Обобщение и систематизация знаний по теме "Металлы"

Разделы: Химия


Цели и задачи:

  • Обеспечить в ходе урока закрепление знаний о металлах, строении их атомов, химических свойствах.
  • Обобщить знания по теме «Металлы», привести их в систему.
  • Продолжить формирование планового подхода при работе по опорным конспектам.
  • Формировать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование опорных конспектов, эвристического метода обучения, эксперимента.
  • Воспитывать у учащихся умение рационально использовать учебное время.

Оборудование и реактивы:

  • Опорные конспекты по темам: Щелочные металлы; Бериллий, магний и щелочноземельные металлы; Алюминий; Железо.
  • Спиртовка, спички, никелевая проволока, четыре пробирки, растворы хлорида лития, хлорида натрия, хлорида калия (соединения калия должны быть химически чистыми, незначительные примеси в веществе не позволяют обнаружить светло-фиолетовую окраску пламени), хлорида железа (II), хлорида алюминия, гидроксида натрия, соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, смешанный с карбонатом натрия.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Информация о домашнем задании: повторить §11 – 14, подготовка к контрольной работе; составить две задачи по теме «Металлы».

2. Разминка «Четыре минус один».

Для разминки используются карточки, в которых перечислены металлы или их соединения. Учащиеся должны выбрать элемент, выпадающий из логической цепочки, объяснить: «Почему?».

Например:

  • Бериллий Be
  • Магний Mg
  • Кальций Ca
  • Стронций Sr

Все эти элементы II группы главной подгруппы периодической системы Д.И. Менделеева, обладают сходными свойствами, однако, бериллий практически не взаимодействует с водой.

3. Обобщение и систематизация материала.

1. Устная работа по опорным конспектам.

Опорный конспект – система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, заменяющую систему фактов, понятий, идей, как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала. Это уже наглядное средство обучения, которое построено по специальным принципам и является образным планом излагаемого материала.

Опорные конспекты применялись на каждом уроке в теме «Металлы» <Рисунок 1 – Рисунок 4>. Учитель показывает место в опорном конспекте, а учащиеся объясняют предложенные символы – опорные сигналы.

2. Обобщающий тест по теме «Металлы» <Приложение 1>.

3. Экспериментальные задачи по разделу «Металлы».

После краткой инструкции по технике безопасности учащиеся выполняют три лабораторных опыта пользуясь методичкой <Приложение 2>. После выполнения они отчитываются о своих результатах. Учитель обобщает:

  • Чтобы отличить растворы хлорида лития, хлорида натрия и хлорида калия необходимо посмотреть окраску пламени ионов, у иона лития она малиновая, у иона натрия – желтая, у иона калия – светло-фиолетовая.
  • Чтобы отличить хлорид железа (II), хлорид калия и хлорид алюминия надо к их растворам добавить по каплям гидроксид натрия. Учащиеся записывают уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде у доски и в рабочих тетрадях.

    FeCl2 + 2NaOH → Fe(OH)2↓ + 2NaCl
    4Fe(OH)2 + 2H2O + O2 → 4Fe(OH)3
    AlCl3 + 3NaOH → Al(OH)3↓ + 3NaCl
  • Чтобы доказать, что в растворе гидроксида натрия содержится примесь карбоната натрия, необходимо добавить раствор кислоты. Произойдёт выделение газа. Учащиеся записывают уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде у доски и в рабочих тетрадях.
    Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + H2O + CO2

5. Решение цепочки превращения по учебнику О.С.Габриеляна стр.62 №6.

4. Подведение итогов урока, выставление оценок.