Тема урока: Действия с многозначными числами. Закрепление.
Страна, открывшая путь в космос.
Тип урока: урок комплексного применения знаний интегрированный урок ( интеграция с предметом - ознакомление с окружающим миром)
Оценка педагогической ситуации: дети владеют навыками выполнения арифметических действий с многозначными числами, совместно с детьми подготовлена презентация, технически урок оснащен.
Используемые педагогические технологии: игровая технология, метод проектов, информационная технология
Цели:
Обучающая: закреплять вычислительные навыки с многозначными числами, закреплять умение решать задачи, производить действия с именованными числами
Развивающая: способствовать развитию логического мышления, развивать познавательный интерес к окружающему миру
Воспитательная: расширять знания учащихся о вкладе русских людей в освоение космоса, воспитывать чувство гордости за свою страну
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, детская презентация “Путешествие по Солнечной системе”, карточки с именованными числами, карточки с задачами, индивидуальные наборы геометрических фигур, портрет Ю.А.Гагарина
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Ребята! Сегодня мы совершим космическое путешествие по нашей необъятной и красивой Солнечной системе. Я предлагаю вам вот такой маршрут нашего путешествия (демонстрируется слайд “Маршрут путешествия”)
2. Актуализация знаний
Учитель: Когда же началась космическая эра? Об этом нам расскажет группа ребят, которые специально готовились к этому космическому путешествию.
Ученик: Началом космической эры можно считать запуск первого искусственного спутника Земли. Это произошло в 1957 году. Потом был запущен второй спутник с собакой Лайкой, и только через 4 года, в 1961году был отправлен космический корабль с человеком на борту. Радость и гордость ощущали наши соотечественники 12 апреля 1961года, когда гражданин СССР на корабле “Восток” преодолел земное притяжение. Этим человеком был Юрий Алексеевич Гагарин. Это был первый полет человека в космическое пространство.
3. Работа по теме урока
Учитель: А как же будет называться наш корабль? Узнаем это, решив примеры и отгадав ребус.
4800: 800= (6)- Л | 2800:700= (4) –Е |
720 : 90 = (8) –Я | 320 : 16 = (20) – Н |
450 :50 =(9) – З | 350: 70 = (5) - Е |
400 : 400 = (1) - М |
ШИФР: 9 , 4 , 1 , 6, 8, 20, 5
(Дети записывают в тетради только ответы, а потом располагают числа в соответствии с шифром)
Учитель: Итак, наш корабль называется “Земляне”. Осталось лишь проверить работу бортовых систем и в путь! Для этого решите задачи с именованными числами и запишите решение в тетради
(Учитель зачитывает задачи, демонстрирует карточки с числами и вывешивает их на доске).
А. Первый искусственный спутник весил 83кг 600г, а второй 508кг300г. Вычислите их общий вес.
Б) За какое время был совершен полет вокруг Земли 12 апреля, если начался он в 9 часов 07минут, а закончился в 10ч 55минут.
В) Наибольшая и наименьшая высота полета летчика- космонавта Ю.А.Гагарина составила 302км и 174км. Чему равна средняя высота полета?
(Дети решают задачи, находят среди предложенных учителем карточки с верными ответами, переворачивают их и получается фраза)
591кг900г | 1ч 48мин | 238км |
Корабль | к полету | готов! |
Учитель:
Внимание! Пристегнуть ремни!
Раз, два! Скорость света!
Три, четыре! Мы летим!
На далекие планеты поскорей попасть хотим!
(Демонстрируются слайды “Ракета несется к звездам”, “Меркурий”)
Учитель:
Наша ракета под названием “Земляне” покинула Землю и вышла в открытый космос. Смотрите! Перед нами Меркурий! Как поразительно похож на Луну! Об этой планете нам расскажут ребята.
Ученик: МЕРКУРИЙ - ближайшая к Солнцу большая планета. Поверхность Меркурия довольно темная. Судя по наблюдениям с Земли и фотографиям с космических аппаратов, она в целом похожа на поверхность Луны.
Эта огромная планета сплошь покрыта кратерами. Наряду с кратерами, менее глубокими, чем на Луне, есть холмы и долины.
На ней совсем нет облаков, потому, что на этой планете нет воздуха. Эта опасная планета. Нет воздуха, нет воды и днем очень жарко.
Учитель: А теперь приготовьтесь к встрече с Марсом.
(Демонстрируется слайд “Марс”)
Ученик: Марс называют Красной планетой, не от того, что там жарко, а от того, что там очень часто бушуют пылевые бури. Огромные пустыни, усыпаны камнями, довольно холодно. Самолеты там бы летали, но дышать человек бы не смог, тем более в марсианском воздухе нет кислорода. Жидкой воды на Марсе нет – ни рек, ни озер, ни морей. Вероятно существуют обширные ледяные залежи. (Температура -60) На красной планете обнаружилось много высохших русел и следов от бурных паводков.
На Марс уже несколько раз прилетали не волшебные, а самые настоящие космические корабли, запущенные советскими и американскими учеными, но никаких признаков жизни обнаружить не удалось. Разумеется, это ничего не доказывает, ведь обследована ничтожная часть планеты. Одна из задач марсианских экспедиций – доставить на Землю образцы грунта и поискать в них ископаемые останки живых существ.
Учитель: А чтобы робот на Марс опустился точно, ему нужны ваши точные расчеты. Надо без ошибки решить примеры по вариантам.
1 вариант |
2 вариант |
7009х24 |
5060х73 |
62240 : 40 |
75270 :30 |
340х200 |
506х400 |
(Ученики по очереди находят значения выражений у доски, остальные в тетрадях, ответы проверяются)
Учитель: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с заданием. А теперь космонавты могут немного и отдохнуть.
4. Физкультминутка (упражнения, корректирующие осанку).
Учитель: Космонавты должны быть хорошо тренированными, уметь держать равновесие. Потренируемся! Возьмите свой дневник и выполните с ним следующие упражнения.
- положить его на голову, расправить плечи и постоять
- приседаем с книгой на голове
- вращаемся вокруг себя
- двигаемся вперед, назад с книгой на голове
5. Продолжение работы по теме урока.
Учитель: Солнечная система – это огромный космический дом. Он состоит из Солнца и множества небесных тел, вращающихся вокруг него. О Солнце нам расскажут ребята другой группы (слайд “Солнце”).
Ученик: Уже в древности люди поняли, что без Солнца не было бы жизни на Земле. Древние греки называли Солнце богом Гелиосом, римляне – Фебом, а наши предки славяне – Ярилом. Земля получает лишь малую часть излучаемого от Солнца тепла. Но этого ей вполне хватает для жизни. А чтобы вы побольше узнали о Солнце мы предлагаем всем сыграть в “Ручеек”.
(На каждой парте лежат разные задачи, решение их записывается в тетради, затем ребята перемещаются на другую парту и решают следующую задачу, и так пока не вернутся на свое место)
Учитель: Что же нового для себя вы узнали о Солнце?
- Какова температура внутри Солнца? А на поверхности его?
Ученик: Внутри Солнца температура – 3000градусов, а внутри – 15 000000 градусов.
Учитель: - каково расстояние от Земли до Солнца?
Ученик : Расстояние от Земли до Солнца составляет 144 000 000км.
Учитель: - каков диаметр Солнца? А Земли?
Ученик: Диаметр Солнца 1 400 000км. А Земли – 14 000км.
6. Работа с геометрическим материалом.
Учитель: Пора возвращаться на Землю! На обратном пути давайте побываем на Луне! А чтобы прилуниться нам нужен луноход (слайды “Луна”, “Луноходы на Луне”). Соберем его из геометрических фигур.
(Дети из наборов с фигурами собирают модель лунохода)
Учитель: Какую форму имеет модель корпуса лунохода?
Ученик: четырехугольник.
Учитель: Точность нашего прилунения будет зависеть от точности ваших расчетов. Найдите периметр модели корпуса нашего лунохода.
(В тетрадях дети вычисляют периметр четырехугольника)
Ученик: ЛУНА - естественный спутник Земли, ближайшее к ней небесное тело. Особая роль Луны в космонавтике обусловлена тем, что она уже достижима не только для автоматических, но и для пилотируемых космических кораблей. Первым человеком, ступившим на поверхность Луны 21 июля 1969, был американский астронавт Н. Амстронг.
Она обращена к Земле всегда одной стороной. Иногда мы видим полную Луну, иногда ее часть. Это зависит от того, в каком положении между Землей и Солнцем она находится. Луна удалена от Земли на 384000км.
7. Итог урока
Учитель: Завершается наш полет. Вспомните, какие трудности, какие сложные задания вам пришлось преодолеть? Что нового вы узнали для себя?
Учитель: Ю.А.Гагарин сказал ребятам такие слова: “Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта. Часто говорят, что космический полет – это подвиг. А к подвигу готовятся. И на утренней зарядке, и за партой, и в походе”. Помните эти слова первого космонавта Земли. Может быть, среди вас есть ученик, который совершит полет в далекие галактики и прославит свою Родину и Землю.