Итог изучения темы «Вводные слова и предложения»: (выдается учащимся в виде раздаточного материала)
Изучив тему, вы должны знать:
- особенности вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений;
- классификацию вводных речевых единиц по значению;
- правила обособления вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений.
Изучив тему, вы должны уметь:
- различать вводные слова и члены предложения;
- определять значения вводных речевых единиц;
- различать вводные и вставные единицы;
- применять на практике изученные пунктуационные правила;
- употреблять в речи вводные и вставные единицы.
Ход урока
Часть 1. Организационный момент
Часть 2. Лингвистическая разминка
Цель: закрепить навыки:
- различать вводные слова и члены предложения;
- определять значения вводных слов;
- различать вводные, вставные, придаточные предложения.
Задание 1.
Уровень А.
Прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены). Определите, являются выделенные слова вводными единицами или членами предложения.
Алгоритм работы к заданию 1 (выдается учащимся в распечатанном виде)
- Прочитайте предложение с правильной интонацией.
- Выясните, существует ли между выделенными словами и членами предложения грамматическая зависимость. При наличии такой связи выделенные слова являются членами предложения, а при отсутствии — вводными.
- Убедитесь, что изъятие или перестановка вводного слова не нарушает структуры предложения.
- Выделите вводное слово запятыми.
- Убедитесь, что изъятие члена предложения разрушает синтаксическую структуру.
1. Небо казалось вот-вот потемнеет. Небо казалось ясным.
2. Выступление может быть кратким. Кто-то может быть захочет выступить.
Уровень Б
Употребите в предложении каждое слово так, чтобы в одном случае оно было вводным, а в другом — членом предложения.
К недоумению, возможно.
Задание 2.
Уровень А
Прочитайте предложения. Укажите вводные слова. К какой группе вводных слов по значению они относятся? Приведите синонимы. Какие знаки препинания отсутствуют в предложениях?
В случае затруднения обращайтесь к справочному материалу.
Справочный материал к заданию 2 (выдается учащимся в распечатанном виде)
Группы вводных слов по значению:
- выражают чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением: к счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, к ужасу и т.п.;
- выражают оценку говорящим степени реальности сообщаемого (уверенность, неуверенность, предположение, возможность и т.д.): конечно, несомненно, по всей вероятности, может, может быть, должно быть, по-видимому, знать, чай, подлинно, пожалуй и т.п.;
- указывают на источник сообщаемого: говорят, сообщают, по словам..., по сообщению..., по мнению, по моему, помнится и т.п.;
- указывают на связь мыслей, последовательность изложения: итак, следовательно, во-первых, прежде всего, наоборот, например, с одной стороны, с другой стороны, главное и т.п.;
- указывают на оформление высказываемых мыслей: словом, одним словом, коротко говоря, иначе говоря и т.п.;
- представляют собой призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь его внимание к сообщаемому: видите (ли), вообразите, поймите, знаете (ли), предположим, допустим, скажем, пожалуйста и т.п.
1. Талант его по мнению критиков еще не раскрылся в полной мере,
2. По-видимому туман скоро рассеется.
3. Кроме того эти выводы преждевременны.
4. Солнце к всеобщей радости светило все ярче.
5. Повторите пожалуйста ваш вопрос.
6. Иначе говоря это дискуссия.
Уровень Б
Составьте предложения с вводными словами, которые:
- выражают возможность совершения какого-либо действия;
- указывают на связь мыслей, последовательность изложения;
- представляют собой призыв к собеседнику.
Задание 3.
Прочитайте предложения. Определите, что представляют собой выделенные части: вводные, вставные или придаточные предложения.
Алгоритм работы к заданию 3 (выдается учащимся в распечатанном виде)
- Прочитайте предложение с правильной интонацией. Имейте в виду, что вводные и вставные конструкции выделяются в предложении интонационно, отграничиваются от него. Для них характерна интонация вводности: понижения голоса и убыстренный темп произношения по сравнению с произносительной интонацией остальной части предложения.
- Подчеркните грамматические основы.
- Определите, связаны ли между собой части структурно и семантически. Помните, что подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях — подчинительных союзах и союзных словах. Части сложноподчиненного предложения представляют собой структурное и семантическое целое; в нем присутствуют главная часть и придаточная.
- Выясните, являются грамматически не связанные с членами предложения речевые единицы вводными или вставными. Помните, что вводные предложения выражают отношения говорящего к содержанию высказывания. Они выражают те же значения, что и вводные слова. Вставные предложения содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания по поводу содержания основного предложения и интонационно выделяются, разрушая его интонационное единство.
- Расставьте знаки препинания. Вводные единицы выделяются запятыми, а вставные — тире или скобками.
1. Когда это пройдет если это пройдет тогда увидимся.
2. Было это как я совершенно точно помню в самом начале зимы.
3. Если это пройдет я буду спокоен.
4. Опыты никто уже не надеялся их закончить помогли выстроить новую гипотезу.
Часть 3. Закрепление изученного материала
Цель: Закрепить навыки обособления вводных и вставных единиц.
Прочитайте предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. В случае затруднений обращайтесь к справочному материалу.
Справочный материал к части 3 (выдается учащимся в распечатанном виде)
- Вводные слова, словосочетания и предложения обычно выделяются запятыми.
- Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то оно выделяется вместе со всем оборотом: Птица, видимо испугавшись резкого звука, взлетела. В середине обособленного оборота вводное слово выделяется; Птица, испугавшись, видимо, резкого звука, взлетела.
- Союз а (реже но) не отделяется запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое (перестановка вводного слова невозможна без нарушения структуры предложения): Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее, (Т.)
- Два вводных слова, следующих одно за другим, разделяются запятой. Кажется, например, не обоснован вывод,
- Вставные слова, словосочетания и предложения выделяются скобками или тире: После проведения новой магистрали все эти «медвежьи углы» (даже Чудовка — так назывался самый крупный из них — была до этого глухим захолустьем) оказались связанными с районным центром.
1. Колонна должно быть уже давно снялась на вывозку хлеба. (Павл.)
2. Теперь этому пожалуй трудно поверить.
3. Откровенно сказать я вижу его впервые.
4. Я ел, а тетя Маша так звали женщину смотрела на меня, сидя напротив, думая о своем. (Багр.)
5. Когда снег весной сбежал в реку мы живем на Москве-реке, на темную горячую землю везде вышли белые куры. (Пришв.)
6. Итак все позади.
7. Все это закончится печально а возможно даже трагически.
8. Он остановился, не решаясь вероятно идти дальше.
9. Отряд остановился по-видимому сбившись с пути.
10. Этот человек кажется однако вызывает неприязнь.
11. Такого бурана рассказывают степняки не было уже много лет. (Фурм.)
12. Когда все кончилось а бой длился около часа, начдив сел на коня и шагом поехал по равнине. (А. Т.)
13. Вы я думаю привыкли к этим великолепным картинам. (Л.)
14. Я вам расскажу всю истину только пожалуйста не выдавайте меня. (Л.)
Часть 4. Работа с текстом
Цель:
- Продолжить работу по формированию пунктуационной зоркости.
- Научиться распознавать и выделять на письме вводные и вставные единицы, определять их роль в речи.
(Текст выдается учащимся в распечатанном виде и собирается после выполнения ими задания).
Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите вводные и вставные единицы, их функциональное назначение.
Я убежден например что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
Если мужчина на улице пропускает впереди себя незнакомую женщину даже в автобусе, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, — он невоспитанный человек.
Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает пусть это даже будут его маленькие дети, — он невоспитанный человек.
Если он любит трунить шутить над женой и детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних то тут уж он извините меня просто глуп.
Воспитанный человек — это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.
Часть 5. Работа по развитию речи
(Данный вид работы выполняется учащимися в рабочих тетрадях с последующей проверкой).
Цель:
- Продолжить работу по формированию навыков совершенствования написанного.
- Научиться правильно и целесообразно употреблять в тексте вводные слова.
1. Прочитайте текст. Все ли вводные слова, употребленные в нем, уместны? Мнение обоснуйте. Запишите текст в исправленном виде.
Я, конечно, люблю весну. А кто, скажите, ее не любит?
Выйдешь, бывало, на лесную опушку, вдохнешь аромат оттаявшей земли, потрогаешь, естественно, гладкий ствол березы, вслушаешься, само собой, в окружающие звуки.
И эти часы, проведенные наедине с весенней природой, несомненно, согревают душу, придают силы.
2. Определите, какой частью речи является выделенное слово в предложении. Свой ответ оформите в виде сочинения — рассуждения, употребив, где это целесообразно, вводные слова. Сделайте вывод о правописании выделенного слова.
Соловей в саду пел (по) прежнему.
Часть 6. Фронтальная проверка знаний учащихся по изученной теме
Тест
(Выдается учащимся в распечатанном виде и собирается после выполнения заданий.)
I. Укажите верные высказывания.
- Вводные слова связаны с другими членами предложения по способу примыкания.
- Вводные слова не являются членами предложения.
- Вставные предложения на письме выделяются запятыми.
II. Установите соответствие между значениями вводных слов и вводными словами в предложениях.
- Вводное слово выражает чувства говорящего.
- Б. Вводное слово выражает оценку говорящим степени реальности сообщаемого.
- Вводное слово — призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание.
- Г. Вводное слово указывает на оформление высказываемых мыслей.
- Это, видите ли, далеко не вся правда.
- Плавание, к сожалению, становилось однообразным.
- Мы пытались его уговорить, и это, по всей вероятности, нам удалось бы.
- Все это, прямо скажем, не соответствует действительности.
- Задерживать их было, конечно, бесполезно.
- День, на радость всем, выдался солнечным.
III. Укажите предложения, содержащие вводные слова (знаки препинания не расставлены).
- К досаде его добавилась жалость.
- Это значит что была допущена ошибка.
- К счастью все обошлось.
- Выбор именно тот которого ждали.
- Расскажите пожалуйста все сначала.
- Он непременно придет.
IV. Установите, что представляют собой выделенные части предложения (знаки препинания на расставлены).
- Часть сложного предложения.
- Б. Вставное слово.
- Вводное слово.
- Г. Вводное предложение.
- Д. Вставное предложение.
- Я не понимал теперь я понял что меня ждет.
- Дом правда был небольшим.
- Известно что разговор состоялся.
- Все это как вы можете догадаться уже не новость.
- Яблони шесть были лучшим украшением сада.
V. Укажите предложения, не содержащие пунктуационных ошибок.
- Он ничуть не обрадовался, а напротив, как-то даже растерялся.
- Мы уже обо всем договорились, но, возможно, придется еще кое-что уточнить.
- Бывало, подолгу слушал я старинные песни.
- Работа возможно будет выполнена в срок.
- Стоящий у стены человек, никто не обращал на него внимания, вдруг неожиданно вышел вперед.
Часть 7. Подведение итогов урока, объяснение нового домашнего задания