Родительское собрание-тренинг "Знакомство и сплоченность" в 1-м классе

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Форма проведения: тренинг “Знакомство и сплочённость”.

Цели: Оказать психологическую поддержку родителям; мотивировать их на дальнейшую совместную работу; активизировать родительские чувства; дать возможность поближе узнать друг друга и других детей.

Вводное слово психолога:

“Когда ребёнок приходит в школу, у него появляется новый шанс реализовать себя. Новые роли, которые не может предложить семья, представляются ребёнку чрезвычайно привлекательными и значимыми для его личностного роста. В норме он доверяет и надеется. Дети идут в школу, думая о будущем. На учительницу они проецируют материнские функции. Получив такой аванс, учитель использует его на то, чтобы установить контакты детей между собой и задать человеческие правила этих взаимоотношений. Дальнейшее направление личностного развития ребёнка зависит от решения задач данного возраста(6-8 лет). Успешное решение позволит сформировать такие качества как прилежание, старательность, которые являются результатом понимания роли собственных усилий для достижения успеха, или разовьётся чувство неполноценности, от ощущения “от меня лично не зависит”.

Социальные отношения этого возраста позволяют решать такие жизненные задачи как достижение сотрудничества, кооперации, осуществление совместной деятельности с самыми разными людьми. Такой опыт формирует у ребенка попеременно, то чувства принадлежности к команде, то чувства независимости от неё. Старательность и прилежность при положительной оценке социума формирует компетентность. Формируется и здоровое честолюбие, и партнерские качества “чувство локтя”, сплоченность, групповые ценности. При неправильной организации школьной жизни происходят нарушения личностного развития: ребенок впадает в “приспособленчество”, посвящая свои силы добыванию оценок, теряет возможность сформировать внутренние критерии. Всё выше сказанное влияет на качество жизни в подростковом возрасте и взрослой жизни. Осознавая всю важность личностного развития в младшем школьном возрасте, мы ставим цель помочь нашим детям, а для этого мы взрослые – учителя и родители должны уметь демонстрировать свою компетентность и позитивную направленность”

Психолог совместно с классным руководителем тренинг:

1.Игра знакомство.

Участники садятся в круг, каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на первую букву имени. Каждый последующий участник, называет имена и черты предыдущих, так, что последний называет всех присутствующих. Это позволяет хорошо запомнить имена всех родителей, вносит элемент игры, снимает напряжение и растерянность, иногда скованность.

2. Знакомство в парах.

Все родители разбиваются на пары путем совпадения при движении во - внешнем и во – внутреннем кругах. За 10 минут общения, разойдясь по разным местам, чтобы не мешать, друг другу, стараются узнать как можно больше информации о другом ребёнке (имя, что любит, что ценит, чем увлекается, кто друзья, интересы вне дома и школы). Затем все родители снова собираются в общий круг, и каждый представляет ребенка своего партнера.

3. Заключительное обсуждение.

Каждый родитель говорит о чувствах и впечатлениях от сегодняшнего родительского собрания.

Вот мнение мамы Латифова Рамазана:

- На мой взгляд, проведение родительских собраний, а также тренингов с приглашением школьного психолога в начальных классах являются важными мероприятиями в формировании школьной жизни наших детей.

Ведь оно должно представлять собой непросто собрание родителей, где все могут познакомиться друг с другом, но также и высказать свои идеи, предложения по осуществлению тех или иных мероприятий, конкурсов для детей. Это ведёт к их сплочению и дружбе в классе, обобщит интересы, но и в какой-то степени будет являться стимулом в учебе.

Родители в свою очередь должны относиться с интересом к проведению родительского собрания не только для детей, но и для себя. Ведь от того, на сколько яркими будут идеи наших родителей, зависит интерес к школьной жизни детей.

Родительские собрания отражают три важных направления в работе с родителями и детьми: обучение их коммуникативным приемам и искусству разрешения конфликта, повышение правовой культуры родителей и их детей, умение оказывать реальную помощь младшим школьникам в приобретении знаний и познании мира.

Для того чтобы сплотить родительский коллектив предлагаю использовать различные круглые столы, а поучительные сказки и притчи, дополняющие содержание, затронут ум и душу каждого участника воспитательного процесса.

А это мнение мамы Абдулгамидовой Мадины:

- Родительское собрание прошло в неожиданной для меня форме. Я была приятно удивлена! Знакомство с другими родителями позволило мне больше узнать об одноклассниках моего ребёнка. Анкетирование заставило меня задуматься о душевном состоянии моей дочери.

Приятно удивило также, что участие в этой познавательной “игре” приняли все родители. Совместная работа учителя и школьного психолога не прошла для нас (родителей) даром, за что Вам большое спасибо!

4.

В завершении родители получают памятку “Родителям первоклассника”

Памятка для родителей первоклассника

  1. Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель — ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
  2. Старайтесь посещать все занятия и собрания для родителей.
  3. Каждый день интересуйтесь учебными успехами ребенка. Спрашивайте: “Что ты сегодня узнал нового?”, а не “Какую сегодня получил оценку?” Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.
  4. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и дополнительного чтения, оказывайте, если можете, разумную помощь в их выполнении. Не изматывайте детей, не читайте им морали. Главное возбудить интерес к учению.
  5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка не на бездумный пересказ текстов, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: “Почему? Докажи. А можно ли по-другому?”
  6. Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
  7. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до конца. Поделиться своими переживаниями естественная потребность развития детей.
  8. По возможности оказывайте посильную помощь учителю в организации и проведении внеклассных мероприятий, утренников, классных часов.

Далее участники тренинга выполняют тест “Знаете ли Вы своего ребёнка?”.

“Знаете ли Вы своего ребенка?

(Из книги одного из ведущих специалистов США в области детской психологии Алана Фромма “Азбука для родителей”, Лениздат, 1991. с.13)

Как определить, здоровы ли Ваши дети душевно? Адаптированы ли они? Вот ряд вопросов, которые сами по себе Вам могут быть полезны:

  1. Легко ли рассмешить Вашего ребенка?
  2. Как часто он капризничает: реже одного- двух раз в неделю?
  3. Ложится ли спать спокойно, не выведя из терпения всех?
  4. Все ли он ест, достаточно ли, не капризничает ли при этом?
  5. Имеются ли у него друзья, которые хорошо относятся к нему и с которыми он охотно проводит время?
  6. Часто ли он выходит из себя?
  7. Всегда ли нужно присматривать за ним, быть в курсе его дел?
  8. Удается пи ему ночью спать спокойно?
  9. Нет ли у него вредных привычек, действий или навязчивых фантазий?
  10. Можете ли Вы оставить его одного на время, не опасаясь, что он расстроится так, будто Вы покидаете его навсегда?
  11. Хорошо ли он ведет себя со сверстниками, не нуждается ли при этом в особом присмотре или контроле с Вашей стороны?
  12. Нет ли у него каких-либо незначительных страхов?

Если Вы ответили положительно на все вопросы - можете быть спокойны, Ваш ребенок хорошо адаптирован к жизни, хотя полной адаптации, конечно, не бывает. Во всяком случае, больше восьми “да” - это все-таки хорошая адаптация.

Если у Вас оказалось много ответов “нет” (больше восьми), то это указывает на наличие сложностей адаптации у ребенка.

Вам стоит обратиться к детскому психологу или хотя бы самостоятельно понаблюдать за ребенком, поговорить с ним.

Если у Вас приблизительно одинаковое количество отрицательных и положительных ответов, то это означает, что у Вашего ребенка есть какие-то конкретные проблемы, мешающие ему адаптироваться в некоторых жизненных ситуациях.

Что это за проблемы - попробуйте узнать, поговорив со своим ребенком.

Возможно, с Вашей помощью он с ними сможет справиться.

Родители анализируют результаты теста.

В заключении классный руководитель благодарит школьного психолога Ольгу Дмитриевну и родителей за участие в родительском собрании.

Список литературы

  1. Фромм А. “Азбука для родителей”, Лениздат, 1991. с.13.
  2. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. АО “Сфера” Санкт-Петербург,1994 с.81.
  3. Фопель К. Сплочённость и толерантность в группе. Издательство “Генезис”. - М. 2006 с.94.
  4. Хухлаева О.В. Тропинки к своему Я. Уроки психологии в 1–3-х классах.
  5. Ярёменко Е.О. Что такое родительское собрание. Научно-практический журнал о РО в России и за рубежом. Точк@РО, 2008г.-№2.-с.42-45.