Цель: формировать познавательный интерес к истории и географии.
Задачи:
- актуализировать имеющиеся знания по истории и географии;
- показать взаимосвязь между этими предметами;
- способствовать развитию памяти, мышления, логики;
- развивать воображение, фантазию;
- развивать самостоятельность в выборе стратегии;
- развивать коммуникативные умения.
Роли:
- ведущий,
- секретарь,
- судейская коллегия (5 человек),
- «аборигены» (по 2 – 4 человека на каждом «континенте»),
- «экипажи» (капитан + 5 матросов).
Ведущий оглашает правила игры, дает старт «регате», выдает и принимает маршрутные карты, подводит итоги игры, награждает победителя. Ведущим может быть представитель родительского комитета, попечительского совета, предприятия-шефа школы.
Секретарь готовит маршрутные карты (на контурных картах по географии) так, чтобы каждый «экипаж» двигался по своему маршруту, не пересекаясь с остальными, проверяет отсутствие отклонений от маршрута, считает сумму баллов, полученных «экипажем», снимает штрафные баллы (за нарушение маршрута), добавляет «премиальные» баллы (за скорость и организованность), определяет победителя (победителей).
Судейство осуществляет выборная судейская коллегия: представители родителей, учителей, учащихся. Члены коллегии исполняют роль наблюдателей на пунктах «континентах», оценивают организованность «экипажей», их сработанность, умение работать в команде. По результатам наблюдений «экипажам» выставляются оценки: 3 балла – «отлично», 2 балла – «хорошо», 1 балл – «удовлетворительно». По окончании игры члены судейской коллегии сдают результаты секретарю, который определяет размер «премиальных» - среднее арифметическое от всех оценок «экипажу». Если было отмечено, что «экипаж» нарушил маршрут, секретарь «штрафует» - снимает 3 балла из общей суммы.
Оборудование:
- «континенты» - кабинеты, оформленные в стиле соответствующего континента (Европа, Азия, Северная и Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида). Для оформления можно использовать фотографии и фотообои, обязательна физическая карта континента, изображения и чучела животных, изображения растений или комнатные растения, произрастающие в дикой природе континента (например, кактусы, пальмы – для Африки и Америки, лианы и вьющиеся растения – для Америки и Азии, бамбук, азалии – для Азии, крокусы, тюльпаны – для Европы и т.д.).
- «аборигены» – учащиеся, которые будут предлагать «экипажам» задания, - одеты в стиле «континента» (в «Антарктиде» – меховые шапки, куртки-«аляски»; в «Америке» – индейские и ковбойские костюмы; в «Африке» – набедренные повязки, ожерелья, браслеты, серьги и кольца и т.д.) (см. Приложение 1).
- маршрутные листы: контурные карты полушарий, на которых цифрами указан порядок посещения станций-«континентов» (номер ставится у какого-либо города-порта), а также на каждом «континенте» начерчена таблица для учета заработанных баллов (см. Приложение 2).
- бланки наблюдения – выдаются членам судейской коллегии. На них отмечается порядок захода «экипажей» в «порты», а также выставляются отметки по организованности (см. Приложение 3).
Подготовка к игре.
Игра проводится как итоговое мероприятие Недели (Декады) общественных наук – географии, истории, обществознания. Поэтому подготовка к ней идет с начала Недели (Декады), т.е. 3 – 5 дней. Заранее распределяются роли, определяется состав «экипажей».
«Аборигены» готовят вопросы и задания по истории и географии соответствующего континента, консультируясь с учителями. Вопросы и задания оцениваются определенным количеством баллов. (см. Приложение 4)
«Экипажи» (желательно разновозрастные, но если игра идет для параллелей, то можно и по классам) повторяют сведения по истории и географии, выбирают название своему «кораблю», вспоминают, чем знаменито это судно или его капитан. Например, яхта «Беда» и капитан Врунгель, папирусное судно «Ра» и Тур Хейердал и т.д.
Учителя с группой помощников оформляют кабинеты-«континенты».
Ход игры
Все участники игры собираются в актовом зале (фойе).
Ведущий: «За сколько времени можно обогнуть земной шар?» (Bарианты ответов из зала.)
Ведущий: «Сегодня некоторые из нас совершат кругосветное путешествие за 60 минут. У нас состоится Большая регата. Кто может объяснить это слово?» (Bарианты объяснений из зала, последним желательно спросить учителя-словесника, чтоб прозвучало точное определение слова.)
Ведущий: «Каких путешественников, совершивших кругосветку, вы можете назвать?» (Bарианты ответов.)
Ведущий читает стихотворение Н.Гумилева «Капитаны»: «Какие знакомые имена прозвучали? Чем знамениты эти капитаны? (варианты ответов) А теперь познакомьтесь с нашими капитанами и их экипажами».
«Экипажи» представляют себя, рассказывая о судне, название которого они выбрали, и его капитане.
Ведущий объясняет правила игры:
- Каждый экипаж должен совершить кругосветное путешествие, посетив все континенты в том порядке, который указан на маршрутном листе.
- Названия континентов на листах отсутствуют, и экипаж должен самостоятельно определить, куда ему следует пролагать курс. За нарушение маршрута штраф – 5 баллов.
- Посетив континент, экипаж встретится с его жителями – аборигенами и выполнит предложенные задания. Каждый вопрос имеет свою цену в баллах (баллы можно заменить какими-либо денежными единицами, тогда командам нужна не таблица для учета баллов, а конверт (кошелек, мешок, сосуд) для их хранения). Можно пропускать те задания, которые вызывают затруднения, и вернуться к ним позднее, если останется время.
- Время посещения континента ограничивается 5 минутами. Окончание пребывания на берегу обозначается сиреной, которая передается по школьному радио, или электрическим звонком.
- Следующий пункт назначения экипаж опять определяет по карте.
- Организованность экипажа помогает сократить время на перемещение и увеличивает время на ответы и выполнение заданий. За скорость (экипажу, сдавшему маршрутный лист первым) премия – 5 баллов.
- На континентах присутствуют наблюдатели-судьи, которые оценивают уровень организованности и командную работу экипажа. По результатам наблюдения судей премия по количеству выставленных баллов.
Секретарь регистрирует «экипажи» и выдает им маршрутные листы. Ведущий дает старт регате, и «экипажи» «уходят в плавание».
На станциях- «континентах» судьи записывают порядок «прихода судов в порт», оценивают согласованность действий команд, умение коллективно искать решение, роль лидера-«капитана». «Аборигены» предлагают задания и вопросы, за выполненные задания и вопросы вписывают баллы в учетные таблицы.
Ведущий следит за временем и через 6-7 минут подает сирену (звонок): 5 минут на ответы +1-2 минуты на перемещение. Последняя сирена (звонок) подается длиннее и два раза.
«Экипажи» сдают маршрутные листы секретарю, судьи сдают бланки наблюдений.
Секретарь заносит баллы в итоговую таблицу и вместе с судейской коллегией определяет победителя-команду. (В это время остальные могут потанцевать.)
Ведущий объявляет о начале церемонии награждения.
Все время игры, включая начало и награждение, занимает примерно 60 минут.