Методическая цель:
формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории;
обеспечить усвоение учащимися темы.
- Образовательная:
выявить причины, цели, методы и итоги реформы П.А. Столыпина. - Развивающая:
продолжить формированию умений участвовать в обсуждении, работать с историческими документами, текстом, самостоятельно делать выводы. - Воспитывающая:
воспитывать умение самоорганизовываться на уроках и умение слушать других.
Оборудование:
- Раздаточный материал (документы, карточки, таблицы)
- Учебник. История России. XX век, под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.
- Ноутбук, мультимедиапроектор, доска.
Ход урока
I. Организационный момент
Урок проходит с использованием презентации, подготовленной учителем.
II. Эпиграфом нашего урока будут являться слова П.А.Столыпина:
Приложение. Слайд 1: “Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы”.
– Выберете ключевые слова.
– Почему человек не должен забывать прошлое своей страны? (Выслушиваются мнения
ребят, учитель подводит итоги)
Тогда давайте разбираться в прошлом истории нашего государства.
1. (Связь с прошлым уроком). Для начала проверим с вами домашнее задание по сравнению взглядов политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса.
(Каждый получает карточку № 1 с вопросами и отвечает самостоятельно, после идет взаимопроверка – см. Приложение 1)
III. Переход к изучению новой темы:
– Какие политические силы сформировались в ходе первой русской революции?
– Как правительство отреагировало на предложения по аграрному вопросу?
(Все предложения были отвергнуты государством).
– Какая проблема наиболее остро стояла в начале 20 века в экономическом
развитии России? (Проблема аграрного вопроса)
– Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (О решении аграрного
вопроса)
Учитель: Да, сегодня мы рассмотрим вопрос одной из самой острой проблемы России начала 20 века – аграрного вопроса.
– Каким путем можно решить этот вопрос? (Революционным или мирным).
– Как решается мирный путь решения проблемы в стране? (Путем реформ).
Сегодня на уроке мы с вами и рассмотрим, как решался аграрный вопрос путем реформ в России.
Слайд 2:Тема урока Реформы Столыпина
Слайд 3: Россия в начале 20 века. Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.
9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай 11 царским указом распустил 1 Государственную Думу, обвинив ее в революции.
Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел.
Слайд 4: Мотивация на новую тему:
- Кто же он – П.А. Столыпин?
- Какие реформы он предлагал провести?
- Цели реформы
- Основные мероприятия и осуществление реформы
- Итоги реформы
- Актуальна ли тема урока сегодня?
На эти вопросы мы постараемся поразмышлять во время изучения темы.
Для начала давайте познакомимся с этим государственным деятелем.
Сообщение о П.А. Столыпине (учитель дает задание: слушая сообщение, сделайте краткие записи в тетради).
Учитель: Какие реформы предлагал провести Столыпин, разрабатывая правительственную программу действий?
У вас на столе лежит лист с текстом (см. Приложение 3). Во время работы с текстом вы должны сделать необходимые записи о предложениях Столыпина, после этого принять участие в нашей игре “Чистый слайд”.
Слайд 6: игра “Чистый слайд”:
- На какие части делится программа Столыпина?
- Какую часть Столыпин предлагает провести в жизнь немедленно?
- Какие еще реформы предлагал провести Столыпин?
Учитель: Важной частью своей программы Столыпин считал аграрную.
(Слайд7: знакомство с планом)…
Учитель: На основании высказываний Столыпина определить – Цели реформы. (Работа с документом, см. Приложение 2). После идет обсуждение целей реформ с ребятами.
После ответов учащихся записываем в тетрадь цели реформы:
- “Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель. (Крестьян, рассредоточенных по хуторам, занятых своими хозяйствами, будет труднее поднять на бунт).
- Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян (создание широкого слоя мелких буржуазных собственников).
- Модернизация страны (продолжение ее).
Вывод учителя: …таким образом важнейшей проблемой, от которого зависело будущее России – был аграрный вопрос.
Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 г.
Откройте этот документ в учебнике на стр.67. Ознакомьтесь и ответьте на вопрос:
Почему с этим указом связано начало реформы?
(Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в частную собственность)
Учитель: Основные мероприятия аграрной реформы (Работа по группам).
У каждой группы своя карточка: всем группам внимательно изучить карточку и выполнить задания (даю вам времени 8–10 минут).
1 группа: Разрушение крестьянской общины – стр.63
2 группа: Переселенческая политика – стр.64
3 группа: Итоги аграрной реформы – стр.64
4 группа: индивидуальная работа со “слабыми” ребятами: найти в тексте и выпиши
цели, методы и итоги реформ (даю другой текст и помогаю им в работе с текстом).
КСО: ребята работают по группам со своим текстом и делают основные записи по вопросам. В каждой карточке свои вопросы:
Вопросы 1 группе:
- Рассказать о разрушении общины.
- Какие по аграрной реформе предполагалось образовать типы крестьянских хозяйств?
- Объясните, что означает термин “отруб” и “хутор”.
- Почему произошел переворот правящих верхов от принудительного сохранения общины к политике ее ускоренного разрушения?
- В чем состоял социальный смысл аграрной реформы Столыпина? Какой была основная цель указа.
Вопросы 2 группе:
- Рассказать о переселенческой политики
- Чего хотело правительство, реализуя переселенческую политику?
- Назовите недостатки переселенческой политики.
- В чем вы видите прогрессивное значение переселенческой политики?
- Что явилось новым явлением в результате переселенческой политики?
- В чем вы видите значение создания коопераций?
После каждая группа рассказывает кратко свой материал.
Учитель задает вопросы по выяснению усвоения материала.
Затем вместе с классом выделяются основные мероприятия аграрной политики Столыпина и появляется слайд (ребята делают записи в тетрадях):
- Создание новых форм землевладения: отруб и хутор.
- Государственная помощь крестьянским хозяйствам.
- Переселение крестьян.
- Развитие крестьянской кооперации.
Учитель: Кому выгодны были данные мероприятия? (Правительству, чтобы решить незаселенность огромных пространств Сибири и Дальнего Востока.)
Учитель: А теперь попробуем разобраться, какие результаты имела данная реформа?
– Кто может рассказать об итогах Столыпинской реформы?
Выслушиваются ответы ребят и подводятся итоги аграрной реформы Столыпина.
(После ребята записывают итоги реформы самостоятельно в тетрадь)
Учитель: Почему же не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась судьба Столыпина? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой?
Сообщение ученика (его лучше дать подготовить заранее).
После идет обсуждение по этому вопросу (но не затягивать).
После выслушивания ребят, можно подчеркнуть: Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.
Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой.
IV. Закрепление:
1 варианту – выписать из приведенной таблицы положительные результата
аграрной реформы.
2 варианту – отрицательные результаты аграрной реформы.
Учитель: Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый Столыпиным, актуален сегодня?
(Выслушиваются ответы ребят).
Вывод: В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенция и предприниматели, считали их недостаточными.
Д/З: параграф 8
1 варианту – написать отрицательные результаты аграрной политики
2 варианту – положительные результаты аграрной политики
Рефлексия:
А теперь давайте отвлечемся от темы урока и представим, что реформу должен осуществить не Столыпин, а мы. Но не аграрную реформу, а реформу нашего урока истории. Что бы вы изменили в уроке, что бы вы оставили.
Учитель подводит итоги урока.