Цели и задачи:
- Обеспечить в ходе урока закрепление знаний о металлах, строении их атомов, химических свойствах.
- Обобщить знания по теме «Металлы», привести их в систему.
- Продолжить формирование планового подхода при работе по опорным конспектам.
- Формировать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование опорных конспектов, эвристического метода обучения, эксперимента.
- Воспитывать у учащихся умение рационально использовать учебное время.
Оборудование и реактивы:
- Опорные конспекты по темам: Щелочные металлы; Бериллий, магний и щелочноземельные металлы; Алюминий; Железо.
- Спиртовка, спички, никелевая проволока, четыре пробирки, растворы хлорида лития, хлорида натрия, хлорида калия (соединения калия должны быть химически чистыми, незначительные примеси в веществе не позволяют обнаружить светло-фиолетовую окраску пламени), хлорида железа (II), хлорида алюминия, гидроксида натрия, соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, смешанный с карбонатом натрия.
Ход урока:
1. Организация начала урока.
Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Информация о домашнем задании: повторить §11 – 14, подготовка к контрольной работе; составить две задачи по теме «Металлы».
2. Разминка «Четыре минус один».
Для разминки используются карточки, в которых перечислены металлы или их соединения. Учащиеся должны выбрать элемент, выпадающий из логической цепочки, объяснить: «Почему?».
Например:
- Бериллий Be
- Магний Mg
- Кальций Ca
- Стронций Sr
Все эти элементы II группы главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева, обладают сходными свойствами, однако, бериллий практически не взаимодействует с водой.
3. Обобщение и систематизация материала.
1. Устная работа по опорным конспектам.
Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей, как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Это уже наглядное средство обучения, которое построено по специальным принципам и является образным планом излагаемого материала.
Опорные конспекты применялись на каждом уроке в теме «Металлы» <Рисунок 1 – Рисунок 4>. Учитель показывает место в опорном конспекте, а учащиеся объясняют предложенные символы – опорные сигналы.
2. Обобщающий тест по теме «Металлы» <Приложение 1>.
3. Экспериментальные задачи по разделу «Металлы».
После краткой инструкции по технике безопасности учащиеся выполняют три лабораторных опыта пользуясь методичкой <Приложение 2>. После выполнения они отчитываются о своих результатах. Учитель обобщает:
- Чтобы отличить растворы хлорида лития, хлорида натрия и хлорида калия необходимо посмотреть окраску пламени ионов, у иона лития она малиновая, у иона натрия – желтая, у иона калия – светло-фиолетовая.
- Чтобы отличить хлорид железа (II), хлорид калия и хлорид алюминия надо к их растворам добавить по каплям гидроксид натрия. Учащиеся записывают уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде у доски и в рабочих тетрадях.
FeCl2 + 2NaOH → Fe(OH)2↓ + 2NaCl
4Fe(OH)2 + 2H2O + O2 → 4Fe(OH)3
AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl
- Чтобы доказать, что в растворе гидроксида натрия содержится примесь карбоната натрия, необходимо добавить раствор кислоты. Произойдёт выделение газа. Учащиеся записывают уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде у доски и в рабочих тетрадях.
Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + H2O + CO2↑
5. Решение цепочки превращения по учебнику О.С.Габриеляна стр.62 №6.