"Наши проблемы" (методические рекомендации по проведению классного часа по технологии организации коллективного взаимодействия школьников)

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


Важнейшим условием творческого развития личности школьника, становления его как субъекта собственной жизни и деятельности является включение его в коллективную организаторскую деятельность. Поэтому одна из целей образования есть формирование и развитие творческих способностей школьников, которую можно реализовать через учебные занятия, классные часы, построенные по технологии организации коллективного взаимодействия школьников.

Данная технология имеет следующую структуру:

  • анализ 1 (выявление проблем) - целеполагание (создание коллективных целей) - планирование - реализация (сама деятельность) коллективная;
  • анализ 2 (достигли или не достигли цели? почему?).

В ходе этапа "Анализ 1" школьники учатся выявлять и формировать проблемы в коллективе своего класса, вычленять главные. На этом же этапе формируются умения ставить цели и задачи, также находить тех субъектов образовательного процесса, которые возьмут на себя ответственность за решение этих проблем. Проблемно - ориентированную матрицу (Приложение 1) можно рассматривать в данном случае как диагностику степени готовности обучающихся брать на себя ответственность - гиперответственные, которые взваливают всю ответственность на себя, и безответственные, которые перекладывают проблемы класса и свои собственные на другие плечи - классного руководителя, директора, родителей и т.д.

На этапе "Планирование" школьники самостоятельно разрабатывают мероприятия, определяют сроки выполнения и ответственных. Таким образом происходит включение обучающихся в процесс составления воспитательного плана, например, на первое полугодие. Затем идет этап "Реализация". После этого этапа проходит этап "Коллективный анализ 2", который показывает насколько эффективными оказались мероприятия по решению тех или иных проблем, насколько ответственно отнеслись к ним в классном коллективе.

В качестве рефлексивного момента используется своеобразный "Блокнот", где участники могут высказать свои мнения словами, рисунками или просто отметить "цветом". Такое поле "Блокнота" дает возможность участникам проанализировать свои действия и деятельность.

Целевой компонент классного часа

Цель: организация работы в классе для группового анализа проблем, целеполагания и приятия решений.

Задачи:

  • научить вычленять проблемы классного коллектива и находить участников образовательного процесса для совместного решения;
  • формировать чувство ответственности;
  • обеспечить комфортность и активность участников.

Организационно - деятельный компонент

Дата: ________________

Время: _______________

Место: классный кабинет.

Участники: учащиеся, группа классных руководителей.

Гости: учителя - предметники, классные руководители.

Место данного классного часа в воспитательном процессе класса и школы: методический день классных руководителей "Технологии организации коллективного взаимодействия школьников". В воспитательном плане данное мероприятие проводится в конце I полугодия с целью коллективного планирования решений значимых проблем класса.

Оборудование и оформление:

  • Плакат на доске. Голограмма галактики - план работы групп.
  • Проблемно - ориентированные матрицы для каждой группы.
  • Цветные наклейки "Как будем действовать? Где, когда, с кем?"

Предварительная подготовка.

На первом этапе каждый участник индивидуально работал с проблемно - ориентированной матрицей. Выявлял проблемы, которые, на его взгляд, имеют место в классе, находил субъектов учебно - воспитательного процесса, которые могли бы принять участие в решении этих проблем, определял размер собственной ответственности.

На втором этапе были сформированы группы, в которых совместно разрабатывались мероприятия плана работы класса на II полугодие, а также учились делать анализ самому процессу планирования с целью поиска наилучших путей решения стоящих перед коллективом задач.

Содержательный компонент классного часа

Основное содержание: коллективная разработка конкретных дел, обусловленных потребностями групп.

Вступительная часть.

Используются принципы привлекательности предстоящей работы. Обращается внимание на плакат, который представляет собой голограмму. "Что это такое?" Учащиеся называют варианты, которые учитель фиксирует на доске. Выбирается близкий к определению "галактика". Учитель объясняет значение символов.

А, В, С - это группы, которые должны пройти свой путь к общей цели: конкретные дела по решению значимых проблем класса.

План класса - это небольшая планета, которая не может существовать без общего плана школы - большой планеты.

Группа Д, группа классных руководителей, построит свою траекторию решения проблем, которые существуют параллельно с проблемами учащихся и нуждаются в коллективном решении.

Первый шаг к достижению цели представляет собой этап коллективного анализа, в процессе которого происходит первичная настройка на совместную жизнедеятельность - "Как здорово, что мы вместе! Кто мы? Какие мы?" На этом этапе школьники учатся выявлять и ставить цели и задачи, так как коллективный анализ, целеполагание и планирование находятся в очень тесном единстве и взаимопроникновении.

Основная часть.

Каждая группа работает над проблемно - ориентированной матрицей: формулирует от 3 до 5 проблем, значимых для данной группы учащихся, и вносит их в таблицу.

Затем в группах идёт обсуждение, кто и в какой степени (%) должен взять на себя ответственность за решение. Школьники сами определяют размер участия субъектов образовательного процесса, затем консультируются с выбранным участником и вносят коррективы в таблицу.

Результаты таблицы озвучиваются.

Учитель предлагает из всех проблем выбрать одну, но значимую, и заштриховать или выделить её каким-либо значком.

Все матрицы вывешиваются на доску вокруг плаката.

Следующий этап - этап разработки конкретных дел. Он направлен, с одной стороны, на создание коллективной мотивации, определение коллективных целей и ценностей, с другой стороны, - на проявление субъективной позиции каждого, определение им для себя значимости данного коллектива и его деятельности, здесь важно создать условия для коллективного и личностного самоопределения - "Что хотим? Для чего? Зачем?", "Как будем действовать? Где, когда, с кем?"

Ответы на эти вопросы записываются на цветных наклейках и прикрепляются на матрице к выделенным проблемам.

Заключительная часть.

Каждая группа зачитывает свои конкретные дела к решению проблем, обозначенных в процессе коллективного анализа. Остальные группы выступают в роли оппонентов. Уточняются время реализации и ответственные.

Намечается дата коллективного анализа 2, где будут подведены итоги коллективной деятельности и индивидуального результата каждого - "Достигли или не достигли цели? Почему?" Любой результат хорош по-своему, и здесь также важно самоопределение каждого и коллектива в целом.

Оценочно - аналитический компонент классного часа (рефлексия)

В форме блокнота (приложение №2)

№ 1 Проблемно - ориентированная матрица.

№ 2 Блокнот внеклассного мероприятия, классного часа.

Литература.

  1. Никитина Н.Н., Шустова И.Ю. Технологии организации коллективного взаимодействия школьников. - Ж. Классный руководитель, № 6, 2004, № 2, 2005.
  2. Никитина Н.Н., Сидорова Н.В., Сущик О.Н. Методические рекомендации по организации коллективного планирования деятельности школьников. - Магадан, 1991.
  3. Поляков С.Д. В поисках педагогических инноваций. - М., 1993.
  4. Шишарина Н.В. Как подготовить и провести классный час. - Ж. Классный руководитель, № 2, 2005.

Приложение 1, приложение 2.