Природные зоны России

Разделы: Начальная школа


Тип урока: актуализация ранее полученных знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

Цель урока: формирование целостного представления о природных зонах России.

Задачи урока:

1) образовательные: обобщить знания детей о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей, особенностях их быта, в природных зонах России, экологические проблемы, возникающие по вине человека;

2) развивающие: развитие исследовательских умений и навыков; развитие экологического и рационально-логического мышления;

3) воспитательные: воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.

Оборудование урока:

  1. Карта природных зон России.
  2. Карта Читинской области.
  3. Мультимедиа “Природные зоны”.
  4. Карточки с заданиями (групповые).
  5. Карточки – таблицы (индивидуально).
  6. Карточки с названием природных зон.
  7. Карточки с домашним заданием (индивидуально).
  8. Красная книга, Красная тетрадь Забайкалья.
  9. Иллюстрации животных и растений.
  10. Рисунки “Правила поведения человека в лесу”.

Методы и приемы: рассказ, беседа, демонстрация, иллюстрация.

Основные понятия: природная зона, гид, экологическая проблема, заповедник, Красная книга, Красная тетрадь Забайкалья.

Межпредметные связи: русский язык, экология, математика.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Ребята вы любите путешествовать?

– Мы сегодня отправимся в путешествие по нашей стране.

– Ребята, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

– А как её называли раньше? (Русь).

Сколько в этом слове теплого, родного. Многие поэты воспевали Россию. А вот как описал Русь в своем стихотворении И. Никитин.

(Дети читают стихотворение “Русь”).

Да, велика страна, в которой мы живем. Далеко протянулась она с севера на юг. На её территории имеются разные природные зоны. По ним мы и отправимся сегодня в путешествие. Обобщим знания обо всех природных зонах нашей страны.

– А кто скажет, что такое природная зона? (Пространства на Земле, которые получают от солнца одинаковое количество тепла и света, с осадками влаги. Одинаковые погодные условия и живут приспособленные к ним одинаковые растения и животные).

– Сколько природных зон вы знаете? (5).

– Назовите какие, природные зоны вы узнали на наших уроках?

– Какими цветами на карте изображены различные природные зоны?

– А путешествовать мы с вами будем на самолете. Наш класс разбит на 5 групп. В каждой группе будет свой гид, который будет мне помогать.

– Ребята, а кто такой гид? Какие синонимы мы можем подобрать к этому слову? (Экскурсовод). Эти ребята расскажут о природных зонах, мы будем им помогать.

– Природные зоны мы изучали по определенному плану.

– Кто может назвать этот план? (План вывешивается на доску).

  1. Географическое положение.
  2. Погодные условия.
  3. Растения.
  4. Животные.
  5. Особенности быта и занятия людей.
  6. Экологические проблемы.

– Каждая группа будет иметь определенные задания и будет рассказывать о “своей природной зоне”.

– Итак, “путешествие” начинается!

– Пристегнули ремни, мы взлетаем. (Обратите внимание на то, как вы сидите).

III. Обобщение.

– Как вы думаете, с какой природной зоны мы начнем наше “путешествие”? Почему?

– Выходит ребенок – гид, рассказывает об Арктике. Дети дополняют.

– Какие экологические проблемы существуют в Арктике? Как решается вопрос об охране животных? (Созданы заповедники).

– А кто скажет, что такое заповедник? (Заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).

– Назовите заповедник в Арктике? (Остров Врангеля).

– Кто взят под охрану? Моржи, белые медведи.

– А теперь давайте посмотрим несколько слайдов об арктической пустыни. (Показ с комментированием). [Приложение 1]

– Ребята, как вы думаете, могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Почему?

– Итак, наше “путешествие” продолжается.

– А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.

Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает.
Дикий камень везде черной массой встает.
Да поток по ущелью стекает.
А по скалам кругом все-то птицы во мгле,
Все-то серые гаги рядами.
Взглянешь сверху на них, будто марь на скале,
Словно туча лежит над волнами.

– Итак, что это за природная зона? Что указывает на то, что это – тундра? А вы знаете, как слово “тундра” переводится с финского языка? (“бесплодная” или “враждебная”).

На доске появляется карточка с названием.

Следующий ребенок – гид рассказывает о тундре. Дети дополняют. Экологические проблемы этого края.

– Назовите заповедник тундры? (Таймырский).

– Кто взят под охрану?

(Показ слайдов тундры с комментированием). [Приложение 2]

(Обратить внимание на тундровую мышь – лемминг – они имеют на лапах твердые наросты, очень похожие на копытца. Зачем?).

(Чтобы выкапывать пищу из-под твердого снега и льда).

– Ребята, а кто сможет решить головоломку? Как превратить ель в олений мох? ( Ель – ягель).

– Итак, путешествие продолжается.

– Куда же мы отправимся с вами дальше? Догадайтесь!

Есть у меня зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.

Куда же мы отправляемся?

Широко раскинулся на карте нашей страны зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, – лес.

– Об этом нам расскажет следующий ребенок – гид.

(Выходит ребенок, рассказывает о лесе.). Дети дополняют.

Какое значение для человека и животных имеет лес? (Дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).

(Просмотр слайдов с комментированием). [Приложение 3]

– Назовите экологические проблемы леса. (Пожары, вырубка лесов).

– А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?

– Какие лесные заповедники можете назвать. (Баргузинский).

– Как связаны между собой осина, заяц, волк? (Цепочкой питания).

– А теперь решите лесную задачу. Ребята, вы знаете, кто такие браконьеры?

Послушайте задачу. “Лесник на расстоянии 100 м увидел браконьера, который прицелился в зубра. Успеет ли лесник задержать браконьера, прежде чем тот выстрелит, если лесник бежит со скоростью 5 м/с, а браконьеру понадобится 25 с, чтобы выстрелить?”

– Ну, а теперь мы с вами немного отдохнем. Мы говорим сегодня о природе России. Какое дерево является символом России?

Встали и представили себя березкой. Как расположены ветви у березки? (Дети поднимают руки).

“ Вы стоите среди бескрайней равнины. Солнце… Воздух у земли прогревается и поднимается вверх, и на освободившееся место с севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха. Что вы почувствовали?

Ветер раскачивает березки сильнее и сильнее. Скорость ветра усиливается с каждой минутой: 50, 80, 100 км/ч. Ветер достигает ураганной силы 150 км/ч. Что с нашей березкой?”

– Да, березке не устоять. А где растут маленькие березки? От ветра и холода они прячутся во мхах и лишайниках.

– А мы продолжаем наше путешествие.

– О какой природной зоне пойдет речь в стихотворных строчках?

… (Она) широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море,
Зноем пышет и палит.
Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душный день
С неба ветерок крылатый,
Ни прохладной тучки тень.

– Мы отправляемся с вами в степь. (Карточка на доске).

А расскажет нам о ней ….. (Выходит ребенок – гид, рассказывает о степи). Дети дополняют.

– Ребята, почему эта природная зона нам ближе?

– Какие растения преобладают в нашей степи?

– Каких животных мы с вами можем встретить?

– Какие заповедники Читинской области вы знаете? (Показ на карте).

Все они находятся на территории степи.

Просмотр слайдов с комментированием. Обратить внимание на дрофу. [Приложение 4]

– Как по-другому называют эту птицу? (Степным страусом). Эта птица очень редкая и занесена в Красную книгу?

– Ребята, а кто скажет, что это за книга? (Показываю).

(Это книга тревоги, книга – предупреждение. В Красную книгу занесены данные о животных и растениях, которые нуждаются в особой опеке человека. Красная книга – это сигнал, который предупреждает нас о необходимости остановиться, оглянуться и подумать о нашем отношении к природе).

– А как называется наша Красная книга, в которую занесены редкие растения и животные Забайкалья? (Красная тетрадь Забайкалья). Показываю.

– Наше путешествие продолжается.

– Куда же мы отправимся на этот раз? Правильно в пустыню. На доску вывешиваю карточку. Вот как она описывается в стихотворении.

Солнечный, жаркий
Желтый песок
Льется в пустыне
На желтый песок.
В воздухе желтом и
плотном, как мед.
Желтая птица
Неслышно плывет.

– А расскажет нам о пустыне………

(Выходит ребенок, рассказывает о пустыне). Дети дополняют.

Показ слайдов с комментированием. [Приложение 5]

– Назовите экологические проблемы пустыни. Какой заповедник есть на территории пустыни? (Астраханский).

– В пустынях очень много змей. Какое из домашних животных не боится укуса гремучих змей? (Свинья. Потому что на них не действует яд змей).

– Итак, мы совершили путешествие по природным зонам России. Увидели, какие растения и животные живут. Чем занимается население, какие экологические проблемы существуют в каждой природной зоне. Но наше путешествие продолжается.

– Давайте немного отдохнем. Откинемся на спинку стула, закроем глаза, подумаем о чем-нибудь хорошем, а теперь резко – откроем.

IV. Групповые задания.

А теперь ребята мы с вами будем работать в группах. Каждая группа получит свои задания, в течение минуты обсуждает, а потом нас с ними знакомит. Гид будет читать задания, а остальные ребята будут отвечать или дополнять. Давайте будем уважать друг друга, обсуждать будем тихо, чтобы не мешать другим. А я включу музыку.

Раздаю задания.

1 группа. Арктика.

  1. Сколько длится полярная ночь? (4-5 месяцев).
  2. За полярным кругом, в стране вечных снегов, очень многие животные имеют эту особенность. Хищникам она помогает незаметно подкрадываться к добыче, а возможным жертвам – прятаться от врагов. Назовите эту особенность. (Белая окраска).
  3. Из предложенных животных, выбери те, которые обитают в Арктике. (Предлагаются иллюстрации животных).

2 группа. Тундра.

  1. Назовите главный отличительный признак тундры. (Безлесье).
  2. Какую ягоду в тундре называют северной малиной? (Морошку).
  3. Из предложенных животных выберите те, которые обитают в тундре. (Предлагаются иллюстрации животных).

3 группа. Лес.

  1. Название этого крупного млекопитающего два раза встречается на звездном небосклоне. Кто это? (Большая и малая медведица.)
  2. Найди ошибки в рассказе:
  3. “У кумушки – лисы зубки острые, рыльце тоненькое, нос пятачком, шубка тепленькая. Выращивает лисичка своих деток – лисяток – в теплом мягком гнездышке. Заботливая мама запасает на зиму много корма. Хорошо кума и наряжена: шерсть у нее пушистая, золотистая”.

  4. Предложенные растения распределите по типу леса. (Предлагаются иллюстрации растений).

4 группа. Степь.

  1. Назовите главную причину безлесья этой природной зоны. (Недостаток влаги).
  2. Назовите главное отличие степей от других природных зон. (Богатые перегноем и черноземом почвы, глубиной более метра).
  3. Выбери животных, обитающих в степи. (Предлагаются иллюстрации животных).

5 группа. Пустыня.

  1. Какие два времени года наиболее продолжительны в пустыне? (Зима, лето).
  2. Как называется оптическое явление, состоящее в появлении у горизонта ложных изображений участков неба или земных предметов? (Мираж).
  3. Выберите природные явления, характерные для пустыни: суховей, пурга, дождь зимой, северное сияние, метели, песчаная буря.

(Обсуждение)

V. Рефлексия

Ну, что же ребята, вы хорошо справились с данным заданием. Наш самолет заходит на посадку. У нас осталось с вами еще одно задание, в котором мы подведем итог нашего урока – путешествия. А заключается это задание в следующем: я раздам каждому таблицу, а вы стрелками установите соответствие между природными зонами, растениями и животными, потом мы проверим, как же вы усвоили тему урока.

Растения

Природные зоны

Животные

ковыль, тюльпан

Арктика

суслик, тушканчик
ель, береза, сосна

тундра

соболь, заяц
мхи, лишайники

лес

песец, морж
карликовая ива

степь

лемминг, гагара
саксаул, кактус

пустыня

эфа, варан

(Проверка задания)

– Молодцы ребята! Понравилось ли вам наше путешествие? Что вам больше всего понравилось?

– Итак, наш самолет приземлился. Я благодарю вас за приятное путешествие. Спасибо!

И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие. Но это непростые билеты, а билеты – головоломки. Решив их, вы можете смело продолжать путешествия в страну знаний.