Культура современного урока математики

Разделы: Математика


Урок был и остаётся самой распространённой и постоянно развивающейся формой коллективно-индивидуального обучения математике в современной школе. (Приложение 1)

Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твёрдому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, средства, методы и формы обучения, которые использует учитель в процессе обучения посредством управления познавательной деятельностью ученика. Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель использует все возможности для развития личности ученика, её активного и умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования её нравственных основ, готовит ученика к творческой деятельности, с тем, чтобы после окончания школы он мог хорошо ориентироваться в современном социуме. (Приложение 2)

Математика изначально подразумевает развитие любого типа мышления так как, многие математические понятия абстрактны; школьный курс геометрии имеет аксиоматическое строение и сама математика – это система знаний, где одно знание вытекает из другого. Так на своих уроках я предлагаю учащимся самим доказать неизвестную им теорему, свойство, ... И методы на уроках стараюсь применять различные, но все они сводятся к проблемному обучению, т.е. к созданию на уроке проблемной ситуации, и её разрешению. Также всегда помню о положительной мотивации обучения. Каждый раз при изучении нового материала учащимся сообщаю о значении изучаемого материала в системе знаний, о его практической направленности, о связи с другими предметами. На каждом уроке пытаюсь создать ситуацию успеха для каждого ученика, а лучшим средством для этого является дифференцированное обучение. На уроках учащимся предлагаю задания различного типа: как на отработку знаний, умений, навыков, так и творческого характера (доказать, додумать, составить самим...), предлагаю самостоятельно изучить (индивидуально или в группах) теоретический материал. Моя роль при этом на уроке управлять деятельностью учеников; не оставлять их одних; формирование учащихся, желающих и умеющих учиться. Очень важны, на мой взгляд, уроки обобщения и систематизации знаний. На этих уроках мы вместе с учащимися не только ещё раз повторяем, что нового они узнали и чему научились, но и выясняем, чем и как можно ещё дополнить их знания по теме урока. А это есть не что иное, как выход на индивидуальное творческое задание: на реферат, на проект, на научно-исследовательскую работу.

Поэтому культура современного урока математики – это: (Приложение 3)

  1. Широкое использование активных форм обучения, которые предполагают самообразование, самопознание учащихся под руководством учителя. Учитель планирует, организует, направляет, стимулирует активность заданиями, оценивает работу учащихся на уроке.
  2. Концентрическое изучение школьного курса математики, то есть, это возвращение к изученному материалу каждый раз на более высоком уровне. Например, от пропедевтического курса по наглядной геометрии в 5-6 классах знания учащихся расширяются до стройного, логического, систематического курса геометрии в старших классах.
  3. Практическая направленность на выработку речевых навыков, то есть на каждом уроке идёт развитие у учащихся грамотной математической речи.
  4. Переход от репродуктивных (воспроизводящих по образцу) к продуктивным (творческим) приёмам изучения математики в процессе самостоятельной деятельности учащихся.
  5. Реализация основных дидактических функций обучения: обучающей, воспитывающей, развивающей. Каждый урок направлен на обучение, воспитание, развитие ребёнка.
  6. Обучение аргументации и толерантному ведению спора как основа обучения в средних и старших классах. Сама наука «Математика» учит умению обосновывать, доказывать, аргументировать. Всякий спор на уроке мы ведём с позиции терпимости и уважения к своему собеседнику, умению выслушать и привести аргументы в свою защиту или в пользу собеседника.
  7. Использование ТСО (компьютера, интерактивной доски, таблиц, моделей и др.). Но здесь тоже нужна мера. Использование на уроке ТСО не самоцель. Это средство достижения цели урока. Говоря об этом, я процитирую слова доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой математики и методики преподавания математики МГОПИ Мираковой Т.Н. на 2-ой Международной научно-практической конференции, которая состоялась в ноябре 2007 г.: «Гордостью школы являются не информационные средства обучения (ЭВМ, интерактивные доски, мультимедиа проектор, web-камера), а учитель у доски с мелом и тряпкой. Важно не слово машины, а слово учителя».

Вывод: Каждый урок математики направлен на обучение, воспитание, развитие ученика. На уроке ученик должен быть активен, с горящими глазами. На уроке должно быть всё для него доступно и полезно, а учитель-мастер находит подход к каждому ученику, добивается, что бы все ученики были заняты на уроке, и цели урока достигаются для всех учащихся в меру их возможностей и способностей. (Приложение 4)

Приложение 5. Презентация.

Литература

  1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. - М.: Просвещение, 2002.
  2. Интернет-ресурсы