Сценарий игры "Великие путешественники"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: игра, квест, история, география, УУД


Цель: формировать познавательный интерес к истории и географии.

Задачи:

  1. актуализировать имеющиеся знания по истории и географии;
  2. показать взаимосвязь между этими предметами;
  3. способствовать развитию памяти, мышления, логики;
  4. развивать воображение, фантазию;
  5. развивать самостоятельность в выборе стратегии;
  6. развивать коммуникативные умения.

Роли:

  • ведущий,
  • секретарь,
  • судейская коллегия (5 человек),
  • «аборигены» (по 2 – 4 человека на каждом «континенте»),
  • «экипажи» (капитан + 5 матросов).

Ведущий оглашает правила игры, дает старт «регате», выдает и принимает маршрутные карты, подводит итоги игры, награждает победителя. Ведущим может быть представитель родительского комитета, попечительского совета, предприятия-шефа школы.

Секретарь готовит маршрутные карты (на контурных картах по географии) так, чтобы каждый «экипаж» двигался по своему маршруту, не пересекаясь с остальными, проверяет отсутствие отклонений от маршрута, считает сумму баллов, полученных «экипажем», снимает штрафные баллы (за нарушение маршрута), добавляет «премиальные» баллы (за скорость и организованность), определяет победителя (победителей).

Судейство осуществляет выборная судейская коллегия: представители родителей, учителей, учащихся. Члены коллегии исполняют роль наблюдателей на пунктах «континентах», оценивают организованность «экипажей», их сработанность, умение работать в команде. По результатам наблюдений «экипажам» выставляются оценки: 3 балла – «отлично», 2 балла – «хорошо», 1 балл – «удовлетворительно». По окончании игры члены судейской коллегии сдают результаты секретарю, который определяет размер «премиальных» - среднее арифметическое от всех оценок «экипажу». Если было отмечено, что «экипаж» нарушил маршрут, секретарь «штрафует» - снимает 3 балла из общей суммы.

Оборудование:

  1.  «континенты» - кабинеты, оформленные в стиле соответствующего континента (Европа, Азия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида). Для оформления можно использовать фотографии и фотообои, обязательна физическая карта континента, изображения и чучела животных, изображения растений или комнатные растения, произрастающие в дикой природе континента (например, кактусы, пальмы – для Африки и Америки, лианы и вьющиеся растения – для Америки и Азии, бамбук, азалии – для Азии, крокусы, тюльпаны – для Европы и т.д.).
  2. «аборигены» – учащиеся, которые будут предлагать «экипажам» задания, - одеты в стиле «континента» (в «Антарктиде» – меховые шапки, куртки-«аляски»; в «Америке» – индейские и ковбойские костюмы; в «Африке» – набедренные повязки, ожерелья, браслеты, серьги и кольца и т.д.) (см. Приложение 1).
  3. маршрутные листы: контурные карты полушарий, на которых цифрами указан порядок посещения станций-«континентов» (номер ставится у какого-либо города-порта), а также на каждом «континенте» начерчена таблица для учета заработанных баллов (см. Приложение 2).
  4. бланки наблюдения – выдаются членам судейской коллегии. На них отмечается порядок захода «экипажей» в «порты», а также выставляются отметки по организованности (см. Приложение 3).

Подготовка к игре.

Игра проводится как итоговое мероприятие Недели (Декады) общественных наук – географии, истории, обществознания. Поэтому подготовка к ней идет с начала Недели (Декады), т.е. 3 – 5 дней. Заранее распределяются роли, определяется состав «экипажей».

«Аборигены» готовят вопросы и задания по истории и географии соответствующего континента, консультируясь с учителями. Вопросы и задания оцениваются определенным количеством баллов. (см. Приложение 4)

«Экипажи» (желательно разновозрастные, но если игра идет для параллелей, то можно и по классам) повторяют сведения по истории и географии, выбирают название своему «кораблю», вспоминают, чем знаменито это судно или его капитан. Например, яхта «Беда» и капитан Врунгель, папирусное судно «Ра» и Тур Хейердал и т.д.

Учителя с группой помощников оформляют кабинеты-«континенты».

Ход игры

Все участники игры собираются в актовом зале (фойе).

Ведущий: «За сколько времени можно обогнуть земной шар?» (Bарианты ответов из зала.)

Ведущий: «Сегодня некоторые из нас совершат кругосветное путешествие за 60 минут. У нас состоится Большая регата. Кто может объяснить это слово?» (Bарианты объяснений из зала, последним желательно спросить учителя-словесника, чтоб прозвучало точное определение слова.)

Ведущий: «Каких путешественников, совершивших кругосветку, вы можете назвать?» (Bарианты ответов.)

Ведущий читает стихотворение Н.Гумилева «Капитаны»: «Какие знакомые имена прозвучали? Чем знамениты эти капитаны? (варианты ответов) А теперь познакомьтесь с нашими капитанами и их экипажами».

«Экипажи» представляют себя, рассказывая о судне, название которого они выбрали, и его капитане.

Ведущий объясняет правила игры:

  1. Каждый экипаж должен совершить кругосветное путешествие, посетив все континенты в том порядке, который указан на маршрутном листе.
  2. Названия континентов на листах отсутствуют, и экипаж должен самостоятельно определить, куда ему следует пролагать курс. За нарушение маршрута штраф – 5 баллов.
  3. Посетив континент, экипаж встретится с его жителями – аборигенами и выполнит предложенные задания. Каждый вопрос имеет свою цену в баллах (баллы можно заменить какими-либо денежными единицами, тогда командам нужна не таблица для учета баллов, а конверт (кошелек, мешок, сосуд) для их хранения). Можно пропускать те задания, которые вызывают затруднения, и вернуться к ним позднее, если останется время.
  4. Время посещения континента ограничивается 5 минутами. Окончание пребывания на берегу обозначается сиреной, которая передается по школьному радио, или электрическим звонком.
  5. Следующий пункт назначения экипаж опять определяет по карте.
  6. Организованность экипажа помогает сократить время на перемещение и увеличивает время на ответы и выполнение заданий. За скорость (экипажу, сдавшему маршрутный лист первым) премия – 5 баллов.
  7. На континентах присутствуют наблюдатели-судьи, которые оценивают уровень организованности и командную работу экипажа. По результатам наблюдения судей премия по количеству выставленных баллов.

Секретарь регистрирует «экипажи» и выдает им маршрутные листы. Ведущий дает старт регате, и «экипажи» «уходят в плавание».

На станциях- «континентах» судьи записывают порядок «прихода судов в порт», оценивают согласованность действий команд, умение коллективно искать решение, роль лидера-«капитана». «Аборигены» предлагают задания и вопросы, за выполненные задания и вопросы вписывают баллы в учетные таблицы.

Ведущий следит за временем и через 6-7 минут подает сирену (звонок): 5 минут на ответы +1-2 минуты на перемещение. Последняя сирена (звонок) подается длиннее и два раза.

«Экипажи» сдают маршрутные листы секретарю, судьи сдают бланки наблюдений.

Секретарь заносит баллы в итоговую таблицу и вместе с судейской коллегией определяет победителя-команду. (В это время остальные могут потанцевать.)

Ведущий объявляет о начале церемонии награждения.

Все время игры, включая начало и награждение, занимает примерно 60 минут.