Урок был и остаётся самой распространённой и постоянно развивающейся формой коллективно-индивидуального обучения математике в современной школе. (Приложение 1)
Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твёрдому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, средства, методы и формы обучения, которые использует учитель в процессе обучения посредством управления познавательной деятельностью ученика. Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности ученика, её активного и умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ, готовит ученика к творческой деятельности, с тем, чтобы после окончания школы он мог хорошо ориентироваться в современном социуме. (Приложение 2)
Математика изначально подразумевает развитие любого типа мышления так как, многие математические понятия абстрактны; школьный курс геометрии имеет аксиоматическое строение и сама математика – это система знаний, где одно знание вытекает из другого. Так на своих уроках я предлагаю учащимся самим доказать неизвестную им теорему, свойство, ... И методы на уроках стараюсь применять различные, но все они сводятся к проблемному обучению, т.е. к созданию на уроке проблемной ситуации, и её разрешению. Также всегда помню о положительной мотивации обучения. Каждый раз при изучении нового материала учащимся сообщаю о значении изучаемого материала в системе знаний, о его практической направленности, о связи с другими предметами. На каждом уроке пытаюсь создать ситуацию успеха для каждого ученика, а лучшим средством для этого является дифференцированное обучение. На уроках учащимся предлагаю задания различного типа: как на отработку знаний, умений, навыков, так и творческого характера (доказать, додумать, составить самим...), предлагаю самостоятельно изучить (индивидуально или в группах) теоретический материал. Моя роль при этом на уроке управлять деятельностью учеников; не оставлять их одних; формирование учащихся, желающих и умеющих учиться. Очень важны, на мой взгляд, уроки обобщения и систематизации знаний. На этих уроках мы вместе с учащимися не только ещё раз повторяем, что нового они узнали и чему научились, но и выясняем, чем и как можно ещё дополнить их знания по теме урока. А это есть не что иное, как выход на индивидуальное творческое задание: на реферат, на проект, на научно-исследовательскую работу.
Поэтому культура современного урока математики – это: (Приложение 3)
- Широкое использование активных форм обучения, которые предполагают самообразование, самопознание учащихся под руководством учителя. Учитель планирует, организует, направляет, стимулирует активность заданиями, оценивает работу учащихся на уроке.
- Концентрическое изучение школьного курса математики, то есть, это возвращение к изученному материалу каждый раз на более высоком уровне. Например, от пропедевтического курса по наглядной геометрии в 5-6 классах знания учащихся расширяются до стройного, логического, систематического курса геометрии в старших классах.
- Практическая направленность на выработку речевых навыков, то есть на каждом уроке идёт развитие у учащихся грамотной математической речи.
- Переход от репродуктивных (воспроизводящих по образцу) к продуктивным (творческим) приёмам изучения математики в процессе самостоятельной деятельности учащихся.
- Реализация основных дидактических функций обучения: обучающей, воспитывающей, развивающей. Каждый урок направлен на обучение, воспитание, развитие ребёнка.
- Обучение аргументации и толерантному ведению спора как основа обучения в средних и старших классах. Сама наука «Математика» учит умению обосновывать, доказывать, аргументировать. Всякий спор на уроке мы ведём с позиции терпимости и уважения к своему собеседнику, умению выслушать и привести аргументы в свою защиту или в пользу собеседника.
- Использование ТСО (компьютера, интерактивной доски, таблиц, моделей и др.). Но здесь тоже нужна мера. Использование на уроке ТСО не самоцель. Это средство достижения цели урока. Говоря об этом, я процитирую слова доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой математики и методики преподавания математики МГОПИ Мираковой Т.Н. на 2-ой Международной научно-практической конференции, которая состоялась в ноябре 2007 г.: «Гордостью школы являются не информационные средства обучения (ЭВМ, интерактивные доски, мультимедиа проектор, web-камера), а учитель у доски с мелом и тряпкой. Важно не слово машины, а слово учителя».
Вывод: Каждый урок математики направлен на обучение, воспитание, развитие ученика. На уроке ученик должен быть активен, с горящими глазами. На уроке должно быть всё для него доступно и полезно, а учитель-мастер находит подход к каждому ученику, добивается, что бы все ученики были заняты на уроке, и цели урока достигаются для всех учащихся в меру их возможностей и способностей. (Приложение 4)
Литература
- Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. - М.: Просвещение, 2002.
- Интернет-ресурсы