Урок обучения грамоте Буквы Р, р, обозначающие согласные звуки [р], [р']

Разделы: Начальная школа


Цель. Познакомить учащихся с новыми буквами Р, р, обозначающими согласные звуки [р], [р'], развивать фонематический слух, умение осознанно читать слова, ставить там, где надо логическое ударение, обогащать словарный запас младших школьников, воспитывать взаимопонимание, сотрудничество, прививать любовь к сказкам А. С. Пушкина.

Принципы:

  • Положительный эмоциональный настрой
  • Сотрудничество

Оборудование: компьютер,DVD, проектор, экран, телевизор, магнитофон.

Условные обозначения.

Image1980.jpg (5833 bytes)

Image1979.jpg (23614 bytes)

1. Организационный момент.

Учитель. – Здравствуйте, ребята, давайте с вами вспомним, по какому городу мы путешествуем на уроках обучения грамоте? (По Алфавитинску).

– Сколько букв в русском алфавите?

( -В русском алфавите 33 буквы).

2. Актуализация знаний.

Учитель. – Прослушайте стихотворение Н. Тимчака.

У Олесика всегда

С буквой “эр” была беда.

Скажет “рак”-
Выходит “лак”
Вместо “рожь”-
Выходит… (ложь).

Учитель. – Какой звук не выговаривал Олесик?

Дети.– (Олесик не выговаривал звук [р]).

3. Постановка учебной задачи.

Учитель. – Как вы думаете, с каким новым звуком мы сегодня познакомимся?

Ответ учеников.

Учитель. – На уроке мы с вами научимся не только произносить этот звук, но и читать слова с буквой Р.

4. “Открытие” учащимися нового знания.

Вниманию детей предоставляется обучающая программа творческого объединения “Маски” Азбука-малышка. Уроки тётушки Совы. (DVD).

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учитель. – У каждого из вас на парте лежит раздаточный материал.

Как называется то, что нарисовано в рамке? С какого звука начинается это слово? Названия, каких картинок внизу начинаются с того же звука? Отметьте их крестиком.

(Дети выполняют задание самостоятельно, а затем проверяют по эталона, который показан с помощью проектора).

 Самооценка с последующим обсуждением.

– Оцените свою работу по следующей шкале:

“+” – справился;

“? ” – сомневался;

“-” -не справился.

6. Первичное закрепление.

Image1982.jpg (9831 bytes)

Учитель. – Рассмотрите иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Чтение отрывка учителем.

Жил старик со своей старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, –
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод,-
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой, – золотою…

– Ребята, назовите слова с новыми звуками. (Рыбак, рыбка – [р], море, старик – [р'].)

7. Чтение слов в столбиках

эм ара мама рано Анна
эн ура рама нора Рома
эр эра рана Нора Роман

 Слова 1 столбика – это название букв.

– Что общего в словах 2 столбика? (второй слог – ра)

– Чем различаются?

Учитель. – Дети, можем ли мы объяснить значение слов второго столбика? – (Нет).

Учитель. – Тогда обратимся за толкованием значения слов к словарю Ожегова.

Ара – длиннохвостый попугай. (Показать на экране проектора картинку птицы)

Эра – крупный исторический период времени, эпоха.

Ура – возглас, восклицание.

– Что общего в словах пятого столбика?

– (Это имена людей).

8. Музыкальная пауза.

Ученики слушают песенку о букве Р и под музыку выполняют движения.

( Серия “ Пойте с нами” , 33 песенки о буквах алфавита. Образовательная программа издательства “ВЕСТЬ-ТДА”).

9. Включение нового знания в систему знаний.

Учитель – Достаточно ли мы выполнили заданий для усвоения нового материала? (Нет).

– Что ещё надо сделать? (Потренироваться).

Учитель организует выполнение тренировочных заданий.

Работа над чистоговоркой.

Учитель.– Прочитайте слоги.

Найдите в чистоговорке схожие по звучанию слоги и слова.

– Прочитайте всю чистоговорку.

Ар – ур – эр – ор – вышла детвора во двор,

Ру – ол – ро – ра – прятки – лучшая игра.

Ра – ро – ра – ру – разбегайтесь по двору!

Image1985.jpg (5834 bytes)

10.

Придумай окончания предложений к схемам.

11.

Прослушивание стихотворения (картинки с изображением грома и Ромы показать на экране проектора).

Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.

Учитель. – Почему его можно назвать скороговоркой? (Скоро говорю, быстро говорю)

– Какой звук часто встречается в этой скороговорке?

12. Оздоровительная минутка (начинается словами):

Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.

Упражнение “Гора” (для осанки).

Руки опустите вниз, выровните спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело — как гора. Одна половинка горы говорит: “ Сила во мне!” и тянется вверх. Другая говорит: “Нет, сила во мне!” и тоже тянется вверх. “Нет! — решили они. — Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих”. Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь друг другу. Молодцы!

13. Работа в парах

Учитель. – Сравните диалоги (разговор двух людей). Прочитайте их по-разному.

Обратите внимание на выделенные слова (интонацию и логическое ударение).

– Рома мал? Рома мал?
Мал. Рома!

 img1.jpg (20383 bytes)

14. Игра.

На “компьютере” только пять букв. Сравните набор букв и слов. Какое слово нельзя “набрать” на этом “компьютере”? Назовите его. Объясните свой выбор.

15. Работа над пословицей.

Учитель. – Объясните, как вы понимаете пословицу.

Рабочие руки не знают скуки.

В каких случаях её употребляют?

 16. Работа в парах.

Учитель.– Это задание надо делать вдвоем. Перед вами лежат цветные карандаши и две нарисованные рукавички. Ребята, как вы думаете, почему я для работы в парах выбрала именно рукавички?

Ответы учеников могут быть очень разнообразными. ( Сегодня на улице холодно и поэтому надо надеть рукавички, слово рукавички начинается с буквы Р, с этой буквой мы познакомились на уроке.)

Рукавички надо украсить так, чтобы получилась одинаковая пара. Узор может быть любой. Сначала договоритесь между собой, какой будет узор, а потом пусть каждый его нарисует.

(Здесь универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые обеспечивают возможность сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться).

Учитель.– Ребята, вы хотите, чтобы ваши рукавички ожили?

Дети. – Да.

Учитель.– Тогда поиграем в игру. Хлопните в ладоши, когда услышите слог “ру” в следующих словах.

Караси, работа, коробка, ручей, карусель, рубанок, кожура, барсук.

17. Итог урок( Рефлексия)

– С какой буквой познакомились?

– По какому городу путешествовали?

– Чему научились?

– Всем ли было легко?

– Какие трудности испытывали?

– Надо ли ещё потренироваться?

– Понравился ли вам урок?