Современные подходы в системе коррекционной работы по формировнию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР

Разделы: Логопедия


По итогам диагностики, проделанной за период с 2005 – 2009 учебный год,  наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и распространенных речевых дефектов является нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков), носит стойкий характер и требует длительной, грамотно построенной коррекционной работы.

Вопросы, связанные с изучением специфических особенностей нарушений и коррекции слоговой структуры слов у детей младшего школьного возраста в литературе освещены недостаточно. Ведется поиск новых направлений и приемов логопедической работы по данной проблеме.

Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Задания даются как в устной, так и в письменной форме: проговаривание 15 слов с постепенным усложнением слоговой структуры с опорой на предметную картинку и без нее, проговаривание за логопедом 5 простых предложений, чтение, списывание, слуховой диктант. Слова подбираются с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов; слова со стечениями согласных в начале, середине и в конце слова. Для списывания детям предлагаются сложные слова и предложения.

В результате выполненных заданий были получены следующие результаты: учащиеся звуки в словах произносят невнятно, искажают чаще всего шипящие, соноры; наблюдаются пропуски гласных и согласных букв – «тава» – трава; перестановки и выпадение слогов – «кокродил», «кродил» – крокодил; появление лишних букв или слогов в слове – «монотоцикил» – мотоцикл; искажение более сложных слов – «скородова» – сковорода.

Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Следует отметить, что в анамнезе у детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка речевого развития в раннем и дошкольном возрасте и появление первых слов  в усеченной форме. Это нарушение сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко – слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Младшие школьники часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих [1].

На усвоение слоговой структуры слова влияют некоторые закономерности звуковой действительности русского языка, общее и речевое развитие ребенка, в частности состояния, его слухового восприятия и уровень его артикуляторных возможностей. В ходе овладения слоговой структуры слова у ребенка формируется определенный практический опыт в осуществлении анализа и синтеза, в фонетической сфере общения, что является одной из важнейших предпосылок к усвоению грамотного письма [4].

Обучение письму на русском языке осуществляется по так называемому аналитико-синтетическому методу. Поэтому ребенок, овладевающий грамотой, еще до начала записи предложения должен уметь выделять в нем отдельные слова, уловив границы между ними, и определять звуко-слоговой состав каждого слова. Если же такой анализ речевого потока ребенку недоступен, то возможно появление конкретных специфических ошибок письма, снижающих возможности полноценного овладения навыками письма и чтения. Затруднения в восприятии и воспроизведении слогового состава слова осложняют формирование у детей словарного запаса, так как усложняющаяся последовательность искажений приводит к замене одного слова другим [3].

Это подтверждается результатом обследования письменной речи. Выявлено, что нарушение слоговой структуры слов выражается на письме в виде смешения границ слов  – «у дедмо Рза» – у деда Мороза, персевераций – «магазим» – магазин, антиципаций – «на девевьях» – на деревьях, контаминаций – «весеяцуем» – весело танцуем и др.

Таким образом, в ходе обследования учитель-логопед выявляет наиболее типичные ошибки, которые допускает ребенок. Также выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае. Это позволяет учителю – логопеду грамотно спланировать коррекционную работу.

Традиционная методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных  навыков, в которой можно выделить два этапа:

Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале).

Цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка. Стержневым моментом на этом этапе обучения является специально организованная эмоциональная игра с определенной учебно – речевой задачей. Эти упражнения направлены на развитие не только фонетической стороны речи, но и психических процессов.

При работе на невербальном материале проводятся игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти, работа над ритмом, упражнения на формирование динамического праксиса рук и развитие реципрокной координации рук, графические упражнения.

При работе на вербальном материале игры и упражнения направлены на формирование пространственно-временных представлений. Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структурой. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова.

Собственно коррекционный (работа ведется на вербальном материале). Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка с ОНР. Проводится работа на уровне гласных звуков, на уровне слогов, на уровне слов. Для повышения качества самоконтроля особое значение отводится работе помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и  тактильного [1].

Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слов проводится работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись длительно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности.

Наряду с традиционной методикой коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей младшего школьного возраста с ОНР мною  применялись: программа Power Point для проведения игр и упражнений в виде презентаций; обучающие компьютерные программы; проводились комплексные занятия и совместные открытые занятия с родителями.

В ходе обучающего процесса использовались различные формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, групповые. На некоторых из них были задействованы один или несколько сопровождающих взрослых (родитель), в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, осуществляющих поддержку тех детей, которые испытывают те или иные трудности. В их задачу входило ненавязчивое и деликатное осуществление этой поддержки без отвлечения на себя внимания детей от учителя-логопеда. При этом их роли менялись в зависимости от типа проводимого занятия, а иногда и по ходу него. В ходе занятий родители знакомились с сущностью речевого нарушения ребенка, со всеми логопедическими установками и требованиями, чтобы наладить общий и речевой режим в домашних условиях. Так же проводились индивидуальные беседы, консультации и другие формы работы с родителями.

Для организации эффективной коррекционно-развивающей работы привлекались не только родители учащихся, но и учителя и специалисты школы. Отличительными особенностями их деятельности является командный стиль взаимодействия, постоянное отслеживание развития ребенка, результативность его обучения. С этой целью проводились комплексные занятия, совместно с дефектологом, психологом, учителями музыки и физкультуры.  Например, со специалистами были организованы такие занятия – развлечения, как: «Лесная школа», «Наш гость Пых», «Путешествие в Голубую страну», «Клад Кота Леопольда»; проводились викторины «Учимся играя», «Мульти-пульти викторина» и др.

Особое место в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слов занимала логопедическая ритмика и служила цели нормализации двигательных функций и речи, объединяла как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия.

На занятиях дети разучивали разные движения под музыку в сочетании со стихотворным текстом, маршировку, ходьбу, упражнения с предметами, этюды. Например, при работе над темпом и ритмом им предлагались различные способы воспроизведения: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов (барабана, бубна, металлофона и др.). Все это служило развитию концентрации слухового внимания, слуховой памяти, координации движения. Упражнения, направленные на формирование координации речи с движениями давались на каждом логопедическом занятии, во время физ. минутки.

Логопедическая ритмика проводилась совместно с учителем музыки и строилась в соответствии с основными видами музыкальной деятельности детей младшего школьного возраста.

На коррекционном этапе проводилась работа на вербальном материале. Она состояла из уровней: уровень гласных звуков, уровень слогов и уровень слова. Материал предлагался постепенно, с усложнением слоговой структуры слов и в определенной последовательности. Порядок обработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С. Большаковой:

  • двусложные слова из открытых слогов (вата);
  • трехсложные слова из открытых слогов (машина);
  • односложные слова, представляющие собой закрытый слог (мак);
  • двусложные слова с закрытым слогом (лимон);
  • двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);
  • двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);
  • трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);
  • трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
  • трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
  • односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова (флаг, винт);
  • двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);
  • четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза) [2].

В процессе обработки слов с различными типами слоговой структуры использовались разнообразные виды игр и упражнений, в том числе компьютерные.  Как показывает практика, использование игр и упражнений за компьютером вызывает у детей повышенный интерес к логопедическим занятиям, усвоению новых знаний, активизирует работоспособность, тренирует память и логическое мышление, развивает внимательность и быстроту реакции.

С этой целью мною были разработаны игры и упражнения в программе Power Point, такие как: «Слоговая арифметика», «Ритмическое путешествие», «Слоговой полет», «Слоговая дорожка», «Веселые нотки», «Рассыпанные слоги», «Слоговая чехарда», «Цифровые слоговицы»» и др. В качестве примера рассмотрим три игры:

Игра «Слоговая арифметика»

Цель: развивать слоговой анализ и синтез слов, зрительное внимание и память, обогащать словарный запас, развивать мыслительную деятельность, тренировать навык чтения.
Ход игры: на мониторе компьютера появляются слова, которые нужно соединить в одно целое (1); изъять из состава слова слово или слог (2, 3). После того, как ребенок назовет правильный ответ, на месте примера появляется слово – ответ, для чего ребенку необходимо щелкнуть мышью на пример.

Сложение:

баран + ка = ?               пол + оса = ?
вес + ло = ?                   крах + мал = ?
бар + сук = ?                 кар + точка = ?

Вычитание:  

полка – ка = ?               ракушки – ушки = ?
виноград – град = ?      лесник – ник = ?
мышьяк – як = ?            компот – пот = ?

В два  действия:

весна – на + точка = ?
кот + ёлка – ка = ?
ласточка – точка + ты = ?
зубр + ёж + ка = ?
картина – тина + тон = ?

Игра «Рассыпанные слоги»

Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и память, обогащать словарный запас, тренировать навык чтения.
Ход игры: На мониторе компьютера появляются шары, на которых написаны слоги. Детям предлагается собрать слоги в слова устно. После того, как будет назван правильный ответ, появляется следующий слайд, на котором написано слово – ответ. Оно может сопровождаться предметной картинкой. (Например, шары со слогами: ле, то, ло, се. Ответ: лето, лото, село).

Игра «Веселые нотки»

Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и память, обогащать словарный запас.
Ход игры: На мониторе компьютера изображен нотный стан с нотами. Логопед предлагает детям придумать слова, которые бы заканчивались названием музыкальных нот (по схеме): …-до, …-ре, …-ми, …-фа, …-соль, …-ля, …си. Если это задание вызывает трудности, то детям предлагаются в помощь предметные картинки или карточки, на которых написаны слоги, с которых начинаются слова – ответы, сами слова. После того, как ребенок назовет правильный ответ, ему необходимо щелкнуть мышью на нужную музыкальную ноту. На ее месте появляется слово – ответ. (Например: бордо, чудо, море, фасоль, сами, салями, арфа, Коля, караси и др.)

Коррекция слоговой структуры слов у младших школьников оказалась более эффективной на материале игр и упражнений, проводимых за компьютером, в том числе обучающих компьютерных программ, которые специально разработаны для детей младшего школьного возраста. Программы применялись как фрагмент логопедического занятия и для домашнего задания: «Супердетки. Тренировка быстрого чтения» (Компания «Мультисофт», 2007), «Супер Интеллект» (Compedia Ltd, 2004), «Кораблики» (Филатова М.Ю., 2008), серии обучающих игр «Баба Яга» (ООО «МедиаХаус», 2004), «Гарфилд» («Руссобит-Паблишинг», 2006) и др.

Конкретные виды игр и упражнений подбирались индивидуально каждому ребенку, в зависимости от возраста, уровня его речевого и интеллектуального развития.

Результаты итоговой диагностики показали высокую эффективность предложенного подхода, приемов, игр и упражнений по коррекции слоговой структуры слов у младших школьников с ОНР.

Таким образом, коррекция нарушений слоговой структуры слов у детей младшего школьного возраста с ОНР будет эффективна при условии: поэтапного проведения занятий, предусматривающих работу на невербальном и вербальном материале; осуществления систематизированной, комплексной коррекции; применения современных подходов; привлечения в логопедический процесс учителей и родителей.

Применение современных форм коррекционной работы способствует повышению мотивации к ло­гопедическим занятиям, сокращению периода ввода поставленных звуков в речь, развитию интереса к словообразова­нию, словоизменению и к различным действиям со звучащим словом.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
  2. Большакова Е.С. Работа логопеда с дошкольниками.– М.: Просвещение, 1996.
  3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших  школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.