Цели урока:
- Обучающая — систематизация знаний об особенностях строения атомов металла и металлической химической связи, знакомство с физическими свойствами металлов;
- Развивающая — развитие умения выделять главное, анализировать;
- Воспитательная — воспитывать такие черты характера, как терпение, внимание, аккуратность, при выполнении самостоятельной работы.
Тип урока – урок изложения нового материала.
Оборудование. Коллекция из образцов разных металлов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (короткопериодный и длиннопериодный варианты). Диаграммы электропроводности, плотности, температур плавления металлов.
Ход урока
I. Организационный этап
Урок начинается с предварительной организации. Он позволяет почувствовать пульс класса, подготовить учащихся к занятию, обеспечить нормальную обстановку для работы.
Приветствие. На этом этапе определяется характер взаимоотношений учителя и ученика.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Организация внимания.
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учитель сообщает тему изучаемого материала, показывает значимость нового материала, мотивируя тем самым учащихся к его усвоении.
III Этап усвоения новых знаний.
1. Положение металлов в ПСХЭ, строение их атомов.
Как известно, все химические элементы и образуемые ими простые вещества делятся на металлы и неметаллы.
Какие элементы называют металлами? (Металлы — это элементы, атомы которых отдают дают свои внешние электроны и практически не обладают способностью присоединять электроны). А какие химические элементы могут легко отдать свои электроны? (Химические элементы, атомы которых содержат на внешнем электронном слое небольшое количество электронов и сравнительно большой радиус атома).
Особенности атомов металлов — небольшое число (1-3) электронов на внешнем слое и сравнительно большой радиус атомов, а следовательно, и стремление атомов к отдаче внешних электронов и превращение их в положительные ионы, которые и обуславливают два вида химической связи, характерной для металлов: ионную и металлическую. Чем легче атом металла отдает свои электроны, тем сильнее выражены его металлические свойства. В ПСХЭ металлы расположены в начале периодов.
Учитель предлагает учащимся, пользуясь длиннопериодным вариантом Периодической системы провести диагональ от элемента B (№5) до элемента At (№85). Назовите положение металлов в ПСХЭ? (ниже диагонали все элементы являются металлами). Из 110 элементов ПСХЭ 88 относится к металлам.
Теперь учитель предлагает провести диагональ от B — At в короткопериодном варианте ПСХЭ, напечатанном в учебнике. Обратите внимание на четные ряды больших периодов, которые состоят только из металлов, ровно как и все побочные подгруппы ПСХЭ представлены металлами. Элементы, находящиеся вблизи прямой, имеет двойственную природу, иногда их называют металлоидами.
2. Физ. минутка.
В работах профессора М. М. Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития речи, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Поэтому оправдано применение пальчиковых гимнастик в качестве малых форм физической культуры на уроках.
Растирание рук, массаж всех пальцев. Надавливаем на суставы пальцев с боков, а также сверху – снизу.
«Колечко» - поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом и обратном порядке.
«Кулак – кольцо» - поочередно: одной рукой кулак, другой большой и указательный пальцы образуют кольцо.
«Вертолет» - перемещаем карандаш между пальцами кисти.
3. Физические свойства металлов.
Какие физические свойства металлов вы можете назвать, используя знания, полученные при изучении физики? (агрегатное состояние, температура плавления и кипения, твердость, плотность, электропроводность, теплопроводность, металлический блеск).
Общие физические свойства металлов определяются металлической связью и металлической кристаллической решеткой.
Что такое металлическая химическая связь? (металлическая связь — это связь между атом-ионами металлов, расположенными в узлах кристаллической решетки, осуществляемая обобществленными внешними электронами). В слитке металлического изделия атомы металлов отдают свои внешние электроны в этот слиток, в общее пространство, превращаясь при этом в положительно заряженные ионы. Электроны, осуществляющие металлическую связь, принадлежат не двум отдельным атомам, свободно перемещаются по всему кристаллу. В куске металла постоянно существуют атомы, ион и свободные электроны. При этом невозможно разобраться, где какие электроны, они все одинаковые, «обобществленные» электроны.
А. Агрегатное состояние.
На демонстрационном столе представлены образцы металлов: медь, цинк, алюминий, железо, натрий, ртуть. Учащиеся делают вывод о том, что все металлы при обычных условиях являются твердыми веществами, кроме ртути (жидкое А.С.). Металлы являются твердыми веществами благодаря свободным электронам, которые связывают атомы и ионы в единое целое.
Б. Цвет.
Вы можете назвать цвет , характерный для металлов? (серый, но золото, медь- другого желто-красного цвета).
По цвету металлы условно называют черными и цветными.
В. Металлический блеск.
Для всех металлов характерен металлический блеск, в основном серый цвет, непрозрачность. При этом в порошкообразном состоянии все металлы теряют свой блеск (демонстрируется порошок цинка). Как вы можете объяснить наличие металлического блеска кусков металлов и металлических изделий? В случае, если учащиеся не могут ответить, вопрос переформулировать: Что в металлической кристаллической решетке может отражать световые лучи? (обобществленные электроны обладают высокой способностью к отражению световых лучей). Электроны, заполняющие пространство, отражают световые лучи, поэтому все металлы в кристаллическом состоянии имеют металлический блеск. Почему не блестит порошок цинкая? (в порошкообразном состоянии не образуется металлическая кристаллическая решетка, следовательно нет обобществленных электронов).
Г. Электро- и теплопроводность.
Важнейшее свойство металлов электропроводность. Из курса физики, вы можете сказать, что собой представляет электрический ток? (направленное движение заряженных частиц). Объясните,почему металлы хорошо проводят электрический ток? (в металлической кристаллической решетке имеются свободные электроны, которые движутся направленно).
Лучшие проводники электрического тока — серебро, медь, железо, алюминий. Худшие проводники — ртуть, свинец, вольфрам.
Теплопроводность металлов, как правило, соответствует теплопроводности.
Опыт. В 3 стаканчика помещают ложечки одинакового размера и наливают горячую воду (серебряную, алюминиевую, стальную). Ученики определяют, какие ложечки быстрее нагрелись (Aq Fe Al). Как вы можете объяснить то, что металлические изделия нагреваются? (сталкиваясь с колеблющимися в узлах решетки ион-атомами, обобществленные электроны обмениваются с ними энергией).
Д. Температура плавления и кипения.
Учитель предлагает учащимся сравнить температуру плавления и кипения разных металлов по табличным данным. Учащиеся делают вывод о том, что температуры кипения и плавления у металлов разнообразны. Все металлы, которые плавятся при температуре ниже 1000 °С, называются легкоплавкими, если выше 1000 °С — тугоплавким. Назовите легкоплавкие металлы? (галлий, калий, натрий, олово, свинец, цинк, магний, алюминий, кальций, серебро). Назовите самый тугоплавкий металл? (вольфрам, температура плавления 3390 °С). поэтому данный металл используют для изготовления нитей электроламп.
Е. Плотность.
Металлы делятся на легкие (с плотностью до 5 г/cм3) и тяжелые (с плотностью больше 5 г/см3). Используя таблицу плотности назовите легкие металлы (литий, калий, натрий, кальций, магний, алюминий). Назовите тяжелые металлы (цинк, олово, железо, медь, серебро, свинец, ртуть, золото, платина).
Ж. Пластичность.
Опыт. Проводят несколько ударов молотков по алюминиевой ложке. Что вы наблюдаете? (ложка расплющилась как бы слоями).
Механическое воздействие на кристалл с металлической кристаллической решеткой приводит к смещению слоев ион-атомов относительно друг друга, при этом обобществленные электроны смещаются вместе с ними, поэтому связь не разрушается, а металлическое изделие только деформируется.
З. Магнитные свойства металлов.
Большинство металлов обладают магнитными свойствами.
И. Звон металлов.
Металлы звенят. Самые звонкие металлы — золото, серебро, медь.
Опыт. Взять медное кольцо и золотое кольцо. Подвесить их на женский волос. Ударить по очереди карандашом по медному и золотому кольцам. Отличается ли звук этих колец? (да).
Медь звенит густым, гудящим звоном — малиновым звоном, названный в честь голландского города Малина, в котором изготовлялись церковные колокола. Золото звенит долгим, чистым и высоким звуком.
4. Минутка здоровья. У детей наблюдается цикличность внимания и работоспособности. 10 – 15 минут наблюдается продуктивная работа, 3-7 минут мозг отдыхает, и ребенок может не реагировать на учителя, особенно без двигательных упражнений, неподвижный ребенок не обучается.
Упражнения, способствующие снятию статического напряжения аксиальной мускулатуры, исправлению положения позвоночника
- Сесть прямо, руками взяться за сидение стула. Потянуть сиденье стула вверх в течение 5-7 с., расслабиться, повторить 3-5 раз.
- Сесть прямо, руки поднять вверх, локти до конца не разгибать. Потянуться вверх руками, почувствовать, как выпрямляется спина. Потянуться вверх правой рукой, почувствовать, как лопатка перемещается вверх, ослабить напряжение. Повторить левой рукой. Расслабиться. Повторить 3-5 раз.
- Сидя с прямой спиной, изображаем аптечные весы: медленно поднимаем одно надплечье, опуская другое. Позвоночник и грудина неподвижны.
IV. Этап закрепления знаний.
Самостоятельная работа учащихся с образцами цинка по инструктивной карточке.
Инструктивная карточка.
Определение физических свойств железа.
1. Агрегатное состояние.
2. Цвет и блеск.
3. Плотность железа (диаграмма плотности металлов прилагается)
4. Твердость железа.
Испытайте твердость меди экспериментальным путем: режется ли ножом железный гвоздь, можно ли нанести царапины ножом.
Пользуясь табличными данными определите относительную твердость меди.
5. Пластичность железа.
Осуществите механическое воздействие на железный гвоздь.
6. Теплопроводность.
Нагрейте в стакане воду до 80-70 градусов С. Опустите в нее железный гвоздь. Нагрелась ли она?
Пользуясь табличными данными определите относительную теплопроводность железа.
7. Магнитные свойства железа.
Испытайте действие магнита на железный гвоздь.
8. Электропроводность железа.
Провести испытание на электропроводность, используя прибор для определения электропроводности.
9. Используя табличные данные определите температуру плавления железа.
После выполнения самостоятельной работы учащиеся сообщают полученные данные.
Учитель обобщает. Железо тяжелый металл серого цвета с металлическим блеском. Плотность - 7,87, твердость – 4, пластичный, обладает высокой теплопроводностью и электропроводностью, обладает магнитными свойствами, температура плавления – 1539°С.
V. Домашнее задание.
Используя справочные материалы, учебник, личный опыт назвать металлы, которые не обладают магнитными свойствами.