Методы арттерапии в корекционно-развивающей работе по развитию эмоционально-личностной сферы дошкольников с речевыми нарушениями в условиях сельского дошкольного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Человеческое дитя – здоровое… развитое…
Это не только идеал и абстрактная ценность,
но и практически достигаемая норма жизни.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский

У детей рано складывается своя “картина мира”. Как считал В. А. Сухомлинский, детство – это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества. Он считал также, что знакомить детей с каждым предметом окружающего мира надо в связях с другими предметами. Познавательная деятельность ребенка возможна лишь там, где созданы определенные условия ее развития. И в этом огромную роль играет интеграция воспитательного процесса.

Практика подтверждает, что для проведения интегрированных коррекционно-развивающих занятий наиболее эффективно сочетание музыкотерапии и изобразительного искусства. У ребенка появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное - развиваются коммуникативные умения.

Кроме того, ученые из Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Ребёнок дошкольного возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. В ней ребёнок выступает с одной стороны, в качестве ведомого взрослым и через различные способы и формы включается в освоение художественного опыта; с другой стороны, он пробует себя в качестве художника-творца. Это требует от него творческого воображения и осмысленных действий, самостоятельности, умения применять опыт в новых условиях, ответственного отношения к собственной деятельности и деятельности сверстника, а также к получаемому продукту (результату).

Особую актуальность использования техники арт-терапии придают условия сельской бытности: низкий уровень развития инфраструктуры села, отсутствие детских развлекательных учреждений. Кроме того, опрос родителей дошкольников о роли семьи в развитии ребенка, показал непонимание своих родительских функций по данной проблеме.

Так 55% родителей считают необязательным развивать своего ребенка, для этого он ходит в детский сад.

34% - охотно и регулярно занимаются дома с ребенком, покупают всю необходимую литературу, детские книги и пособия.

11% - полагаются на природные задатки своего ребенка.

Активно участвуя в процессе преображения мира на доступном содержании и обращаясь со взрослым и сверстниками, ребёнок получает первый опыт творческой деятельности, что влечёт за собой развитие различных сфер личности ребёнка: интеллектуальной, нравственно-волевой, эмоциональной.

Занятия построены на синтезе нескольких видов восприятия и воображения.

Цель занятий: помочь ребенку с нарушениями речи начать осознавать себя и свое место в окружающем мире, научить выражать свои чувства на бумаге, преодолевать робость, страх перед тем, что не получается.

Задачи:

  1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  2. Снижение импульсивности, тревоги, агрессии.
  3. Совершенствование коммуникативных навыков и творческих способностей.
  4. Воспитание межличностного доверия и группового сотрудничества.
  5. Развитие познавательных процессов.
  6. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.
  7. Расширение эмоционального опыта.
  8. Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми художественными образами.
  9. Обучение новым приемам рисования и развитие умения экспериментировать.

Основным методом является арт-терапия, а именно рисуночная терапия (или терапевтическое рисование), дополненная игрой, сказкой, музыкой, упражнениями на развитие мелкой моторики руки, коммуникативных способностей, сенсорное развитие. А почему именно арт-терапия?

Во-первых, рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека.

Во-вторых, уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитие ребёнка, и в этом процессе “ведущий” сам ребёнок.

В-третьих, при рисовании у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.

В-четвёртых, рисование стимулирует развитие левого, образного полушария головного мозга ребёнка (следовательно, и образного мышления).

В-пятых, возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) наполняет душу ребёнка положительными эмоциями через осознание своего творчества, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счёте, за себя как автора.

Таким образом, дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие. В ходе взаимодействия с детьми “отрабатываются” проблемы эмоционально-личностной сферы. В работе используются программы и технологии: “Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет” Л.Д. Постоевой, С.В. Коноваленко.

Поводами для зачисления ребёнка в коррекционную группу служат: заключение психолога, наблюдение и отзывы воспитателей, специалистов (преподавателя ИЗО и др.), пожелания родителей.

В первую очередь в группу зачисляются дети с нарушениями речи, испытывающие состояние повышенной тревожности.

Параллельно целям, решаемых коррекционно-развивающими занятиями, проводиться работа по развитию творческого потенциала в целом и воображения в частности предоставляется ребёнку право выбора цвета с использованием какой – либо части “кисти” будет выполнена его работа.

В свою очередь использование технологии “арт-терапии” (рисунок и рисование) позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства, поэтому в перспективе у меня расширение ассортимента арт-терапевтических средств и предоставление возможности свободного к ним доступа ребёнка в любое время по его желанию.

Результат педагогической работы: не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.

Программа занятий имеет следующую структуру. Курс состоит из 16 коррекционно-развивающих занятий, продолжительность каждого 40 минут, частота встреч 1 раз в неделю. Время проведения 4 месяца. Численность детей, посещающих занятий, составляет 5-6 человек. Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей 4-5 лет и индивидуальных особенностей детей с нарушениями речи.

Каждое занятие состоит из нескольких частей:

Часть 1. Вводная

Основная цель - настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой в группе.

Часть 2. Основная или рабочая

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

Часть 3. Завершающая

Основная цель – создание у каждого ребёнка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы.

В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Приветствие и прощание обычно проводятся по одному и тому же сценарию, предложенному психологом.

Занятия желательно проводить в первой половине дня.

На каждом занятии проводится пальчиковая гимнастика, которая полезна не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

Все упражнения разделены на три группы и используются в процессе каждого занятия из трех или из двух групп одновременно.

I группа. Упражнения для кистей рук: развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений; учат напрягать и расслаблять мышцы; развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические: совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические: развивают точную координацию движений; учат сгибать и разгибать пальцы рук; учат противопоставлять большой палец остальным.

Перед тем как приступить к курсу занятий, проводится диагностика детей, она позволяет оценить эффективность коррекционной работы. В диагностический пакет входят следующие методики:

  1. Тест тревожности Р. Теммл, В. Амена.
  2. Зрительно-моторный гештальт тест Бендер.
  3. Социометрия “Два дома”, автор Л. А. Венгер.
  4. Тест “Цветные коврики”, автор Р. И. Бардина.

В начале каждого занятия и по окончании проводится оценка эмоционального настроя ребенка с использованием теста “Выбери свое настроение”.

Проведенная коррекционная работа показала следующие результаты. У детей старшей логопедической группы из 41 % детей с высоким уровнем тревожности по окончанию курса занятий не осталось дошкольников с высокой тревожностью, она снизилась до среднего уровня.

Кроме того, на начало курса у 93 % дошколят были низкие показатели зрительно-моторной координации (норма – 7 %), по окончанию курса занятий показатели возросли до нормы у 16 % (по сравнению с 7 % изначально).

Изменились взаимоотношения детей между собой, как показывают результаты социометрии, с 5 % до 9 % увеличилось количество детей, относящихся к группе “звезды”, меньше стало “Отвергаемых” (с 10 % до 2 %) и “пренебрегаемых” (с 39 % до 35 %).

Таким образом, страхи и переживания, связанные с жизнью в детском саду становятся для ребят менее стрессогенными: более спокойнее переносят критику выполненных работ, способны к зрелой самокритике, ровно относятся к замечаниям воспитателей. Многие дети приходят в детский сад с большим удовольствием, не испытывают страха перед своими одногруппниками.

Изменилась самооценка дошкольников на более позитивную, что является благоприятным прогнозом в развитии детей и детского коллектива в целом. В группе стало больше детей с позитивным настроем на различные трудности, благоприятным фоном настроения, что в общем положительно сказывается на психологическом климате всей группы.

Литература

  1. Акинщикова Г.И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л., 1977.
  2. Васильев И.А. и др. Эмоции и мышление. М., 1980.
  3. Маслов С.Ю. Анализ областей эвристичности. В кн.: VII симпозиум по логике и методологии науки. Киев, 1976.
  4. Л.Д. Постоева, С.В. Коноваленко. “Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4-6 лет”.