Урок литературы в 3-м классе. А.А. Фет. "Весенняя песня"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: способствовать пониманию поэтического произведения с помощью других видов искусств, развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи; развивать эмоции, чувства детей.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.А. Фета.

ХОД УРОКА

ОРГ. МОМЕНТ.

Здравствуйте, меня зовут Ирина Юрьевна. Сегодня мы отправляемся в путешествие в мир литературы. Вы готовы?

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА.

Давайте послушаем запись из альбома русского композитора П.И. Чайковского. Постарайтесь представить картины, которые нарисовал композитор…

– Какие картины увидели?

– Что услышали?

– Какие чувства у вас возникли?

– Как думаете, к какому времени года подходит эта музыка?

– Интересно, зачем прозвучала музыка, ведь мы на уроке литературы? Давайте вернемся к этому вопросу чуть позже. А сейчас повторим то, что уже знаем. А зачем повторять?

На этом этапе определите для себя, когда вам легко работать: одному или в группе. Договоритесь, кто возьмет задание.

Договорились?

Представители групп заберите задание для группы.

Одна минута на понимание, что дано и что надо сделать.

Итак, кто озвучит задание? Все понятно? Выполняйте.

Задания (определи жанр и найди пару)

  1. Солнце светит ярко.
    Журчат ручьи, прилетели грачи.
    Наконец-то весна!
    (Мазепова Настя, ученица 2 кл. «А», шк. 17 г. Ачинска)

  2. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…

  3. В году такая есть пора,
    Когда холодно с утра.
    Выглядывает солнце днем,
    Оживает все кругом.
    На дорогах, тротуарах
    Озера разливаются.
    В них девчонки и мальчишки
    Измерением глубин занимаются.
    (Лебедев Саша, ученик 2 кл. «А», шк. 17 г. Ачинска )

  4. Весна красна в окно стучится.
    И свежий запах,
    Птиц трезвон.
    Вот это да! Весна настала!
    И все ожило, расцвело!
    (Быковских Света, ученица 2 кл.«А», шк. 17 г. Ачинска )

  5. Небо голубеет, солнце греет жарче.
    Его лучи, словно проникают мне в душу.
    Хочется запеть соловьем. (Масловский Сергей, ученик 2 кл. «А», шк. 17 г. Ачинска )

  6. «Свистнул Иван три раза и прискакал к нему конек-горбунок.»

  7. На десять братцев две шубки. (Варежки)
    Самсонова Полина, ученица 2 кл. «А», шк. 17 г. Ачинска )

Итак, работа закончилась.

Что скажете? (остался один жанр «Стихотворение» без пары)

Как думаете, почему? (будем учиться читать стихи)

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

Тема нашего урока «Весенняя песня». Ее автор А.А. Фет. Что значит учиться читать? (понять внутренний мир автора, узнать о его жизни, определить авторские секреты).

Одним словом, нам сегодня придется открывать заново для себя такой знакомый нам мир.

Давайте окажемся в далеком прошлом, в то время, когда жил А.А. Фет. Постарайтесь представить то, о чем буду рассказывать.

Фет родился в с. Новоселки, в семье помещика. Его детство было трудным и полным лишений. Именно жизнь научила его видеть то, что никто не замечал. Больше всего он любил писать о природе. Он восхищался мгновением: мимолетным, прекрасным, исчезающим. Он писал, что пришел рассказать о радостном блеске солнечного утра и молодой весенней жизни. Фета назвали «солнечным поэтом мира».

Закройте глаза и послушайте его стихотворение.

ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЯ…

Какое настроение возникло, когда слушали стихотворение?

Думаю, теперь вам самим хочется соприкоснуться, со стихотворением. Откройте стр. 110 учебника и самостоятельно прочитайте его.

Кто хочет прочитать?

Что непонятно? А может кто-нибудь попытается объяснить?

РАБОТАЕМ НАД ПОНИМАНИЕМ.

Прочитайте первую строфу стихотворения.

Какие картины увидели?

Что почувствовали?

А кто эти картины видел раньше?

А как автор об этом написал?

Какую природную примету он разглядел?

Какие авторские секреты увидели? (Рифма, звуковой рисунок.)

Итак, перед нами картина природного затишья, темп чтения ровный спокойный.

Прочитаем вторую строфу.

Что скажете?

Кто такое видел в природе явление?

Как поняли, что движется? (завеса)

Какой рисует ее автор?

Что он называет «золотой пылью»?

Какие авторские приемы вы увидели? (Небо – земля – противопоставления, золотая пыль – эпитет, стоит опушка – олицетворения).

Кто догадался, что имел в виду автор, когда писал слово «завеса»? (занавес, занавеска)

Итак, туча это что-то мрачное, тяжелое, а автор ею любуется, сейчас она откроется и начнется новое действие.

ЧИТАЕМ ТРЕТЬЮ СТРОФУ. ПОРАБОТАЙТЕ В ПАРЕ ПО ПЛАНУ.

Прочитайте.

Какие картины увидели?

Какие звуки услышали?

Что почувствовали?

Кто хочет высказаться?

А у кого по-другому?

Итак, занавес открылся и нас ждут новые картины, картины после дождя! Это обновление и очищение.

Кто хочет прочитать стихотворение?

Какое оно? (лирическое, от слова лира. Ведь недаром слагали песни на стихи Фета.)

А теперь приложите руку к сердцу, послушайте как оно бьется. Пока оно бьется - мы живы, а значит, мы видим, слышим, чувствуем прекрасное вокруг нас. Мы можем сосердцать! Дарить свое сердце другим.

А может кто-то споет? Послушайте, как получилось у меня..

Что значит «барабанит»? ( стучится, обращает на себя внимание, просит нас «открой меня заново»)

Прочитайте название новой главы. Как понимаете?

На последующих уроках вы узнаете, правильны ли ваши предположения или нет.

Итак, картины можно рисовать красками. Это делают художники.

Можно рисовать звуками. Это делают музыканты.

Можно рисовать словами. Это делают поэты и писатели.

Какое домашнее задание вы определите для себя? (быть художником, писателем, поэтом.)

А есть еще одно задание. Задание чистого листа. Попробуйте написать письмо А.А. Фету. Поделиться с ним своими мыслями, чувствами.

Спасибо за урок.