Чтение представляет собой сложный психофизический процесс, осуществляемый при непосредственном участии и контроле со стороны высших отделов центральной нервной системы и при совместной деятельности зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов.
Как отмечают многие исследователи, учащиеся с умеренной умственной отсталостью испытывают разнообразные трудности при обучении чтению. Психофизиологической основой трудностей чтения являются замедленный темп приема и переработки зрительно воспринимаемой информации. Установление ассоциативных связей между зрительным, духовным и речевым центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.
За первый год обучения учащиеся с умеренной умственной отсталостью усваивают все буквы, умеют сливать их в слоги, половина школьников владеют слоговым способом чтения и переходят к чтению целыми словами, остальные ученики читают по буквам.
Проблема в недостатке чтения - монотонность, отсутствие пунктуационной информации; понимания смысла прочитанного на уровне буквы, слога, слова, применение различных коррекционных методик формирования навыка чтения происходит замедленно и трудно.
Поэтому, изучая данную проблему, на коррекционных занятиях использую нетрадиционные методы терапии, результативные методики коррекции нарушения чтения.
Цель: Создать условия для формирование беглого, осознанного чтения у учащихся с нарушением интеллекта, используя нетрадиционные методы терапии (ароматерапия, хромотерапия, музыкотерапия)
Формирование чтения ведется поэтапно.
№ |
Этапы |
Задачи |
Содержание |
1 |
Подготовительный |
|
1. Первичная диагностика звукопроизношения, ф\ф слуха, чтении. 2. Усвоение образа печатной графемы (буквы). 3. Слияние слогов. 4. Слияние слогов в слово. 5. Дифференциация слогов с гласными 1-го и 2-го ряда. |
2 |
Переходный |
|
Промежуточная диагностика. 1. Чтение слогов со стечением согласных. 2. Чтение трех-четырех сложных слов. 3. Соединении слов в предложение. |
3 |
Основной |
|
Промежуточная диагностика. 1. Умение понять и повторить слово (осознанность). 2. Вычленение непонятных слов (осознанность). 3. Понимание смысла короткого предложения. 4. Ответы на вопросы по прочитанному предложению. 5. Делать вывод из прочитанного, понять смысл короткого текста. |
Задачи:
- Развивать фонематический слух фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза.
- Формировать четкий зрительный образ букв.
- Формировать умение произносить и читать слова разной слоговой структуры.
- Использовать нетрадиционные методы терапии в логопедической работе
Первичное обследование.
Задачи первого этапа:
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие фонематических представлений.
- Развитие зрительного восприятия.
- Знакомство с ориентирами чтения.
- Совершенствование слогового типа чтения.
- Формирования качества чтения (1-2 класс).
* Усвоение образа печатной графемы (буквы).
Этапы работы
Подготовительный этап; запоминание печатной графемы; воспроизведение печатной графемы;
дифференциация печатной графемы из ряда других.
Формы работы:
- всевозможные виды манипуляций с печатной графемой: обведение трафаретов, обведение по кальке, раскрашивание, шнуровка, запоминание одного изображения и нахождение его среди других;
- игра «На что похожа графема» - разглядывание, называние похожих предметов, стихи для запоминания - нахождение и выделение элементов, из которых состоит графема;
- конструирование графемы (из элементов, из проволоки, ленты, лепка из пластилина и выкладывание поверх пластилина крупой);
- нахождение в ряде других графем, в тексте заданной графемы;
- нахождение заданной графемы в зашумленном поле;
- обведение контура графемы пальцем на песке, бархатной бумаге;
- выделение общего элемента в разных графемах, найти сходства и различия;
- угадывание графемы с закрытыми глазами, когда учитель пишет ее пальцем на ладони, спине;
- «волшебный мешочек» среди пластмассовых букв вмешочке определить наощупь, какую ты держишь в руке.
* Слияние слогов.
Этапы работы заучивание слогов целиком; чтение открытых слогов вида: МА, МУ, ША, ШУ и т.д.; чтение слов, состоящих из изученных открытых слогов, МА-МА, МА-ША; чтение закрытых слогов АМ, УМ и т. д; чтение слов, состоящих из комбинаций пройденных видов слогов, УШ-ЛА, УМНА; чтение слогов со стечением согласных и т.д.
Формы работы: чтение по слоговым карточкам; чтение по слоговым таблицам с определенными типами слогов, возможных слов, нахождение слов среди слогов; чтение по текстам букваря, азбуки и др.; чтение по разрезной, магнитной азбуке; нахождение и обведение названных учителем слогов в ряде предложенных; составление слов из выделенных слогов; чтение - игра с кубиками (на всех гранях кубиков написаны пройденные слоги; кубик кидают друг другу, читают слоги и проверяют правильность прочтения партнером).
* Слияние слогов в слово
Этапы работы
Чтение двусложных слов из простых, открытых слогов при минимальном наборе последних МА-МА,МА ША; чтение двусложных слов из комбинаций открытых и закрытых СЛОГОВ УШ-ДА, УМНА; чтение трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов; чтение слогов со стечением согласных и т.д.
Формы работы:
- чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом; чтение слов нараспев с ускорением;
- чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением; запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);
- составление слов из одного данного слога и набора подходящих: МА + МА, ША, КИ, НЯ, ЛА, ЛО, ЛУ;
- чтение слов, отличающихся одной –двумя буквами. И с предварительным анализом различий; чтение столбиков слов с одинаковыми гласными с предварительным выделением этой гласной;
- чтение столбиков слов с одинаковой концовкой с предварительным выделением этой концовки; чтение форм одного и того же слова с предварительным выделением общей части;
- игра «Подскажи конец словечка»; нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
- самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте; нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;
- самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях.
Промежуточное обследование (2 класс)
Задачи второго этапа:
- Автоматизировать навыки чтения с учётом ориентиров
- Отработка технической стороны чтения
- Обогащение словарного запаса
- Формирование качества чтения
- Формирование осознанного чтения
* Чтение слогов со стечением согласных
Этапы работы
- чтение слогов со стечением согласных. в начале: КРА, ДРУ;
- формирование умения находить слова со стечением согласных: чтение слов со стечением согласных в начале слова: ХЛЕБ, КРОТ и т. д.;
- составление слов, состоящих из одного слога со стечением согласных и набора подходящих слогов: КРО + ЛИК, ТЫ, ХА;
- чтение слогов со стечением согласных в конце: АКР, ЕСЛ;
- чтение слов со стечением согласных в конце слова: ШАРФ, ЛИСТ, КУСТ;
- чтение слов со стечением согласных в сложных случаях: СОРВАЛИ, ОТКРЫТЫЙ.
Формы работы:
- присоединение к одному открытому слогу разных согласных букв: К-РО, М-РО, ПРО,Д-РО;
- чтение цепочек А-РА-КРА-КРАН-ЭКРАН с выделением всех получившихся слов из текста;
- нахождение 11 выделение слогов со стечением согласных в ряде слогов, словах, в текстах;
- маркировка одной согласной буквы точкой, оставшегося слога - дугой; чтение набор" из нескольких слогов с ускорением;
- элементы глобального пения - запоминание слов с опорой на картинку (карточки, лото);
- чтение слов 13 таблицах;
- нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение сплошного текста;
- самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
- нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слов направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях;
* Чтение трех-четырех сложных слов
Этапы работы
- чтение слов из простых открытых слогов при минимальном наборе слогов: МА-ШИНА, МА-ЛИ-НА, ЛИ-МО-НЫ;
- чтение слов из комбинаций открытых и закрытых слогов А,Х-НУ-ЛИ, УМ-НИ-ЦА;
- чтение слов со стечением согласных и т.д.: СВА-РИ-ЛИ, КРО-КО-ДИЛ, НА-КЛОНИ-ЛА.
Формы работы:
- составление слова из данных слогов: соедини, проведи дорожки так, чтобы из слогов получилось слово;
- читать слоги из правого и левого столбика или верхнего и нижнего ряда;
- слоги, выделенные одним цветом; одного размера;
- чтение слов под постепенно ускоряющийся ритм, заданный педагогом;
- чтение набора из нескольких слов «по кругу» с ускорением;
- чтение слов, отличающихся одной-двумя буквами, с предварительным анализом различий;
- чтение столбиков слов с одинаковыми гласными с предварительным их выделением;
- чтение столбиков слов с одинаковой концовкой с предварительным их выделением;
- чтение форм одного и того же слова с предварительным выделением общей части;
- чтение слов целиком с выделением интонацией ударного слова после предварительной маркировки педагогом или ребенком;
- «Подскажи конец словечка»;
- нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
- самостоятельное нахождение «спрятавшихся слов», выделение маркером и чтение в сплошном тексте;
- нахождение заданных слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз, во всех возможных направлениях; самостоятельное нахождение слов, выделение маркером и чтение в слоговой таблице по горизонтали, слева направо, сверху вниз.
* Соединение слов в предложение
Этапы работы
- чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим повторением предложения за педагогом;
- чтение предложений, состоящих из двух слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;
- чтение предложений, состоящих из трех-четырех слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;
- чтение простых предложений, состоящих из более чем четырех слов, с последующим самостоятельным повторением предложения;
- чтение сложных предложений с последующим самостоятельным повторением предложения.
Формы работы:
- многократное прочтение предложения и ответы на вопросы к каждому слову; затем повторение предложения;
- прорисовывание каждого слова предложения с последующим повтором предложения по ряду картинок;
- восстановление предложения с помощью деформированного ряда картинок (картинки перемешивает учитель - ребенок восстанавливает ряд и проговаривает предложение; картинки перемешивает ребенок - учитель восстанавливает с ошибками, ребенок ищет ошибки; учащиеся работают в парах);
- восстановление предложения: ребенку дается написанное на бумажной полоске предложение, после многократного прочтения ребенку предлагается разрезать предложение на отдельные слова, затем слова перемешиваются и ребенок должен восстановить предложение из разрозненных слов. После того, как он это сделает, снова прочитывает его вслух и повторяет по памяти.
Промежуточное обследование (4 класс)
Задачи третьего этапа
- Формирование беглого, осознанного чтения на доступном материале
- Варьирование индивидуальной и фронтальной работы
- Дифференциация материала
- Соответствие содержания требованиям программы обучения
* Скандированное чтение
Этапы работы
- преодоление проблемы на уровне чтения двухсложных слов;
- преодоление проблемы на уровне чтения трехсложных слов;
- преодоление проблемы на уровне чтения предложений.
Формы работы:
- пропевание слов под мелодию, заданную педагогом (возможна работа с караоке);
- чтение слов с различными интонациями: ласковой, вопросительной, серьезной, сердитой, повествовательной, побудительной;
- чтение слов и предложений «на одном дыхании»;
- чтение слов и предложений тихо, со средним уровнем громкости, громко;
- выделение интонационно начала, середины, конца предложения;
- чтение последовательно распространяемого предложения с предварительной маркировкой повторяющихся частей: МАМА КУПИЛА. МАМА КУПИЛА КУКЛУ. МАМА КУПИЛАЛА НОВУЮ КУКЛУ. МАМА КИПИЛА КРАСИВУЮ новую куклу т.д.;
- чтение цепочек слов с нарастающей и убывающей громкостью.
* Умение понять и повторить слово (осознанность)
Этапы работы
- чтение и разъяснение смысла слов из простых oткpытых слогов МА-МА, МА-ША;
- чтение и разъяснение смысла слов из комбинаций открытых и закрытых слогов УШ-ЛА, УМ-НА;
- чтение и разъяснение смысла трехбуквенных слов;
- чтение и разъяснение смысла трехсложных слов, начиная со слов, состоящих из открытых слогов;
- чтение и разъяснение смысла слов со стечением согласных и т.д.
Формы работы:
- многократное прочтение одного и того же слова с выбором нужного изображения из ряда рисунков;
- в случае затруднения педагог сам показывает ребенку соответствующий рисунок или реальный предмет;
- выбор нужного слова из ряда слов к данному рисунку; назвать ОДНИМ словом все предметы (отработка групп слов: фрукты, овощи, животные, мебель, транспорт и т.д.);
- подобрать второе слово в паре по аналогии с образцом: частное - общее, предмет - действие, предмет - признак и т.д.; «четвертый лишний»;
- отгадывание загадок;
- введение наиболее употребительных глаголов с использованием различных игр: (Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто как ест», «Кто что делает» и т.д. Описание предметов по цвету, форме, величине и т.д.;
- добавление недостающего слова в предложение: Груша сладкая, а лимон - ... ;
- Певец поет, а врач - ... ;
- работа над словами - синонимами, антонимами, омонимами.
* Вычленение непонятных слов (осознанность)
Этапы работы
- педагог вместе с ребенком разбирает смысл каждого слова из предложенных с целью выявления непонятных, подчеркивает их и объясняет смысл;
- ребенок самостоятельно разбирает предлoжeнныe слова, находит непонятное слово и подчеркивает его, а педагог объясняет смысл слова или подводит ребенка к пониманию значения слова (например, через родственные слова).
Возможные формы работы:
- многократное прочтение одного и того же слова с выбором нужного изображения из ряда рисунков;
- в случае затруднения педагог сам показывает ребенку соответствующий рисунок или реальный предмет;
- восстановление непонятных ранее слов из разрозненных слогов;
- каждое непонятное слово заносится в предметный словарь (глагольный словарь) с соответствующим объяснением или рисунком.
Нетрадиционные методы терапии применяемые на логопедических занятиях:
Ароматерапия
Цель:
- Нормализовать мышечный тонус
- Повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе
Музыкотерапuя
Цель:
- Создавать положительный эмоциональный фон (снятие фактора тревожности, неуверенности).
- Развивать и корректировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления) и сенсорные способности.
- Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
- Растормаживать речевую функцию.
Хромотерапия (цветотерапия, светотерапия)
Цель:
- Стимуляция речевых функций
- Нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность)
- Нормализовать мышечный тонус
- Нейтрализовать негативное состояние