Урок литературного чтения. 4-й класс (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Урок проводился во втором полугодии 4 класса, глава 10 «Перекресток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа.

Цели:

  • Формировать умения задавать вопросы, логически точно и доказательно строить свой ответ, своё суждение, своё рассуждение.
  • Развивать речь учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувствах разных формах устной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности.
  • Воспитывать у детей личностные качества, соответствующих нравственным образцам.

Оборудование: афоризмы о счастье, репродукция картины Пикассо, сердечки.

Литературное чтение 4 класс, автор Н.А.Чуракова, часть 2, 2007г., стр.158.

Ход урока

Организационный момент. Дети в классе сидят группами. Группы образовались в зависимости от того, какое домашнее задание на предыдущем уроке было выбрано детьми .

Настрой на урок.

У. Что вы почувствовали, когда вошли в школу?

Д. Волнение, интерес к новой школе, тревожность.

У. С каким настроением начинаете урок? (Словарь настроения).

Д. Весёлое, ликующее, бодрое, солнечное.

Сообщение цели урока. Сегодня на уроке мы заканчиваем работать с произведением «Слон», но продолжаем главу «Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа».

Проверка домашнего задания. Работа в группах. (Дети готовили домашнее задание по выбору) В группе каждый ребёнок рассказывает своё задание, друг друга оценивают и выбирают лучшего для представления своей группы перед классом:

  • Прозаический отрывок наизусть из произведения А.Куприна «Слон»; стр. 153
  • Самостоятельно составленные вопросы к тексту А.Куприна «Слон»;
    Какого слона сначала принёс папа?
    Как звали дочь немца?
    Интересно ли слону играть с девочкой?
    Что должна была съесть и выпить, чтобы увидеть слона?
  • Анализ произведения А.Куприна «Слон» по предложенной схеме.

У. Ваше впечатление после анализа текста учеником?

Д. Сопереживание.

У. Если бы вас попросили изобразить эту историю в красках. Какие бы вы взяли краски?

Д. Красный - яркий момент общения девочки и слона; сначала чёрный – болезнь в начале рассказа; синий – слона привели; зелёный – девочка выздоровела.

У. Какие чувства вы испытывали к главной героине по ходу чтения текста?

Д. сначала – грусть, надежда на выздоровление, радость – девочка выздоровела.

У. Почему рассказ поместили в эту главу?

Д. Вначале была драматическая проза, потом поэзия, в конце драматическая поэзия – девочка пошла на поправку.

Работа с афоризмами.

У. О каком чувстве говорили эти авторы?

Счастье… не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь. Толстой Л.Н.

Счастье… – это вечное стремление к новым наслаждениям и новым совершенствам. Лейбниц Г.

Счастье… – быть полезным и иметь спокойную совесть. Толстой Л.Н.

Счастье… только там, где любят нас, где верят нам! Лермонтов М.Ю.

Счастье… – неиссякаемая способность любить и верить! Роллан Р.

Д. Жизнь, мечта, радость.

У. Почему?

Д. Быть полезным, способность любить и верить.

У. Вы все были близки к этому понятию, это чувство очень сложное и оно заключает в себя все эти слова.

Можно ли считать Надю счастливой?

Работа в группах:

  • Если можно считать Надю счастливой, то почему? (работа с текстом)
  • Если нельзя считать Надю счастливой, то почему? (работа с текстом)
  • Что было бы, если бы девочке не привели слона.

Ответы детей первой группы: Появилась мечта, хитро улыбается, её любили родители.

Ответы детей второй группы: Девочка ничего не хотела, ей было всё безразлично, ей скучно, худеет и слабеет, во сне видится что-то серое.

Ответы детей третьей группы: Мы считаем, что девочка бы погибла, потому что слон помог ей выздороветь.

У. Почему рассказ назван «Слон»?

Дети:

  • Он целиком и полностью заполнил не только весь день, но и сознание больной девочки.
  • Воплощение мечты, которое поставило её на ноги.
  • Воплощение родительской любви.
  • Символ того, что не ничего невозможного, если любишь.

Физминутка.

Работа с текстом «Ослик» Морис Карем в переводе Валентина Берестовабельгиец на французском языке (1899-1978).

У. Название стихотворения «Ослик». О чём может быть оно?

Д. О приключении маленького ослика.

Прочитать самостоятельно стихотворение.

У. Ваши мысли.

Д. Мама утешает сына, он глупый.

У. Найдите вопрос, который задал Ослик. Прочитайте. Почему он об этом спросил?

Д. Потому что он видел, как трудно маме выполнять свою работу.

У. Что ответила мама? Прочитать.

Д. Мама хотела, чтобы у него была жизнь не такой трудной, но для этого Ослик должен учиться.

У. Что хотел автор сказать этим стихотворением?

Д. Нас родители очень любят и хотят, чтобы у нас было хорошее будущее; мы должны помогать родителям.

У. Где вывод в этом стихотворении, найдите строчки. Почему вы так считаете?

Д. Любая мама любит своего ребёнка и старается, чтобы его будущее было хорошее и лучше, чем у мамы.

Работа с репродукцией картины.

Я предлагаю рассмотреть репродукцию картины Пабло Пикассо «Мать и дитя».

У. Как бы вы её назвали?

Д. «Тепло» - возникло тёплое чувство, «Материнское тепло».

У. Почему вы решили, что это мать и ребёнок, они даже в разные стороны смотрят?

Д. Я думаю, что картина называется «Каприз», потому что мальчик отвернулся от тарелки с едой.

У. Вы были очень близки к названию картины, она называется «Мать и дитя». Найдите в Международной выставке репродукцию картины. Дома с ней поработаете, а на следующем уроке поделитесь своими мыслями.

Давайте оценим свою работу на уроке.

В каждой группе по количеству человек лежат сердечки разного цвета: красного, оранжевого и желтого.

У. Если вы считаете, что всё у вас сегодня на уроке все удалось, то возьмите красное сердечко, если вы считаете что сегодня на уроке что-то не получилось, то возьмите оранжевое сердечко, если вы считаете, что сегодня на уроке вы поработали недостаточно, то возьмите желтое сердечко.

У. Мы много говорили о любви родителей к детям, а что вы можете сделать для мамы, чтобы она была счастливая? Напишите на сердечках.

У. Зачитывать не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, что, как говорит английская пословица “Кто добр поистине, добро творит в молчании”.

У. Оцените работу своей группы (перед каждой группой заготовки разного цвета, но одной формы).

Если вы считаете, что группа работала соответственно всем критериям (критерии дети знают, т..к. постоянно выполняют такую работу), то возьмите розовую заготовку, если не совсем всё получилось, то возьмите жёлтую заготовку, а если , вы считаете, что работа в группе не получилась, то возьмите белую заготовку. Прикрепите свои сердечки на эту заготовку и на доску. (На доске получается большое сердце).

Получилось сердце, которое может помочь многим людям в трудную минуту. Ведь «счастлив тот, кто умеет дарить радость людям».

Урок окончен.