Цели:
- активизация познавательного интереса, любознательности, учебной активности;
- популяризация психологических знаний и деятельности психологической службы школы;
- профилактика психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- расширение знаний о науке психологии, роли и месте психологических знаний в жизни человека;
- формирование позитивного отношения к школьной жизни у обучающихся, развитие учебной мотивации;
- активизация творческого потенциала обучающихся, формирование чувства успешности.
Заранее проводятся рекламная и подготовительная работа с обучающимися, педагогами, родителями. За день до проведения Недели психологии, при входе в школу размещена стенная газета с информацией о плане мероприятий.
Понедельник.
1. Работа с плакатом "Неделя настроения" (ежедневно).
В каждом классе вывешен плакат "Неделя настроения", в котором все ученики класса, включая учителя, в течение недели отмечали своё текущее настроение. Для определения эмоционального состояния испытуемым предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования: жёлтый - весёлое, бодрое; зелёное - спокойное, ровное; серое - печальное, грустное.
2. В течение предметной недели (кроме среды) на переменах педагогами-психологами совместно с родителями проводятся игры для школьников на развитие коммуникации, взаимодействие и невербальных навыков общения.
3. Для детей и родителей младшей школы проводится "Семейная викторина", в которую включены разноплановые задания, как для детей, так и для родителей (домашняя работа). Задания нацелены на поисковую, познавательную деятельность.
Листы с выполненными заданиями ребята могут сдать в течение недели. К концу недели подводятся итоги. Викторина проводится на конкурсной основе.
Вторник.
Коллаж "Мой класс - моя семья".
Каждый класс получает задание оформить коллаж на тему: "Мой класс - моя семья". Содержание и форма выполнения работы произвольные. Эти работы используются в оформлении классов и коридоров школы.
Среда.
Конкурс ребусов.
В течение дня на переменах педагогами-психологами проводится конкурс ребусов. Ребусы разработаны с учетом возрастных особенностей обучающихся (1-2 и 3-4 классы).
Обучающимся 1-2 классов предложено нарисовать рисунок, а обучающимся 3-4 классов написать сочинение на тему: "День, наполненный счастьем".
Детские работы используются в оформлении Галереи счастья. Выдержки из детских сочинений размещаются на сайте школы.
Четверг.
Между учебными сменами для педагогов проводится игровой тренинг на взаимодействие, и снятие психоэмоционального напряжения.
Пятница.
"Забор приветствий и пожеланий". Коридоры школы оформляются плакатами "Забор приветствий и пожеланий", на котором в течение дня обучающиеся, педагоги и родители могут оставить свои пожелания, высказать свое мнение.
Оформление стенда и фотопанорамы по итогам мероприятий недели.
План-сетка недели психологии в начальной школе
Формы и методы проведения
День недели | Участники | Мероприятия |
Подготовительный этап |
||
За день до проведения предметной недели | Психологи | Изготовление газеты "Внимание! Неделя
психологии" /информация о плане и формах проводимых мероприятиях/ |
Основной этап |
||
Понедельник | Педагоги и обучающиеся |
1. Работа с плакатом "Неделя
настроения" (ежедневно) Цель: сравнительная оценка эмоциональной атмосферы в школе (в начале и в конце учебного дня). |
Обучающиеся и родители | 2. "Семейная викторина по психологии" (домашняя работа). |
|
Вторник | Обучающиеся | 1. Игровой тренинг "Учимся сотрудничать". |
Обучающиеся и педагоги | 2. Коллаж "Мой класс - моя семья". | |
Среда | Обучающиеся | 1. Конкурс ребусов |
Обучающиеся и родители | 2.Конкурс рисунков среди обучающиеся 1-2 классов на тему: "День, наполненный счастьем" | |
3. Конкурс сочинений среди обучающиеся 3-4 классов на тему: "День, наполненный счастьем" | ||
Четверг | Педагоги и психологи | 1. Игровой тренинг на взаимодействие среди педагогов. |
Психологи | 2. Подведение итогов конкурсов. | |
Пятница | Обучающиеся и педагоги | 1. "Забор приветствий и пожеланий". |
Психологи | 2. Оформление стенда по итогам мероприятий недели. | |
Итоговый этап |
||
Следующий учебный день | Все участники предметной недели |
Линейка. Подведение итогов и награждение победителей. |
Литература:
- Аникина Е., Трофименко Е., Бубчикова Н.. Тренинг педагогического общения // Школьный психолог - 2008. - № 7.
- Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе/ М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Е.И.Васильева.-М.: Совершенство, 1998.-352 с.
- Большой психологический словарь / составитель и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003
- Голубеева Я., Акованцева Л., Фелькер Ю.. Психология плюс:// Школьный психолог-2008. № 8. - № 8.
- Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. - Ярославль, Академия развития 1997.
- Кипнис, М. 59 лучших игр и упражнений для развития управления коммуникациями. Тренируем общение, способность влиять и убеждать. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009.- 224 с.
- Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. - Ярославль, Академия развития, 1998.