Объектом нашего исследования, мы выбрали – решение ребусов различной тематики, имеющих разные способы решения.
Гипотеза исследования такова: предполагаем, что умение разгадывать ребусы и самостоятельное их составление, влияет на успешное наше обучение, т. к. при их решении идет активное развитие мыслительной деятельности.
Цель работы:
- Углубить все имеющие знания о разгадывании ребусов.
- Научиться их расшифровывать, зная правила.
- Научиться самим, составлять ребусы.
- В помощь начинающим создать специальный алфавит.
Задачи исследования:
- Рассмотрение имеющейся литературы по интересуемому вопросу.
- Проведение анкетирования: «Зачем нужно решать ребусы?»
- Проведение сравнительного анализа умения решать ребусы в начале учебного года и в конце.
База исследования: МОУ «СОШ №31».
Использованные методы: наблюдения, анкетирование, поиск новых знаний и др.
Ребусы – это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками. Название образовано от латинского rebus – (вещь, предмет). Первые ребусы появились во Франции в 15 веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В 16 веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году. В России появились ребусы в 1845 году на страницах журнала «Иллюстрация».
Правила разгадывания ребусов:
- Запятая слева от слова означает количество букв, которые нужно удалить с начала слова. Было «шприц» стало – «приц».
- Перевернутая запятая справа означает количество букв, которые нужно удалить с конца слова. Было «пальма» стало – «паль».
- Если над словом перечеркнутые буквы, то это означает, что их нужно вычеркнуть. Если в слове несколько таких букв, то все они вычеркиваются. Было «стол» стало – «ст».
- Иногда выводятся перечеркнутые номера букв с начала слова. Необходимо вычеркнуть только буквы с соответствующим порядковым номером. Было «палач» стало «плач».
- Для замены букв внутри используют равенство типа И = Е, которое означает, что следует заменить все буквы И на Е. Если указано равенство типа 2 Р, то следует вторую букву заменить на Р, например, Ч = К: было «сачок» стало – «сакок».
- Строчка вида 2, 4, 6, 7 означает, что из слова необходимо использовать только буквы под номерами 2, 4, 6 и 7; например: 4, 3, 2 – было «будильник», стало – «иду».
- Перевернутая картинка означает, что слово нужно читать справа – налево. Было «крот» стало – «торк».
- При шифровании часто используют структуру начертания изображения (см. Презентацию)
Помощь родителей при составлении ребусов
Многие родители не остались равнодушными к
нашей работе. Они активно включились в поиск
ребусов и не только помогали их разгадывать, но и
учили разгадывать. Мама Васи Беляева научила
разгадывать ребусы с чертой, мама Ксюши
Каштановой подготовила более 100 ребусов на
разные темы.
Наши работы были отправлены на различные
конкурсы, и несколько – в областной детский
журнал «Сибирячек».
Заключение
На основании созданного нами РЕБУСНОГО АЛФАВИТА мы установили, что при его составлении нам пришлось очень многому научиться: быть внимательными, наблюдательными, мы научились анализировать слова, сопоставлять их и сравнивать, выделять главное и отчленять лишнее, а это значит – мы учились мыслить. Если при первоначальном анализе решения ребусов (сентябрь,2008г), 64% ребят нашего класса не могли их решать верно. На конец учебного года их осталось лишь 9%.
Наша гипотеза подтвердилась: умение решать ребусы и их составление – влияет на наше успешное обучение, т. к. развивает:
– мыслительную деятельность и умственные
способности;
– в результате разгадывания ребусов работает
мозг;
– разгадывание ребусов сплачивает взрослых и
детей;
– развивает память, внимание и усидчивость.
Нам очень понравилось быть исследователями!
Литература:
- Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996 г.
- Журнал для детей «Солнышко».
- Крепкие орешки Сибирячка. Игры и затеи, ребусы и кроссворды, стишки и загадки./ Составитель Асланова С.Н. Иркутск: Редакция журнала «Сибирячек» 2001 г.
- 600 задач на сообразительность: Энциклопедия / Сост. Н.Л. Вадченко, Н.В. Хаткина.– Донецк, Сталкер, 1996 г.