Интегрированный урок "Экологическая характеристика школьного кабинета"

Разделы: Биология


Цель: Обобщение и систематизация экологических знаний.

Задачи:

  1. Доказать соответствие (не соответствие) условий школьного кабинета санитарно-эпидемиологическим нормам.
  2. Развивать логическое мышление, умение вести научную дискуссию, анализировать, выделять главное и делать выводы.
  3. Воспитывать навыки коллективного труда, бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование:

  1. Песочные часы (15 мин).
  2. Цветные магниты для каждого ученика.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

(класс разделен на четыре группы)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы завершили изучение такого раздела общей биологии, как «Основы экологии» и сегодня у нас обобщающий урок по этой теме.

II. Определение цели и задач урока. Актуализация знаний по теме.

Учитель: Я предлагаю вам вспомнить – что же изучает экология?

Ученик: Экология – это наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами в природе, а также влияние на них факторов окружающей среды. Экология – наука о доме.

Учитель: То есть это наука, изучающая совместное проживание разных организмов. Скажите, а что же необходимо для живых организмов, чтобы они хорошо себя чувствовали в той среде, где они обитают?

Ученик: Наличие пищи, определенная температура, территория проживания и т.д.

Учитель: Одним словом – наличие определенных условий.

Вы в школе проводите большое количество времени, в среднем пять-шесть часов в день. Как вы думаете, какие условия необходимы, чтобы вы чувствовали себя здесь комфортно и уютно, сохранили свое здоровье?

Ученик: Должны быть созданы определенные условия: температура, освещенность, помещения должны быть соответствующего размера.

Учитель: А к какой группе факторов, мы можем отнести эти условия?

Ученик: Экологические

Учитель: Действительно, находясь в стенах школы, мы с вами нуждаемся так же, как и любые живые организмы в природе в определенных экологических условиях. Эти условия разработаны учеными и называются санитарно-эпидемиологическими правилами. Эти правила говорят о том, каким должен быть школьный кабинет для того, чтобы ученики чувствовали себя в нем уютно и комфортно и, следовательно, могли сохранить сове здоровье и успешно обучаться. Тема нашего урока: «Экологическая характеристика кабинета».

Сегодня на уроке перед нами стоит интересная задача: составить экологическую характеристику кабинета и определить её соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям.

III. Практический этап

1. Организация работы обучающихся:

Учитель: Сейчас, ребята, вы будете работать в группах. Каждая группа будет выполнять свое исследование в классе.

Для более организованной и динамичной работы для вас приготовлены карты инструкции, где дается план вашей работы. Прошу вас его придерживаться.

1-я группа – биологи. Ваша задача: определить соответствие кабинета санитарным нормам с точки зрения биологии. Вы будете исследовать цветовую гамму кабинета и его озеленение.

2-я группа – химики. Ваша задача: определить соответствие кабинета санитарным нормам используя знания, полученные на уроках химии. Вы будете исследовать соответствие вентиляционного режима санитарно – эпидемиологическим нормам, определять коэффициент аэрации.

3-я группа – математики. Ваша задача: определить соответствие кабинета санитарным нормам, используя математические знания. Вы будете вычислять площадь и объем кабинета в целом и в пересчете на одного ученика.

4-я группа – физики. Ваша задача: определить соответствие кабинета санитарным нормам, используя знания, полученные на уроках физики. Вам необходимо определить коэффициент освещенности кабинета.

Индивидуальное задание: один из обучающихся класса по результатам ваших исследований составит целостную экологическую характеристику кабинета.

В каждой группе есть мои помощники, которым необходимо будет обобщить результаты исследования в своей группе и подвести итог работы всей группы.

На выполнение данной работы вам дается пятнадцать минут. Контролировать себя вы можете по песочным часам.

Придерживайтесь следующего плана работы:

изучите:

  • задачи работы
  • санитарно-эпидемиологические нормы
  • ход работы.

2. Выполнение исследовательской работы.

ГРУППА 1. Биологи

Задача: Определить соответствие кабинета санитарным нормам с точки зрения биологии, исследовать цветовую гамму кабинета и его озеленение.

Санитарно-эпидемиологические нормы:

  1. Для учебных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов, слабой насыщенности. Они обеспечивают лучшую адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам деятельности. Неблагоприятное влияние на работоспособность оказывают яркие тона. При южной ориентации кабинета выбирают более холодные тона краски: светло-серый, светло-голубой, зеленоватый, светло-сиреневый. При северной ориентации кабинета более теплые: желтовато-охристые, светло-розовые, бежевые.
  2. Комнатные растения в школьном кабинете играют немаловажную роль, они поглощают углекислый газ, выделяют кислород. Многие растения выделяют фитонциды – химические вещества, уничтожающие болезнетворные бактерии. Однако сильно пахнущие растения в кабинете ставить нельзя, т.к. они могут вызывать аллергическую реакцию. Кроме того, цветы играют эстетическую роль.

Рекомендовано:

  1. Циперус – увлажняет помещение.
  2. Монстера, дифенбахия – улучшают водно-газовый обмен.
  3. Хлорофитум – отлично очищает воздух, самый рекомендуемый цветок для детских помещений.

Ход работы:

  1. Определить положение класса относительно сторон горизонта при помощи компаса.
  2. Определить цвет окраски стен кабинета.
  3. Сравнить соответствует ли цветовая гамма кабинета санитарно-эпидемиологическим нормам. Ваши рекомендации
  4. Определить какие цветы находятся в кабинете (полезные/вредные), их количество.
  5. Сравнить соответствует ли озеленение санитарно-эпидемиологическим нормам.
  6. Определить влияние озеленения и цветовой гаммы кабинета на здоровье человека.

Цветовая гамма и озеленение кабинета

Направление (северное / южное) Цветовая гамма стен Цветовая гамма стен Соответствие сан. нормам (+/–) Рекомендации
         

ГРУППА 2. Химики

Задача: Определить соответствие кабинета санитарным нормам используя знания, полученные на уроках химии. Исследовать соответствие вентиляционного режима санитарно-эпидемиологическим нормам, определить коэффициент аэрации.

Санитарно-эпидемиологические нормы:

Для учебных кабинетов рекомендуется регулярное проветривание. Оно обеспечивается вентиляционными отверстиями, фрамугами, форточками. В плохо проветриваемом помещении скапливается большое количество углекислого газа, что приводит к быстрой утомляемости, снижению внимания и умственной активности. Коэффициент аэрации – это показатель поступления свежего воздуха в помещение.

Рекомендовано:

  1. Коэффициент аэрации должен быть не менее 1/50 площади пола.
  2. Проветривать помещение через час работы.

Ход работы:

  1. Осмотреть и замерить вентиляционные отверстия, форточки, фрамуги.
  2. Определить площадь каждого вентиляционного отверстия, форточки, фрамуги.
    S = l x h, где l – длина, h – высота.
  3. Определить общую площадь всех вентиляционных отверстий, форточек, фрамуг.
  4. Рассчитать коэффициент аэрации (проветриваемости) по формуле:
    Ка = Sобщая/Sпола,
    где
    Ка – коэффициент аэрации,
    Sобщая – площадь всех вентиляционных отверстий,
    Sпола – площадь пола (50м2).
  5. Сравнить: соответствует ли коэффициент аэрации санитарным нормам.
  6. Влияние вентиляционного режима кабинета на здоровье человека

Определение вентиляционного режима кабинета (коэффициент аэрации)

Общая площадь вентиляционных отверстий Общая площадь пола Коэффициент аэрации (Ка) кабинета Коэффициент аэрации (Ка) кабинета по сан. нормам Рекомендации
         

ГРУППА 3. Математики

Задача: Вычислить общую площадь и объем кабинета, а также площадь и объем кабинета в пересчете на одного ученика и сравнить с санитарными нормами.

Санитарно-эпидемиологические нормы:

Для учебных помещений рекомендуются просторные комнаты. Это обеспечивает свободу передвижения, личностное пространство каждого обучающегося, что способствует самостоятельной учебной деятельности, психологическому комфорту.

Рекомендовано:

  1. Площадь помещения должна быть не менее 50м2.
  2. Объем помещения должен быть не менее 125м3.
  3. Площадь на одного ученика не менее 2м2.
  4. Объем на одного ученика не менее 5м3.
  5. Наполняемость класса не более 25 человек.

Ход работы:

  1. Измерить длину, ширину и высоту класса.
  2. Определить площадь помещения по формуле S= a x b, где а – длина, b – ширина.
  3. Определить объем помещения по формуле V = a x b x h, где а – длина, b – ширина, h – высота.
  4. Определить площадь в пересчете на одного ученика по формуле:
    Sу = Sк / 25, где Sк – площадь помещения.
  5. Определить объем кабинета в пересчете на одного ученика по формуле:
    Vу = Vк / 25, где Vк – объем помещения.
  6. Сравнить показатели с санитарно-эпидемиологическими нормами.
  7. Влияние площади и объема кабинета на здоровье человека.

Определение площади и объема помещения.

Площадь кабинета Объем кабинета Площадь кабинета на одного ученика Объем кабинета на одного ученика Сан. нормы (+/–) Сан. нормы (+/–)
           

ГРУППА 4. Физики

Задача: Определить коэффициент освещенности кабинета.

Санитарно-эпидемиологические нормы:

Для учебных помещений рекомендуется два вида освещения: естественное и искусственное. Это обеспечивает адаптацию зрения к письму, чтению и другим видам деятельности. Недостаток освещенности помещения приводит к снижению зрения.

Рекомендовано:

  1. Световой коэффициент естественного освещения должен быть 1/4-1/6 от площади пола.
  2. Коэффициент искусственного освещения должен быть 1/4-1/6 от площади пола.

Ход работы:

Естественное освещение:

  1. Вычислить площадь окон.
  2. Вычислить площадь пола.
  3. Вычислить световой коэффициент естественного освещения по формуле:
    CK = Sокон / Sпола, где СК – световой коэффициент.

Искусственное освещение:

  1. Подсчитать количество светильников в кабинете.
  2. Определить их количество в пересчете на площадь пола.
  3. Сравнить результат с санитарно-эпидемиологическими нормами.
  4. Влияние освещенности на здоровье человека .

Определение естественной и искусственной освещенности (световой коэффициент)

Световой коэффициент естественного освещения кабинета Количество светильников в кабинете Световой коэффициент кабинета, количество светильников по сан. нормам Рекомендации
       

3. Подведение итогов исследовательской работы в группах

Учитель: Итак, ребята, время нашей работы истекло, работу мы завершили и теперь послушаем к каким выводам вы пришли.

Планы ответов – Приложение.

4. Экологическая характеристика кабинета.

Учитель: Ученик N составлял экологическую характеристику кабинета, которая является итогом всей нашей работы.

Ученик: В результате проведенных исследований мы выяснили:

  1. Площадь класса составляет … м2. При наполняемости класса в … человек, на одного ученика приходится … м2, что соответствует (не соответствует) санитарно-эпидемиологическим нормам
  2. Объем класса … м3. В нашем классе на одного ученика приходится … м3, что соответствует (не соответствует) санитарно-эпидемиологическим нормам.
  3. Коэффициент естественной освещенности составляет … часть от площади пола, что соответствует (не соответствует) санитарным нормам.
  4. Коэффициент аэрации равен … что соответствует (не соответствует) санитарно-эпидемиологическим нормам.
  5. Цветовая гамма соответствует (не соответствует) положению класса относительно сторон горизонта.
  6. Озеленение имеется (не имеется), соответствует (не соответствует) рекомендациям.

5. Наше здоровье находится в прямой (косвенной) зависимости от экологической обстановки кабинета.

Учитель: Вернемся к главной задаче нашего урока: составление экологической характеристики кабинета и проверка его на соответствие или не соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам.

Ученик: Делает вывод.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Я очень рад, что наша работа прошла успешно, мы составили экологическую характеристику кабинета и в результате исследований мы доказали, что кабинет, в котором мы занимаемся, соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, а значит созданы все условия способствует укреплению нашего здоровья.

А вот сейчас я хотел бы вам задать еще один вопрос: Знания по каким предметам вы использовали на уроке в ходе исследовательской работы?

Ученик: по биологии, географии, физике, математике, химии.

Учитель: Как вы думаете, если бы мы использовали в своей работе знания только по биологии и физике, или математике и химии, могли бы мы составить полную экологическую характеристику кабинета?

Ученик: нет.

Учитель: Мне нравится, что вы обратили внимание на тот факт, что все науки взаимосвязаны и дополняют друг друга, только вместе они нам могут дать целостную картину об окружающем мире. В данном случае о школьном кабинете.

V. Оценивание. Домашнее задание.

Учитель: Ребята! Наш урок подходит к концу, подойдите к доске и оцените свои знания полученные на нашем уроке. Поместите свои магниты в тот сектор окружности (окружность нарисована на доске), который соответствует вашим знаниям полученным на сегодняшним уроке.

  • Первый сектор – ваши экологические знания повысились.
  • Второй сектор – ваши экологические знания понизились.
  • Третий сектор - ваши экологические знания остались на прежнем уровне.

 

Домашнее задание: Составить экологическую характеристику кабинетов физики, химии, математики, биологии, географии.

Презентация.