Как врач исследует множество факторов,
от которых зависит здоровье человека,
так и педагог должен исследовать
духовный мир ребёнка. Наше общение с ним
лишь тогда является воспитанием, когда в
наших руках научные знания о его личности,
когда мы основываемся не на случайных удачах,
а на научном анализе.
Василий Александрович Сухомлинский,
выдающийся педагог.
По мере развития техники и появления новых технических возможностей всё актуальнее становится необходимость практического овладения современными технологиями всеми участниками образовательного процесса. В связи с интенсификацией процесса информатизации компьютерные технологии находят широкое применение и в психологической работе. В этой статье мне бы хотелось поделиться опытом применения компьютерной техники и метода проектов на развивающих психологических занятиях в начальной школе.
Психологические занятия в общеобразовательных учебных заведениях, как правило, проходят в классных кабинетах, в которых кроме парт и стола учителя, нет ничего особенного, что могло бы быть стимульным содержанием психической деятельности школьников. Поэтому психологическая работа с детьми на занятиях выстраивается, обращаясь к обычным атрибутам классной жизни, например, оконной занавеске, классному журналу и т.д. Эта идея описана в методической литературе [1].
Данный вид работы хорошо применять при подведении итогов психолого-педагогической работы. Так, к концу учебного года был намечен психолого-педагогический проект «Влияние психической произвольности на формирование познавательных и общественных интересов младших школьников».
Суть проекта состоит в том, что дети перевоплощаются в школьную доску и от её имени выстраивают некое сообщение.
Проект «Отчёт школьной доски 3Б класса»
Цели:
- Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
- Развитие навыков общения, работы в команде.
- Совершенствование воспитательной системы в классе.
Задачи:
- Тренировать произвольное внимание и наблюдательность.
- Развивать кратковременную и долговременную память.
- Обучать краткому изложению своих мыслей устно и письменно.
- Обучать обрабатывать и обобщать полученную информацию.
Выполнение заданий проекта выходят за рамки урока и требуют много времени, но усилия оправдывают себя:
- задания затрагивают эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается школьная мотивация учащихся;
- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, а также с учителем и психологом, роль которых меняется: вместо контролёра они становятся равноправными партнёрами и консультантами;
- в проекте учитываются интересы, способности и индивидуальные особенности учащихся;
- усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, т.к. каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;
- совместная работа учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда: написать статью для газеты, собрать и обработать статистические данные, сделать презентацию.
Работа над проектом имеет следующие этапы:
I. Этап подготовки.
Цель – систематизация полученных данных.
- Формируются мини-группы по 2-4 человека для проведения исследований.
- Определяются вопросы и ответы, которые надо доказать.
- Выбирается форма представления результатов: презентация, буклет, веб-сайт, альбом, доклад с иллюстрациями, информационный бюллетень, журнал, видеоклип, газета, листовка.
Этап подготовки включает в себя также:
- Работу над содержанием и оформлением проекта.
- Объявление о проведении презентации.
- Беседу с ребятами об активности во время презентации.
Помещение, в котором проводится презентация проекта, можно оформить плакатами «Из жизни класса», пословицами и поговорками, поделками детей.
В состав жюри должно войти три человека. Нужно подготовить стол для членов жюри, компьютер, проектор, магнитофон, бланки таблиц для занесения баллов за выполнение каждого исследования.
Выступления участников оцениваются по пятибалльной системе. Необходимо ознакомить членов жюри с критериями оценки выполняемых работ. (Приложение 1)
II. Этап проведения.
Сценарий защиты проекта «Отчёт школьной доски 3Б класса»
I. Открытие проекта. Приветствие. Уточнение порядка работы.
Приложение 2 (Слайды с 1 по 4 предназначены для педагогов, для детей показ начинается с 5 слайда.)
Ведущий: Дорогие друзья! Я рада вас приветствовать на проекте «Отчёта школьной доски 3Б класса»! Школьная доска отчитывается об увиденном и услышанном в классе. (Объявляются вопросы исследований и формы представления результатов. Слайды 6-8)
Каждой группе будет предоставлено время на выступление. Затем «чёрно-белое» оппонирование, в котором необходимо перечислить:
- три наиболее сильные стороны представленных презентаций;
- два момента, требующих доработки;
- внести свои предложения по усовершенствованию презентации (если такие есть).
Жюри выставит общий балл за выступление. Разрешите мне представить вам состав жюри...
А сейчас учитель проведёт анкету о вашей познавательной и общественной активности… (Слайды 9-11)
Далее учитель собирает и обрабатывает анкеты детей. (Приложение 3)
II. Выступление по группам и оппонирование.
Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить отчёт школьной доски и обменяться информацией по этому вопросу. Но простой ли это атрибут школьной жизни? Сейчас исследователи 1 группы покажут буклет... (Слайд 12)
Ребята! Вы просмотрели буклет о «Свидетеле классных событий». Скажите, что вам понравилось, а что требует доработки?..
А сколько разного рода ошибок пришлось отобразить школьной доске 3Б класса!? Об этом нам расскажут… (Выступления 2 группы.) (Слайды 13-14)
Спасибо! Ребята, назовите сильные стороны представленной «Работы над ошибками»... Что можно сделать ещё в этой презентации?
Хорошо. Теперь мы с удовольствием послушаем, как обстоят дела во внеучебной деятельности класса. Приглашаются для отчёта участники, работавшие над веб-сайтом... (Выступление 3 группы.)
Спасибо, ребятам. А мы постараемся разобраться, что хорошо получилось на веб-сайте, а что требует доработки...
Продолжает вопрос «Общественных мероприятий» презентация «Мы и техника»… (Выступление 4 группы.) (Приложение 4)
Спасибо! Каковы положительные стороны данной презентации?.. Есть ли недочёты?..
Затрагивая вопрос о том, как склонности к журналистике радовали школьную доску, расскажет ... в своей публикации. (Слайд 15)
Замечательно! Наша жизнь не обходится без трудовых дел. С презентацией «Вахта труда» выступит 5 группа… (Приложение 5)
Спасибо! Ребята, скажите, что вам понравилось, а что требует доработки?..
III. Подведение итогов. Оценка, самооценка, отзывы, благодарности.
Ведущий: Друзья! Вот мы и выслушали «Отчёт школьной доски». Вы не устали?.. Сейчас подведёт итоги анкетирования учитель, а затем послушаем жюри...
Слово предоставляется жюри...
Я благодарю всех за участие и за внимание! Вы показали, что живёте в классе яркой познавательной жизнью, насыщенной общественными интересами. Меня особенно порадовали главные участники «Отчёта школьной доски»... (перечисляются имена).
(Слайд 16) За хорошую, интересную работу, за коллективное творчество, прилежание и ответственность в порученном деле ребятам выносится благодарность!
В результате проведённой работы я пришла к выводу, что деятельность над совместными проектами можно рассматривать как метод развивающего обучения и воспитания и успешно пользоваться этим методом.
Литература:
- Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. – СПб.: 2004. – 190 с.
- Фридман, Пушкина, Каплунович. Изучение личности и ученических коллективов. – М., 1988.
- Intel «Обучение для будущего»: Учеб.пособие. – М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.