Тип урока: актуализация ранее полученных знаний.
Вид урока: урок-путешествие.
Цель урока: формирование целостного представления о природных зонах России.
Задачи урока:
1) образовательные: обобщить знания детей о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей, особенностях их быта, в природных зонах России, экологические проблемы, возникающие по вине человека;
2) развивающие: развитие исследовательских умений и навыков; развитие экологического и рационально-логического мышления;
3) воспитательные: воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.
Оборудование урока:
- Карта природных зон России.
- Карта Читинской области.
- Мультимедиа “Природные зоны”.
- Карточки с заданиями (групповые).
- Карточки – таблицы (индивидуально).
- Карточки с названием природных зон.
- Карточки с домашним заданием (индивидуально).
- Красная книга, Красная тетрадь Забайкалья.
- Иллюстрации животных и растений.
- Рисунки “Правила поведения человека в лесу”.
Методы и приемы: рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация.
Основные понятия: природная зона, гид, экологическая проблема, заповедник, Красная книга, Красная тетрадь Забайкалья.
Межпредметные связи: русский язык, экология, математика.
I. Организационный момент. II. Сообщение темы и цели урока.– Ребята вы любите путешествовать?
– Мы сегодня отправимся в путешествие по нашей стране.
– Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
– А как её называли раньше? (Русь).
Сколько в этом слове теплого, родного. Многие поэты воспевали Россию. А вот как описал Русь в своем стихотворении И. Никитин.
(Дети читают стихотворение “Русь”).
Да, велика страна, в которой мы живем. Далеко протянулась она с севера на юг. На её территории имеются разные природные зоны. По ним мы и отправимся сегодня в путешествие. Обобщим знания обо всех природных зонах нашей страны.
– А кто скажет, что такое природная зона? (Пространства на Земле, которые получают от солнца одинаковое количество тепла и света, с осадками влаги. Одинаковые погодные условия и живут приспособленные к ним одинаковые растения и животные).
– Сколько природных зон вы знаете? (5).
– Назовите какие, природные зоны вы узнали на наших уроках?
– Какими цветами на карте изображены различные природные зоны?
– А путешествовать мы с вами будем на самолете. Наш класс разбит на 5 групп. В каждой группе будет свой гид, который будет мне помогать.
– Ребята, а кто такой гид? Какие синонимы мы можем подобрать к этому слову? (Экскурсовод). Эти ребята расскажут о природных зонах, мы будем им помогать.
– Природные зоны мы изучали по определенному плану.
– Кто может назвать этот план? (План
вывешивается на доску).
Географическое положение.
– Каждая группа будет иметь определенные задания и будет рассказывать о “своей природной зоне”.
– Итак, “путешествие” начинается!
– Пристегнули ремни, мы взлетаем. (Обратите внимание на то, как вы сидите).
III. Обобщение.– Как вы думаете, с какой природной зоны мы начнем наше “путешествие”? Почему?
– Выходит ребенок – гид, рассказывает об Арктике. Дети дополняют.
– Какие экологические проблемы существуют в Арктике? Как решается вопрос об охране животных? (Созданы заповедники).
– А кто скажет, что такое заповедник? (Заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).
– Назовите заповедник в Арктике? (Остров Врангеля).
– Кто взят под охрану? Моржи, белые медведи.
– А теперь давайте посмотрим несколько слайдов об арктической пустыни. (Показ с комментированием). [Приложение 1]
– Ребята, как вы думаете, могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Почему?
– Итак, наше “путешествие” продолжается.
– А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.
Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает.
Дикий камень везде черной массой встает.
Да поток по ущелью стекает.
А по скалам кругом все-то птицы во мгле,
Все-то серые гаги рядами.
Взглянешь сверху на них, будто марь на скале,
Словно туча лежит над волнами.
– Итак, что это за природная зона? Что указывает на то, что это – тундра? А вы знаете, как слово “тундра” переводится с финского языка? (“бесплодная” или “враждебная”).
На доске появляется карточка с названием.
Следующий ребенок – гид рассказывает о тундре. Дети дополняют. Экологические проблемы этого края.
– Назовите заповедник тундры? (Таймырский).
– Кто взят под охрану?
(Показ слайдов тундры с комментированием). [Приложение 2]
(Обратить внимание на тундровую мышь – лемминг – они имеют на лапах твердые наросты, очень похожие на копытца. Зачем?).
(Чтобы выкапывать пищу из-под твердого снега и льда).
– Ребята, а кто сможет решить головоломку? Как превратить ель в олений мох? ( Ель – ягель).
– Итак, путешествие продолжается.
– Куда же мы отправимся с вами дальше? Догадайтесь!
Есть у меня зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
– Куда же мы отправляемся?
Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, – лес.
– Об этом нам расскажет следующий ребенок – гид.
(Выходит ребенок, рассказывает о лесе.). Дети дополняют.
Какое значение для человека и животных имеет лес? (Дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).
(Просмотр слайдов с комментированием). [Приложение 3]
– Назовите экологические проблемы леса. (Пожары, вырубка лесов).
– А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?
– Какие лесные заповедники можете назвать. (Баргузинский).
– Как связаны между собой осина, заяц, волк? (Цепочкой питания).
– А теперь решите лесную задачу. Ребята, вы знаете, кто такие браконьеры?
Послушайте задачу. “Лесник на расстоянии 100 м увидел браконьера, который прицелился в зубра. Успеет ли лесник задержать браконьера, прежде чем тот выстрелит, если лесник бежит со скоростью 5 м/с, а браконьеру понадобится 25 с, чтобы выстрелить?”
– Ну, а теперь мы с вами немного отдохнем. Мы говорим сегодня о природе России. Какое дерево является символом России?
Встали и представили себя березкой. Как расположены ветви у березки? (Дети поднимают руки).
“ Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце… Воздух у земли прогревается и поднимается вверх, и на освободившееся место с севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха. Что вы почувствовали?
Ветер раскачивает березки сильнее и сильнее. Скорость ветра усиливается с каждой минутой: 50, 80, 100 км/ч. Ветер достигает ураганной силы 150 км/ч. Что с нашей березкой?”
– Да, березке не устоять. А где растут маленькие березки? От ветра и холода они прячутся во мхах и лишайниках.
– А мы продолжаем наше путешествие.
– О какой природной зоне пойдет речь в стихотворных строчках?
… (Она) широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море,
Зноем пышет и палит.
Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.
– Мы отправляемся с вами в степь. (Карточка на доске).
А расскажет нам о ней ….. (Выходит ребенок – гид, рассказывает о степи). Дети дополняют.
– Ребята, почему эта природная зона нам ближе?
– Какие растения преобладают в нашей степи?
– Каких животных мы с вами можем встретить?
– Какие заповедники Читинской области вы знаете? (Показ на карте).
Все они находятся на территории степи.
Просмотр слайдов с комментированием. Обратить внимание на дрофу. [Приложение 4]
– Как по-другому называют эту птицу? (Степным страусом). Эта птица очень редкая и занесена в Красную книгу?
– Ребята, а кто скажет, что это за книга? (Показываю).
(Это книга тревоги, книга – предупреждение. В Красную книгу занесены данные о животных и растениях, которые нуждаются в особой опеке человека. Красная книга – это сигнал, который предупреждает нас о необходимости остановиться, оглянуться и подумать о нашем отношении к природе).
– А как называется наша Красная книга, в которую занесены редкие растения и животные Забайкалья? (Красная тетрадь Забайкалья). Показываю.
– Наше путешествие продолжается.
– Куда же мы отправимся на этот раз? Правильно в пустыню. На доску вывешиваю карточку. Вот как она описывается в стихотворении.
Солнечный, жаркий
Желтый песок
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом и
плотном, как мед.
Желтая птица
Неслышно плывет.
– А расскажет нам о пустыне………
(Выходит ребенок, рассказывает о пустыне). Дети дополняют.
Показ слайдов с комментированием. [Приложение 5]
– Назовите экологические проблемы пустыни. Какой заповедник есть на территории пустыни? (Астраханский).
– В пустынях очень много змей. Какое из домашних животных не боится укуса гремучих змей? (Свинья. Потому что на них не действует яд змей).
– Итак, мы совершили путешествие по природным зонам России. Увидели, какие растения и животные живут. Чем занимается население, какие экологические проблемы существуют в каждой природной зоне. Но наше путешествие продолжается.
– Давайте немного отдохнем. Откинемся на спинку стула, закроем глаза, подумаем о чем-нибудь хорошем, а теперь резко – откроем.
IV. Групповые задания.А теперь ребята мы с вами будем работать в группах. Каждая группа получит свои задания, в течение минуты обсуждает, а потом нас с ними знакомит. Гид будет читать задания, а остальные ребята будут отвечать или дополнять. Давайте будем уважать друг друга, обсуждать будем тихо, чтобы не мешать другим. А я включу музыку.
Раздаю задания.
1 группа. Арктика.
2 группа. Тундра.
3 группа. Лес.
“У кумушки – лисы зубки острые, рыльце тоненькое, нос пятачком, шубка тепленькая. Выращивает лисичка своих деток – лисяток – в теплом мягком гнездышке. Заботливая мама запасает на зиму много корма. Хорошо кума и наряжена: шерсть у нее пушистая, золотистая”.
4 группа. Степь.
5 группа. Пустыня.
(Обсуждение)
V. Рефлексия
Ну, что же ребята, вы хорошо справились с данным заданием. Наш самолет заходит на посадку. У нас осталось с вами еще одно задание, в котором мы подведем итог нашего урока – путешествия. А заключается это задание в следующем: я раздам каждому таблицу, а вы стрелками установите соответствие между природными зонами, растениями и животными, потом мы проверим, как же вы усвоили тему урока.
Растения |
Природные зоны |
Животные |
ковыль, тюльпан | Арктика |
суслик, тушканчик |
ель, береза, сосна | тундра |
соболь, заяц |
мхи, лишайники | лес |
песец, морж |
карликовая ива | степь |
лемминг, гагара |
саксаул, кактус | пустыня |
эфа, варан |
(Проверка задания)
– Молодцы ребята! Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось?
– Итак, наш самолет приземлился. Я благодарю вас за приятное путешествие. Спасибо!
И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие. Но это непростые билеты, а билеты – головоломки. Решив их, вы можете смело продолжать путешествия в страну знаний.