За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что, только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.
Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни.
Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.
В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, на курс химии в общеобразовательных классах отводится в учебном плане 1 час в неделю, что не позволяет уделить достаточно времени изучения предмета. Данное количество часов позволяет лишь поверхностно познакомить учащихся с курсом химии, от чего возникает множество проблем, одна из которых снижение интереса к предмету.
Химия как одна из основополагающих областей естествознания является неотъемлемой частью гуманитарного образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь представление об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии школьники получают представление о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Подавляющее большинство учащихся школ и особенно классов гуманитарного профиля не считают химию областью своей будущей практической деятельности. Ребята, перегруженные профильными предметами, часто не имеют ни времени, ни желания в полной мере овладевать всеми тонкостями химической науки. В связи с этим изложение основ химии как науки для будущих гуманитариев не целесообразно. Кроме того, особенности гуманитарного мышления вступают в противоречие с научной логикой традиционного изложения химии в старших классах.
Руководствуясь идеями дифференцированного подхода к обучению школьников, интеграции учебных дисциплин и гуманизации образования, авторы предлагаемого курса отказались от традиционно сложившегося подхода к обучению химии в школах и классах гуманитарного профиля. За основу взята система химических знаний, максимально приближенная к повседневной жизни каждого человека, независимо от рода его деятельности. Изменена логика изложения учебного материала; в данном курсе она базируется на понятиях, от которых невозможно уйти в современном мире: экология, энергетика, химические материалы, человеческая жизнь.
Один из способов активизации познавательного интереса к предмету проведение нестандартных форм уроков, например уроков-конференций.
В результате такого типа работы учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента учитель самостоятельно выбирает те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.
Данный тип уроков выполняет следующие функции:
- развитие содержания базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
- развитие умения работы с различными информационными источниками, выделяя главное;
- развитие умения планировать свою деятельность;
- позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
- развитие опыта публичных выступлений;
- воспитание личности, имеющей развитое естественнонаучное восприятие природы;
- развитие творческого потенциала учащихся;
- развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения: сенсорную, двигательную и эмоциональную сферы
- стимуляция поисковой деятельности;
Урок- конференция - разновидность тьюторской работы, где основная роль принадлежит ученику, а учитель направляет и консультирует. Тематику для уроков я стараюсь выбирать актуальную и познавательную, например проекта «Вода, вода, кругом вода», «Энергетические напитки с точки зрения химика», «Химический состав «Быстрой еды», «Анализ почв Воронежской области», «Жизнь и деятельность великого химика».
Работая над проектом, школьники проходят следующие этапы работы:
- постановка цели;
- обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;
- самообразование и актуализация знаний;
- продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе);
- исследование, решение конкретных задач;
- обобщение результатов, выводы;
- анализ успехов и ошибок.
Мотивация очень проста – создание и защита мультимедийных проектов является одной из форм сдачи экзамена по выбору.
Мной разработаны и представлены несколько уроков-конференций для разных классов, которые затрагивают различные аспекты жизни, такие как состояние почв, виды топлива, перспективные направления топливного вопроса, роль нитратов и нитритов в организме человека. Данные темы лишь вскользь представлены в учебниках, но их выбор не случен, так как реализует один из принципов современного школьного образования – связь науки с жизнью. Ниже тезисно представлена система уроков-конференций при изучении различных тем курса химии:
Кофеин. Все «за» и «против»
Урок конференция для 10 класса
Цель урока:
- Изучить влияние кофеина на организм человека.
- Провести исследования по определению концентрации состава энергетических напитков.
- Умение применять теоретические знания на практике.
- Прививать и развивать навыки делового общения.
- Развитие логического мышления.
- Обучать и развивать умение самостоятельного поиска необходимой информации.
- Развивать умение делать выводы, работать в коллективе, говорить на публике.
- Воспитание эстетического вкуса.
Подготовка урока:
- Создание презентации.
- Подготовка докладчиков.
- Подбор необходимой информации.
Проблема урока: Как кофеин и энергетические напитки влияют на организм молодого человека?
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Кофеин, его химические и физические свойства, фармакологическая группа, влияние на организм.
- Понятие энергетического напитка, их виды, свойства, история открытия.
- Исследование: Сколько кофеина содержится в различных продуктах?
Исследование различных энергетических напитков, продающихся в торговых сетях на предмет содержания в них кофеина, алкоголя, определить их плотность, кислотность. Данные занести в таблицу. А так же сделать вывод. Анализ проводиться с помощью индикаторов, а так же ареометра и спиртометра.
Напиток |
Кофеин |
Алкоголь |
Кислотность |
Плотность |
Кола |
|
|
|
|
Крепкий чай |
|
|
|
|
Кофе |
|
|
|
|
«RED BUL» |
|
|
|
|
Адреналин РАШ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Последствия передозировки кофеина и энергетических напитков
- Шоколад как кофеинсодержащий продукт. Последствия пристрастия к шоколаду.
- Теоретические Выводы.
Вредное воздействие нитратов и нитритов на организм человека
Урок конференция для учащихся 9 класса
Цель урока:
- Изучить влияние нитратов и нитритов, находящихся в пище на организм человека.
- Предложить способы снижения концентрации нитратов и нитритов.
- Провести исследования по определению концентрации нитратов и нитритов о различных продуктах.
- умение применять теоретические знания на практике.
- Прививать и развивать навыки делового общения.
- Развитие логического мышления.
- Обучать и развивать умение самостоятельного поиска необходимой информации.
- Развивать умение делать выводы, работать в коллективе, говорить на публике.
Подготовка урока:
- Создание презентации.
- Подготовка докладчиков.
- Подбор необходимой информации.
Проблема урока: Как влияют нитраты и нитриты на организм человека и как снизить концентрацию данных ионов в пищевых продуктах?
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- 10 полезных советов, которые помогут человеку прожить дольше.
- Нитраты и нитриты, и их роль в растениях.
- Вредное воздействие нитратов на организм человека.
- Пути попадания нитратов в организм человека.
- Способы снижения вреда нитратов в растениях на организм человека.
- Практическая часть: Цель данной практической работы – исследовать содержание нитратов и нитритов в растительной и животной пище. Результаты исследования заносятся в таблицу:
Продукты |
До варки |
После варки |
|
|
|
Для качественного обнаружения нитрит-ионов используется сульфаниловая кислота и ά-нафтиламин – реактив Грисса-Илосвая, который в уксуснокислой среде дает с нитрит-ионами азокраситель красного цвета.
При добавлении к 5 мл. отвара 1 мл. реактива должно появиться окрашивание от бледно-розового до ярко красного. Используя шкалу можно примерно определить концентрацию нитрит-ионов.
Полученные результаты анализа можно подтвердить с помощью качественной реакции с дифениламином, который в присутствии концентрированной серной кислоты образует с нитрит-ионамипродукты окисления синего цвета.
«Что мы едим?»
Урок-конференция для 10 класса
Цель мероприятия:
- Дать понятие о химических добавках в пище.
- Рассмотреть историю консервирования продуктов.
- Рассмотреть физиологические нормы питания подростков и школьников.
- Рассмотреть влияние консервантов на организм человека.
- Обучать и развивать умение делать выводы.
- Приобщить учащихся к методологии научного познания, к самостоятельному поиску информации.
- Прививать и развивать навыки делового общения.
- Развитие логического мышления.
- Развивать умение делать выводы, работать в коллективе, говорить на публике.
Оборудование и материалы:
- Пищевые продукты: Упаковки от шоколадок, чипсов, напитков, сухариков, семечек, кондитерских изделий, молочных продуктов.
- Компьютер, мультимедийный проектор.
Подготовка урока:
- Создание презентации.
- Подготовка докладчиков.
- Подбор необходимой информации.
Проблема урока: Что важнее: экономить время, используя пищу быстрого приготовления, или беречь здоровье и готовить домашнюю еду?
План урока:
- Вступительное слово учителя
- Химический состав пищи
- Консерванты, история их создания, влияние на организм
- Практическая работа в группах, их получится 7, каждая группа будет проводить исследование упаковок пищевых продуктов и заносить данные в таблицу:
Наименование продукта |
Жиры |
Белки |
Углеводы |
Калорийность |
Дополнительные вещества |
Количество пищевых добавок |
|
|
|
|
|
|
|
Наименования групп исследователей:
- исследование шоколадок
- исследование чипсов
- исследование газированных напитков и соков
- исследование сухариков
- исследование семечек
- исследование рулетов, кексов и тортов
- исследование молочной продукции
По окончании работы, один член команды отчитывается о проделанной работе по схеме:
- содержание консервантов в продуктах
- влияние их на организм
- возможные последствия частого употребления подобного продукта
- общие рекомендации
Химия и охрана почв
Урок-конференция для 11 класса
Цели урока:
- Изучить химический состав почв, типы почв.
- Закрепить межпредметные связи в науках естественного цикла.
- Дать понятие о химическом загрязнении почв.
- Рассмотреть влияние человека на состояние почв.
- Обучать и развивать умение делать выводы.
- Приобщить учащихся к методологии научного познания, к самостоятельному поиску информации.
- Прививать и развивать навыки делового общения.
- Обучать и развивать умение самостоятельного поиска необходимой информации.
- Развивать умение делать выводы, работать в коллективе, говорить на публике.
Подготовка урока:
- Создание презентации.
- Подготовка докладчиков.
- Подбор необходимой информации.
Проблема урока: Может ли человек бесконечно долго и безнаказанно использовать блага природы?
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Классификация почв.
- Химический состав почв.
- Химические процессы в почвах.
- Влияние человека на состав почв.
- Практическая часть:
- Приготовить почвенный раствор из различных типов почв
- Отфильтровать
- Фильтрат прокалить
- Проверить показатели кислотности
- Оформить результаты в таблицу
Тип почвы |
Кислотность |
Щелочность |
Содержание хлоридов |
Содержание сульфатов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|