Цель. Познакомить учащихся с новыми буквами Р, р, обозначающими согласные звуки [р], [р'], развивать фонематический слух, умение осознанно читать слова, ставить там, где надо логическое ударение, обогащать словарный запас младших школьников, воспитывать взаимопонимание, сотрудничество, прививать любовь к сказкам А. С. Пушкина.
Принципы:
- Положительный эмоциональный настрой
- Сотрудничество
Оборудование: компьютер,DVD, проектор, экран, телевизор, магнитофон.
Условные обозначения.
1. Организационный момент.
Учитель. – Здравствуйте, ребята, давайте с вами вспомним, по какому городу мы путешествуем на уроках обучения грамоте? (По Алфавитинску).
– Сколько букв в русском алфавите?
( -В русском алфавите 33 буквы).
2. Актуализация знаний.
Учитель. – Прослушайте стихотворение Н. Тимчака.
У Олесика всегда
С буквой “эр” была беда.
Скажет “рак”-
Выходит “лак”
Вместо “рожь”-
Выходит… (ложь).
Учитель. – Какой звук не выговаривал Олесик?
Дети.– (Олесик не выговаривал звук [р]).
3. Постановка учебной задачи.
Учитель. – Как вы думаете, с каким новым звуком мы сегодня познакомимся?
Ответ учеников.
Учитель. – На уроке мы с вами научимся не только произносить этот звук, но и читать слова с буквой Р.
4. “Открытие” учащимися нового знания.
Вниманию детей предоставляется обучающая программа творческого объединения “Маски” Азбука-малышка. Уроки тётушки Совы. (DVD).
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель. – У каждого из вас на парте лежит раздаточный материал.
Как называется то, что нарисовано в рамке? С какого звука начинается это слово? Названия, каких картинок внизу начинаются с того же звука? Отметьте их крестиком.
(Дети выполняют задание самостоятельно, а затем проверяют по эталона, который показан с помощью проектора).
Самооценка с последующим обсуждением.
– Оцените свою работу по следующей шкале:
“+” – справился;
“? ” – сомневался;
“-” -не справился.
6. Первичное закрепление.
Учитель. – Рассмотрите иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.
Чтение отрывка учителем.
Жил старик со своей старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, –
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод,-
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой, – золотою…
– Ребята, назовите слова с новыми звуками. (Рыбак, рыбка – [р], море, старик – [р'].)
7. Чтение слов в столбиках
эм | ара | мама | рано | Анна |
эн | ура | рама | нора | Рома |
эр | эра | рана | Нора | Роман |
Слова 1 столбика – это название букв.
– Что общего в словах 2 столбика? (второй слог – ра)
– Чем различаются?
Учитель. – Дети, можем ли мы объяснить значение слов второго столбика? – (Нет).
Учитель. – Тогда обратимся за толкованием значения слов к словарю Ожегова.
Ара – длиннохвостый попугай. (Показать на экране проектора картинку птицы)
Эра – крупный исторический период времени, эпоха.
Ура – возглас, восклицание.
– Что общего в словах пятого столбика?
– (Это имена людей).
8. Музыкальная пауза.
Ученики слушают песенку о букве Р и под музыку выполняют движения.
( Серия “ Пойте с нами” , 33 песенки о буквах алфавита. Образовательная программа издательства “ВЕСТЬ-ТДА”).
9. Включение нового знания в систему знаний.
Учитель – Достаточно ли мы выполнили заданий для усвоения нового материала? (Нет).
– Что ещё надо сделать? (Потренироваться).
Учитель организует выполнение тренировочных заданий.
Работа над чистоговоркой.
Учитель.– Прочитайте слоги.
Найдите в чистоговорке схожие по звучанию слоги и слова.
– Прочитайте всю чистоговорку.
Ар – ур – эр – ор – вышла детвора во двор,
Ру – ол – ро – ра – прятки – лучшая игра.
Ра – ро – ра – ру – разбегайтесь по двору!
10.
Придумай окончания предложений к схемам.
11.
Прослушивание стихотворения (картинки с изображением грома и Ромы показать на экране проектора).
Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
Учитель. – Почему его можно назвать скороговоркой? (Скоро говорю, быстро говорю)
– Какой звук часто встречается в этой скороговорке?
12. Оздоровительная минутка (начинается словами):
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
Упражнение “Гора” (для осанки).
Руки опустите вниз, выровните спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело — как гора. Одна половинка горы говорит: “ Сила во мне!” и тянется вверх. Другая говорит: “Нет, сила во мне!” и тоже тянется вверх. “Нет! — решили они. — Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих”. Потянулись обе вместе, сильно – сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь друг другу. Молодцы!
13. Работа в парах
Учитель. – Сравните диалоги (разговор двух людей). Прочитайте их по-разному.
Обратите внимание на выделенные слова (интонацию и логическое ударение).
– Рома мал? | – Рома мал? |
– Мал. | – Рома! |
14. Игра.
На “компьютере” только пять букв. Сравните набор букв и слов. Какое слово нельзя “набрать” на этом “компьютере”? Назовите его. Объясните свой выбор.
15. Работа над пословицей.
Учитель. – Объясните, как вы понимаете пословицу.
Рабочие руки не знают скуки.
– В каких случаях её употребляют?
16. Работа в парах.
Учитель.– Это задание надо делать вдвоем. Перед вами лежат цветные карандаши и две нарисованные рукавички. Ребята, как вы думаете, почему я для работы в парах выбрала именно рукавички?
Ответы учеников могут быть очень разнообразными. ( Сегодня на улице холодно и поэтому надо надеть рукавички, слово рукавички начинается с буквы Р, с этой буквой мы познакомились на уроке.)
Рукавички надо украсить так, чтобы получилась одинаковая пара. Узор может быть любой. Сначала договоритесь между собой, какой будет узор, а потом пусть каждый его нарисует.
(Здесь универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые обеспечивают возможность сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться).
Учитель.– Ребята, вы хотите, чтобы ваши рукавички ожили?
Дети. – Да.
Учитель.– Тогда поиграем в игру. Хлопните в ладоши, когда услышите слог “ру” в следующих словах.
Караси, работа, коробка, ручей, карусель, рубанок, кожура, барсук.
17. Итог урок( Рефлексия)
– С какой буквой познакомились?
– По какому городу путешествовали?
– Чему научились?
– Всем ли было легко?
– Какие трудности испытывали?
– Надо ли ещё потренироваться?
– Понравился ли вам урок?