Цели урока:
- Изучить особенности культурных и дикорастущих растений.
- Научить детей распознавать растения.
- Учить работе с гербарием.
- Воспитывать в детях любовь к природе.
- Создание проекта «Дикорастущие и культурные растения».
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, магнитная доска.
Наглядность: диск «Дикорастущие и культурные растения», автор Бусуркина Н.И. Рисунки, гербарии, картинки растений, семена, овощи, фрукты, цветы.
Раздаточный материал: карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1. Дикорастущие и культурные растения.
Объявление темы урока.
II. Вступительное слово учителя.
Слайд 2.
Учитель: Ребята! Сегодня вы отправитесь в удивительный мир растений. Цель нашего урока: научиться различать дикорастущие и культурные растения, узнать много интересного из жизни растений.
III. Проверка домашнего задания.
Слайд 3.
Три ученика работают с индивидуальными карточками.
Карточка 1.
Подчеркни: деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – зелёным.
Слива, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, берёза, малина.
Карточка 2.
Подчеркни: хвойные растения синим карандашом, а лиственные – зелёным.
Осина, ель, дуб, сосна, клён, лиственница, ясен, ива.
Карточка 3.
Найди ошибки. Вычеркни неверные утверждения. Хорошо подумай.
Деревья | Кустарники | Травы |
липа | крыжовник | подорожник |
берёза | смородина | одуванчик |
сосна | калина | крапива |
Опрос учащихся.
а) В природе существуют невидимые нити. Расскажите, как в давние времена лесничий решил навести порядок в лесу? К чему это привело?
б) Расскажите о невидимых нитях в осеннем лесу на примере дуба.
IV. Введение в новую тему.
Слайд 4.
1. Сегодня мы продолжим изучать мир растений. Вы уже знаете, что растения делятся на деревья, кустарники и травы. А теперь мы посмотрим на растения с другой стороны.
2. Слайд 5 .Сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения.
- Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница и т.д.
- Растения одевают человека – лён, хлопок.
- Растения лечат человека – мать и мачеха, душица и т.д.
- Растения дают много полезных вещей – мебель, строительные материалы, топливо.
3. Слайд 6. Есть разные растения. Человек тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
4. Слайд 7.
Учитель: Чем похожи и чем различаются ель и яблоня?
Учащиеся: Общее – деревья, различие – ель растёт в лесу, яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу.
5.Слайд 8.
Учитель: Чем похожи и чем различаются ягоды можжевельника и красной смородины?
Учащиеся: Общее – кустарники, можжевельник растёт в лесу, смородина – в саду, за ней ухаживает человек. Оба кустарника приносят пользу.
6. Слайд 9.Первая группа растений, выращивает которые человек, это культурные растения. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёмах. Это дикорастущие растения.
V. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями.
Слайды 10-12. (Фиалка, земляника, незабудка).
Учащиеся приводят свои примеры дикорастущих растений.
VI. Знакомство с культурными растениями.
- Слайды 13, 14. Овощные.(Перец, картофель, огурцы, морковь, чеснок).
- Слайд 15. Плодовые. (Груши, сливы, яблоки, груши).
- Слайд 16. Овощные и плодовые. Прилавок на рынке. (Апельсины, киви, бананы, гранат, капуста и т.д.).
- Слайд 17. Зерновые. (Пшеница). Показ учителем семян пшеницы.
- Слайд 18. Гречиха. Показ учителем семян гречихи.
- Слайд 19. Рис. Показ учителем семян риса.
- Слайды 20-23. Декоративные. (Роза, гладиолус, георгин. Клумба с цветами).
- Слайды 24-25. Прядильные. (Лён, хлопок). Показ учителем полотенец из хлопка и льна, сетки для украшения букетов.
VII. Работа по учебнику.
В учебнике на с.63 учащиеся зачитывают таблицу «Культурные и дикорастущие растения». Учащимся рекомендуется добавить по 2-3 названия каждой группы.
VIII. Загадки о растениях.
Слайд 26.
- Цветок, название которого совпадает с мужским именем. (Василёк)
- Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
- От этого растения пошла игра «Любит, не любит». (Ромашка)
IX. Рассказы учащихся о растениях.
Слайд 27.
- Лук. Самый распространённый овощ в мире – лук. Его остатки находят даже в гробницах египетских фараонов. Египтяне считали лук большим лакомством и ели его только по праздникам.
- Картофель. Родина картофеля – Южная Америка. В Россию картофель привёз император Пётр I из Голландии. Русские крестьяне не желали сажать картофель, а предпочитали сажать репу и капусту. Тем же, кто соглашался выращивать картофель, стали выдавать денежные премии.
- Крапива. Крапива – первое «витаминное» растение, которое появляется весной. Её листья и молодые побеги съедобны, а то, что она и «кусается», так это очень полезно для здоровья.
- Бархатцы. Это «мексиканцы» по происхождению. Из них делают духи и успокоительные лекарства. С помощью их аромата можно защищать жилища от назойливых мух.
Далее дети делают краткий обзор подготовленных сообщений о растениях.
X. Выставка работ учащихся.
Слайд 28.
(Гербарии, рисунки).
XI. Обобщение.
Слайд 29.
- Объясните, какие растения называют дикорастущими, а какие – культурными.
- Расскажите, для чего люди выращивают культурные растения.
- Готовясь к уроку, учащиеся создали проект « Дикорастущие и культурные растения». Учитель показывает завершённый проект учащихся и благодарит всех за хорошую работу.
XII. Просмотр слайдов 30-37 «Как прекрасен этот мир!»
Домашнее задание: материал учебника – с.62-с.65, рабочая тетрадь – с.25.