от урока? Почему? Оцените свою работу на уроке сами с помощью наших смайликов!