Целостно-интегрировнный подход на уроках в начальных классах

Разделы: Начальная школа


В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как часть окружающего мира. Особая роль в обновлении содержания учебно-воспитательного процесса отводится образовательному старту—начальной школе, в частности учителю начальных классов. Ведь на первоначальном этапе обучения ребенок должен овладеть основными способами общения, научиться не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании. Всё это побудило меня, Басынину Ларису Николаевну, переосмыслить свой опыт работы. Сломать устоявшиеся стереотипы и стать первопроходцем в новых начинаниях помогло желание внедрять в практику новые педагогические технологии- технологии личностно- ориентированного обучения. В учебном процессе реализую следующие задачи:

  • продолжаю работу по реализации принципов дифференцированного, проблемного, интегрированного подходов в обучении и воспитании;
  • интенсифицирую работу по поиску и широкому внедрению активных форм и методов работы на уроке с целью повышения уровня обученности;
  • способствую реализации преемственности между начальной и средней школой по вопросам изучения прав человека и гражданина;
  • реализовываю принцип природосообразности обучения на основе применения образовательных технологий личностно- ориентированного характера;
  • направляю свою педагогическую деятельность на выработку у обучающихся умений связывать свои знания и умения в целостную картину мира, внедряя обучение на интегративной основе.

Целостно-интегрированный подход, осуществляемый в учебно-воспитательном процессе, способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся. Идея интеграции обучения вытекла из стремления дать обучающимся целостное, единое представление о природе, обществе и своём месте в них. В ходе своей работы выявила факторы, способствующие активной мыслительной деятельности в процессе интегрирования учебных предметов: 1) приемлемое сочетание предметов для интеграции; 2) адекватность действий учителя и ученика (обучающая деятельность учителя и учебно-познавательная творческая деятельность ученика).

Организуя учебно-воспитательный процесс на интегративной основе, добиваюсь таких результатов, как владение в совершенстве знаниями, умениями и навыками по каждому предмету федерального компонента, как развитие творческих способностей обучающихся, под которыми понимаются высокоразвитые умственные способности общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях. У обучающих интеллектуальное творчество проявляется в умении ребенка, знакомого с различными подходами к решению проблем, в нужный момент “достать” из памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Решая творческие, нестандартные задачи, обучающиеся испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки. Задания творческого характера учитель даю всему классу. При их выполнении учитываю только успех. Планомерное, целенаправленное предъявление творческих задач в системе строю преимущественно на интегративной основе. Интегративность вопросов и объединение в одном задании знаний из разных областей наиболее эффективно решают задачу уточнения и обогащения конкретных представлений обучающихся об окружающей действительности, о человеке, о природе и обществе. Интегрируя, работаю над такими сквозными понятиями, которые являются объектом изучения разных наук. Анализируя работу по развитию творческих способностей обучающихся, провела тестирование, выявляющее уровень развития психических механизмов и мышления, лежащих в основе их развития.

Результаты психологического тестирования

воображение

мышление

память

Несомненно, учитываю факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков. Прежде всего выясняю, какие уроки более приемлемы для интеграции. В основу таких уроков у меня положены близость содержания ведущих тем разных предметов и их логическая взаимосвязь. Сначала ставлю общепредметную цель. Ученики под моим руководством осознают межпредметную сущность, осуществляют отбор необходимых знаний из различных предметов, направляют внимание, свою мысль не только на усвоение обобщённых знаний, но и на развитие умений переноса знаний из одной области знаний в другую и их синтеза. На мотивационном этапе стимулирую обучающихся к обобщению понятий из различных предметов. На этапе содержательной стороны деятельности ввожу новый учебный материал, одновременно привлекая опорные знания из других предметов на уровне интеграционных фактов, понятий, комплексных проблем. На этапе отбора средств определяю наглядные пособия, учебники, таблицы, схемы, вопросы, аудио- и видеозаписи, мультимедийные установки, тетради на печатной основе, тесты, способствующие обобщению знаний из различных предметов. Обучающиеся выполняют действия переноса знаний, синтеза, обобщения при решении интеграционных задач с помощью построения алгоритмов. На этапе мониторинга осуществляю взаимооценку, взаимоконтроль подготовленности учеников по связываемым друг с другом предметам, оцениваю качество усвоения и понимания.

К числу методов и приемов, способствующих осуществлению интегрированного подхода отношу эвристические беседы, беседы обобщающего плана, экскурсии, практикумы, творческие работы учащихся, самостоятельные работы разноуровневого характера.

Математическое образование направляю на развитие основ современного мышления, которое позволяет им не только успешно использовать приобретённые знания, умения и навыки, но и самостоятельно добывать новые. Сохранение преемственности с предыдущими подходами и учёт реальных условий обучения позволили органично сочетать новый материал с традиционным, создать условия для осознанного усвоения формируемых знаний, заложить основы для дальнейшего изучения математики. Гармонично интегрированный подход к включению в изучение нового материала отличает стиль преподавания . Я устанавливаю многосторонние связи математики с другими учебными предметами. Большие возможности для применения, закрепления и обобщения знаний о геометрических фигурах имеют интегрированные уроки математики и технологии. Эффективный приём осуществления межпредметных связей, применяемый педагогом, – выполнение заданий и упражнений межпредметного характера. На уроках математики пользуюс косвенным путём получения знаний, который ведёт к совершенствованию знаний и который предполагает продвижение в общем развитии школьников, что составляет надежную и прочную базу для сознательного и прочного овладения основами наук. Уроки математики провожу, основываясь на принципах дидактической системы развивающего обучения Л.В. Занкова. Преодолевая трудности, доступные для детей, которые идут в зоне их ближайшего развития, обучающиеся испытывают духовный подъём, у них укрепляется вера в свои силы. Изучая математику более быстрым темпом, обучающиеся продвигаются быстрее в познании. Сам процесс познания строю так, что более быстрое продвижение вперёд идёт одновременно с возвращением к пройденному. При этом повторение ведётся так, что ранее изученное выступает в иной связи с прохождением нового и сопровождается открытием в нём неизученных сторон и новых граней. Творческое сочетание парных и групповых, индивидуальных и коллективных форм работы, внедряемых на уроках, эмоционально насыщает учебный процесс и способствует повышению качества знаний по математике.

В связи с тем, что содержание образования в школе меняется, и одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений разработала и внедряю в свою практику серию интегрированных уроков экономики с предметами федерального компонента и назвала её “Экономические игры на уроках математики”. Целями таких уроков являются:

  • формирование экономического мышления и воспитание культуры поведения в условиях рыночного общества у младших школьников,
  • формирование основ экономических знаний, доступных для младших школьников,
  • освоение первоначальных практических навыков грамотного потребителя,
  • создание основы для профильной подготовки в старших классах.

За методическую основу для преподавания экономики в начальных классах взяла педагогическую технологию развивающего обучения Л. В. Занкова. Основой обучения является участие самих обучающихся в процессе приобретения информации. На таких уроках содержание не передаю обучающимся в виде готовых выводов, им предоставляется возможность самим находить решение, вести научный поиск. Сочетание логических, причинно- следственных связей, аналогий позволяет повысить интерес ребенка к таким интегрированным урокам, а это, в свою очередь, лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. Применяя игровые технологии при изучении экономики, стимулирую активность детей, формирую способность самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях. Использую игры разных видов: обучающие, контролирующие, деловые. Они носят не только образовательный, но и праздничный, соревновательный характер. Учитывая наглядно- образное мышление младших школьников, в “Экономические игры на уроках в начальных классах” ввожу задания, основанные на изобразительной деятельности детей. Обучающиеся используют рабочие тетради-альбомы для творческих работ. Так, на уроке “Путешествие на остров Бартер” учащиеся могут рисовать цепочки обмена; на уроке “Деньги” – изобретают и рисуют свои денежки; на уроке “Банки” рисуют банк; на уроке “Потребности” изображают свои потребности рисунками, схемами. По мере приобретения обучающимися экономических знаний добиваюсь, чтобы на уроках в ответах дети использовали ранее изученные экономические понятия.

Эффективным приёмом преподавания экономики в начальных классах для меня является составление и решение задач экономического содержания. Это способствует усвоению на практике через математический аппарат курса экономики. Так, при изучении темы “Деньги” обучающиеся составляют задачи на определение цены, стоимости. У каждого обучающегося имеется тетрадь – альбом для творчества, в которую он записывает сочинённые им задачи, мини-рассказы на экономические темы, стихи, составляет тесты.

Интегрированные уроки, проводимые мной подразумевают и валеологически целесообразное включение в урок, то есть создание доминанты. Этого достигаю на уроке четкой постановкой цели и задач урока и усвоение их обучающимися. Кроме того, кратко описываю план занятия, виды учебной деятельности детей, чтобы они чувствовали свою сопричастность к уроку. Помимо создания доминанты на уроке важно быстрое включение в урок за счет определенного действия, носящего характер ритуала. Общепринятым школьным ритуалом является приветствие вошедшего учителя стоя. Однако, я сознательно ввожу ритуал, связанный именно со своим уроком. Мои уроки начинаются с рецитирования, которое пробуждает жизненные силы ребенка, развивает его память и органы речи. Главное назначение рецитирования вижу в том, чтобы организовать классный коллектив на усвоение новой темы, стимулировать учебно-познавательные мотивы без использования педагогических средств принуждения. Эта часть урока проводится стоя: ученики стоят у парт, я здороваюсь с ними, и вместе произносим ритуальное стихотворение, которое звучит на каждом интегрированном уроке на протяжении года. Вот пример рецитирования:

Утром солнышко взошло.
Новый день нам принесло.
Сильными и добрыми
Новый день встречаем мы.
Вот мои руки, я раскрываю
Их навстречу солнцу.
Вот мои ноги, они твердо
Стоят на земле и ведут
Меня верной дорогой.
Вот моя душа, я раскрываю
Её навстречу людям.
Наступи, новый день!
Здравствуй, новый день!

Настроившись на урок, каждый обучающийся знает, что наряду с успехами его могут ожидать и ситуации неуспеха, стимулирующие поисковую деятельность. Однако, устойчивые неудачи в учении оказывают негативное влияние на здоровье и развитие детей. Самым простым способом для создания ситуации успеха является определенность домашнего задания. Дети четко знают, что если они выполнят задание в полном объёме и рекомендуемым способом (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. Для этого каждый урок оговариваю, что и как следует подготовить дома. Это значительно снижает тревожность и невротизацию детей и способствует лучшей подготовке даже слабых в учении школьников. При опросе стараюсь придерживаться рекомендованной формы. Учитываю также психосберегающую оценку ответа. Это означает оценивание ответа без перехода на личность. Кроме того, сначала отмечаю достоинства ответа, и лишь затем – недостатки. Каждый успех ученика воспринимаю как общую победу, каждую неудачу – как личное поражение.

Обучение на интегративной основе требует реализации и инновационных подходов к контролю и оцениванию знаний и умений обучающихся, в первую очередь, дифференцированного, личностно- ориентированного, технологического и диагностического. Реализуя эти подходы, оцениваю знания обучающихся по разным уровням: 1) узнавание – обучающийся только отличает объект или действие от их аналогов; 2) репродуцирование – обучающийся может дать определение понятия, пересказать учебный материал; 3)продуктивная деятельность – обучающийся решает задачи, вскрывая причинно-следственные связи, умеет связать изучаемый материал с практикой, с жизнью; 4) творческая деятельность – обучающийся способен путем целенаправленного избирательного применения знаний в ходе решения творческих задач вырабатывать новые приемы и способы их решения. Целью оценочной деятельности является контроль успеваемости обучающихся и формирование у них адекватной самооценки. Предметом оценочной деятельности, совпадающим с предметом учебно-познавательной деятельности, является система знаний и умений учащихся.

Среди форм контроля у меня распространен матричный контроль, который не допускает многовариантность ответов. Обучающийся дает точный ответ и получает точную оценку. Выбор вопроса и ответа осуществляется произвольно. Учащимся раздаю различные варианты заранее заготовленных матриц с вопросами, и каждый из них выбирает из всех предложенных в матрице ответов только один правильный. За очень короткий промежуток времени проверяю все работы учащихся и оцениваю их ответы. Такой способ контроля знаний позволяет вести анализ типичных ошибок и вовремя корректировать учебный процесс.

Альтернативой традиционным методам контроля знаний являются тесты, разработанные мной и успешно внедряемые в практику. При их составлении учитываю соответствие заданий изученному материалу, достигнутому уровню деятельности и эталону ответа. Чем больше в тесте вопросов, тем меньше шансов на угадывание. Чтобы избежать возможности угадывания, составляю избирательные тесты, которые представляют вопрос и несколько предлагаемых вариантов ответа. Надежность тестов обученности значительно зависит от трудности их выполнения. Наибольшую практическую ценность имеют задания, на которые правильно отвечают 45-80% обучающихся. Апробированные тесты позволяют достигнуть коэффициента надежности 0,9, а надежность повышается при увеличении числа тестовых заданий.

Оценивая ученические работы, отмечаю положительные результаты в работе каждого ученика по сравнению с его предыдущими работами, не допуская какого бы то ни было сравнения успешности работ разных учеников между собой. Одним из возможных вариантов оценки проявления детского творчества в процессе обучения является “Папка личных успехов”. Это папка, в которой фиксирую индивидуальные достижения детей, помогающие ученикам продвигаться в учебной работе. Также в этой папке находится подборка личных работ обучающихся, в которую входят творческие работы, отражающие интересы детей; лучшие работы – самостоятельно найденные информационно- справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своём продвижении. При отборе образцов работ учеников для “Папки личных успехов” учитываю, что считать хорошим показателем для этого конкретного ученика; какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его прогрессе в учении, продемонстрированы в образце; как этот образец работы ученика соотносится с другими образцами из его папки. Умелое использование “Папки личных успехов” предоставляет богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию в оценке своей собственной работы.

Знания, полученные на уроках в начальных классах, обучающиеся подтверждают на следующих этапах обучения.