Известно, что игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов учащихся, активизации их умственных способностей, обобщения и закрепления знаний.
На уроках информатики игра "Информ-ринг" используется для закрепления изученного материала и расширения кругозора учащихся. Игра состоит из нескольких конкурсов, которые включают вопросы по информатике и информационно-коммуникационным технологиям. Задания для игроков носят разнообразный характер. Во всех конкурсах хорошо сочетаются вопросы на знание теоретического материала и на сообразительность.
Порядок проведения "Информ-ринга":
Перед осенними каникулами учащиеся получают домашнее задание - написать сказку, используя десять компьютерных терминов (монитор, винчестер, вирус, дискета, мышь, бит, байт, пиксел, компьютер, клавиатура). Сказки оценивались по двум параметрам: оригинальность сюжета и использование компьютерных терминов. Максимальная оценка по каждой номинации 5 баллов. Эти баллы суммируются для членов каждой команды "Информ-ринга".
За неделю до проведения игры группа учащихся разбивается на команды по 5-6 человек. В каждой команде назначается капитан.
Ниже приведены разнообразные конкурсы, которые использовались во время игр, но не приведена их последовательность, потому что каждый учитель в зависимости от временных рамок (1-2 урока, внеклассное мероприятие) и объема знаний учащихся сам может сформировать свой "Информ-ринг", используя приведенные заготовки.
В соответствии с современными тенденциями, в качестве заданий можно использовать и отдельные задания из ЕГЭ по информатике.
Все задания могут быть предварительно набраны на компьютере и выполняться там же с последующей распечаткой, а могут существовать в обычном бумажном виде.
Конкурс "Кто быстрее?"
Ведущий задает вопрос, и команды отвечают на него по принципу "кто быстрее". Отвечать можно только, подняв руку, и после разрешения ведущего. Каждый правильный ответ - один балл. Если ответ неверен, отвечает другая команда. Всего задается от 5 до 12 вопросов.
1. Назовите виды локальных сетей.
Шина, звезда, кольцо.
2. Как иначе называются черно-белые дисплеи?
Монохромные.
3. Как Джон Гордон Байрон был связан с программированием?
Его дочка была первым программистом.
4. Что общего у лопаты и компьютера?
И то, и другое - инструменты.
5. От имени какого древнего математика произошло слово АЛГОРИТМ?
Аль-Хорезми
6. Кто придумал слово РОБОТ?
Карел Чапек
7. Кто придумал три закона Робототехники?
Айзек Азимов
Конкурс "Дальше, дальше, дальше..."
Ведущий проводит конкурс отдельно для каждой команды. В команде может отвечать каждый игрок. Если среди прозвучавших ответов будет правильный, то команда получает балл. На этот конкурс дается 1 минута. На компьютере запускается счетчик времени в секундах, и все играющие видят, сколько времени прошло с начала конкурса. Если команда не знает ответа, то они говорят "дальше" и ведущий называет следующий вопрос. И так до тех пор, пока не прозвучит сигнал окончания времени. Для другой команды все повторяется, но с другими вопросами.
Вариант для первой команды
1. Что больше: бит или байт?
байт
2. Что является мозгом компьютера?
микропроцессор
3. Какие цифры понятны машине?
0 и 1
4. Печатающее устройство?
принтер
5. Синоним слова дисплей?
монитор
6. Как называется одна графическая точка экрана?
пиксел
7. Сколько байтов в слове "программа"?
9 байтов
8. Чему равен один килобайт?
1024 байта
9. 50 разделить на 1/2 и прибавить 3?
103
10. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько нужно минут, чтобы сварить 5 яиц?
4
Вариант для второй команды
1. Сколько битов в байте?
8
2. Любимое животное компьютера?
Мышь
3. Могут ли вирусы привести к физическому повреждению частей компьютера?
Да.
4. Устройство для считывания с дискеты?
Дисковод
5. То же, что жесткий диск?
Винчестер
6. Рычаг для ручного управления курсором?
Джойстик
7. Игольчатый, матричный, струйный ... ?
принтер
8. Сколько байтов в слове "информатика"?
11 байтов
9. Где стирается информация при отключении питания в ПК?
в оперативной памяти
10. Сколько месяцев в году содержит по 30 дней?
11
Конкурс "Одно на двоих"
Капитан назначает двух человек для участия в этом конкурсе.
1. Город - марка оружия - носитель информации
( . . . . . . . . )
2. Заменить (*) буквами и написать получившееся слово.
РЕ*ЙАТИ*И*
3. Заменить (*) буквами и написать получившееся слово.
М*ИРО*Л*
4. Вычеркни лишнее:
мышь - джойстик - винчестер - сканер
5. Напиши получившееся слово (конец одного слова является началом другого):
ЧИ( . )ОРТ
ПО( . . . )ОВИЦА
СПО( . . )УТ
ТО( . )ОТ
КУ( . . )Т
Конкурс "Диктант"
Этот конкурс проводится одновременно с конкурсом "Одно на двоих". Капитан назначает человека для написания диктанта по компьютерным терминам. Десять из этих терминов информатики предлагались на диктанте во время игры.
информатика | джойстик | фиксация | интерфейс |
микропроцессор | байт | винчестер | файл |
интегральная схема | алгоритм | клавиатура | блок-схема |
сканер | форматирование | архивирование | монитор |
дигитайзер | двоичная | принтер | оператор |
картридж | восьмеричная | дисплей | интерпретатор |
компьютер | шестнадцатеричная | искусственный интеллект | ячейка |
дискета | системы счисления | каталог | дисковод |
Конкурс "Одно на всех"
Задания этого конкурса даются обеим командам на листах одновременно.
Вариант для первой команды.
Нарисуйте блок-схему для нахождения наибольшего общего делителя.
Вариант для второй команды.
Нарисуйте блок-схему для нахождения корней квадратного уравнения.
Конкурс "Конкурс капитанов"
Этот конкурс выполняется капитанами.
1. Вставить пропущенное:
2, ..., 10, 16
2. Отметьте знаком "+", что фактически может делать компьютер, и знаком "-", что он не может:
складывать
вычитать
умножать
делить
сравнивать
возводить в квадрат
извлекать квадратный корень
3. Он не может жить без нее, а она без него. Она более хрупкая, но более выносливая. Чаще путешествует, хотя боится жары и дождя. Она любит одеваться во много одежек. А он все равно всегда знает, что у нее на уме. Так и живут ........ и .......!
4. Расположить в порядке появления: телефон, двигатель внутреннего сгорания, телеграф, швейная машина, пишущая машинка, компьютер, радио.
Конкурс "Одни, без капитана"
Этот конкурс проводится одновременно с конкурсом капитанов для остальной части команды. Найти в предлагаемом тексте спрятанные слова, связанные с информатикой и компьютером.
Пример:
- Какие веселые звери здесь с повязками! (Киев, вяз)
- Прямо как малышка у нас! (Каунас)
Жил-был Ю.З. Ершов по кличке Юрик. Дома у него не было, и жил он поэтому в кибитке с цыганами. Это были уже современные люди с плейерами, а не с гитарами. И влюбился он в местную красавицу Анжелику. Ее любили очень много испанцев и русских: весь наш ОМОН и тореадоры из Мадрида. А девушка говорила каждому:
- Гуд бай, товарищ! Для меня твоя ласка не радость.
И все потому, что любила одного парня - Евгения Тимофеевича. Обиделся Юрик, узнав об этом, и решил подать в суд на соперника. Обдумывал целый год иск Е.Т. Абархивеприну и наконец написал, что Абархивеприн - террорист и на обеде в его фирме "Абаком" пьют "ерши" и "Кровавые Мэри".
Пришел в суд, а судья посмотрел иск и сказал присяжным:
- Юрин формат и качество иска очень высоки, но каждый день к нам пуд исков о делах таких поступает. Так будем этот иск рассматривать?
Так и отказали Юрику, и он решил сам разобраться с обидчиком и стал известен на весь мир, как Брюс Ли.
Конкурс "Слово"
Этот конкурс состоит в придумывании слов всей командой из заданного (например, "информатика"). Для удобства подсчета слов команды получают специальные листы.
слова из 2 и 3 букв | слова из 4-х букв | слова из 4-и букв | слова из 5-и букв | слова из 5-и букв | слова из 6-и и более букв | ||||||
Конкурс "Маленький user"
В этом конкурсе все участники игры сочиняют четверостишья, которые должны начинаться словами: "Маленький юзер компьютер .... (купил, достал, украл и т.д.)".
По завершении игры суммируются набранные баллы, подводятся итоги и объявляется команда-победитель. Способы поощрения также могут быть различными - от оценок до призов.
Игровые методы обучения - лучший способ мотивации учащихся и закрепления их знаний. "Информ-ринг" полностью соответствует современным требованиям по использованию новых технологий на уроках.