Цели: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, знакомство с основными событиями в мире космонавтики, достижениями российской науки.
Оборудование: мультимедийный проектор, демонстрационный экран, магнитофон, костюмы звездочёту, звёздочкам, фонарики, украшения для класса в виде звёздочек.
Ход мероприятия
Звучит музыка Amours Meteores.
Ученик 1. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник “Восток” с человеком на борту. Слайд 2.
Изображение появляется через мультимедийный проектор (см. Приложение 1), проецируется на демонстрационный экран.
Ученик 2. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника “Восток” является гражданин Союза Советских Социалистических республик летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич. Слайд 3.
Ученик 3. Старт космической многоступенчатой ракеты прошёл успешно… Корабль-спутник начал свободный полёт по орбите вокруг земли.
Звучит музыка Ballade Pour Adeline.
Ведущий. Свершилось! Свершилось то, о чём с древних времён мечтали люди – подняться высоко над землёй. Пока корабль “Восток” бороздил космос, все телетайпы телеграфных агентств мира захлёбывались потоком космических новостей. 108 минут рейса легендарного космического корабля “Восток” потрясли мир. А с чего всё начиналось?
Ученик 4. Звездное небо всегда притягивало людей. Больше, чем капель в море, больше, чем песчинок в пустыне, звёзд на небе. Миру звёзд нет ни конца, ни края. Мы зовем его Вселенной.Слайд4.
Ученик 5.
Сокровища Вселенной мерцают, словно дышат,
Звенит потихоньку зенит.
А есть такие люди, они прекрасно слышат,
Как звезда со звездою говорит.
(Гаснет свет, освещается зал фонариками.)
Звучит музыка из к\ф “Про Красную Шапочку” и исполняется танец (“Разговор двух звёзд”)
Ученик 6 (звездочёт). С глубокой древности наблюдали за небесными светилами мудрецы – звездочёты. Звёздное небо заменяло им часы и компас. По звёздам определяли путь, по Солнцу – время, по Луне – время года, месяц. Слайд 5.
Ученик 7. Когда изобрели телескоп (подзорную трубу), то с его помощью было сделано множество открытий: о Солнечной системе, в центре которой находится Солнце, а другие планеты вращаются вокруг неё, в том числе и земля. Слайд 6.
Звучит песня “Ты мне веришь”. Ученики изображают движение планет. Слайд 7.
Ученик 8. А с освоением космоса астрономы сумели поднять телескоп на космических кораблях. Специальные аппараты доставили на землю кусочки лунного грунта. Телевизионные камеры показали людям планеты – Венеру и Марс так подробно, будто на них побывал человек.
Слайд 8, 9.
Ведущий. Как же удалось человечеству поднять корабль в космос?
Ученик 8. Константина Эдуардовича Циолковского называют отцом космонавтики. Ещё в начале века его мысли о жизни Вселенной позволили развивать идею об освоении космоса. Слайд 10.
Ученик 9. В октябре 1957г. был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Слайд 11.
Прослушивание записи звуков.
Это заслуга людей, которые работали в конструкторском бюро (кратко КБ) во главе с Сергеем Павловичем Королёвым. Теперь нужно было думать о корабле с человеком на борту.
Звучит музыка Ф.Шопен “Революционный этюд”
Ученик 10. Космический корабль был абсолютно новый машиной.
Ученик 11. Нигде и никогда предшественников у него не было.
Ученик 12. Для его создания были привлечены виднейшие учёные.
Ученик 13. Созданный корабль “Восток” – был настоящей победой науки и техники. Слайд 12.
Ученик 10. Для Сергея Павловича Королева и его помощников важно было, насколько надёжно и чётко будет работать космическая техника, и как себя будет чувствовать человек, находясь в корабле во время полёта.
Ученик 11. Главный конструктор долго отбирал лётчика, который бы полетел в космос. Рассматривались представители разных профессий – подводники и акробаты, парашютисты и спортсмены, конструкторы и верхолазы. Однако предпочтение было отдано именно лётчикам, причём истребителям.
Ученик 12. Летчики проходили несколько отборочных туров. Космонавтами выполнено по 4-5 полётов на невесомость в специальном самолёте, 95 испытаний на центрифуге, все они совершили по 38–45 парашютных прыжков.
Ученик 13. Выбор пал на Гагарина. Родился он в деревне Смоленский области. Семья Гагариных пережила все тяготы фашистской оккупации. Окончив ремесленное училище, Гагарин был рабочим, позднее летчиком-истребителем. Юрий Гагарин был настоящим русским парнем – честным, добросовестным, трудолюбивым, мужественным. Главным в его характере была жизнерадостность и жизнелюбие.
Ведущая. Всего этого люди не знали, когда произошёл полет. Но в Гагарина уже были влюблены. Он стал как бы символом. Всё, что о нём люди узнавали впоследствии, только усиливало всенародную любовь и уважение к нему.
Звучит музыка “Прелюдия”. Слайд 13.
Ведущая. 12 апреля 1961 года произошло то, чего не знала история. Королев не спал в ночь перед стартом. Гагарин зашёл к нему и сказал:
Выходят два ученика и произносят диалог.
Ученик 14. (мальчик) Гагарин: “Я, наверное, ненормальный. Завтра лететь, а я совсем как-то не волнуюсь”.
Ученик 15. (мальчик) Королёв: “Юра! Ты самый нормальный человек. Отлично понимаешь, что излишнее волнение сейчас ни к чему – слишком ответственен твой завтрашний шаг… С тебя начнётся история покорения новой среды – космического пространства. Хорошо, что ты не волнуешься! Значит, сделаешь так, чтобы всё было отлично”.
Ведущая. Гагарин сказал:
Ученик 14. (мальчик) Гагарин: “Сделаю – как учили!”
Звучит запись. Слайд 14.
12 апреля 1961 года. Московское время 9 часов 5 минут, 9 часов 7 минут. Пуск! “Поехали!” – неожиданно произнёс Гагарин. Старт прошёл отлично. Через 15 минут полёт по космической орбите идёт успешно…
Слова Гагарина…
Ведущая. “Гагарин” – прозвучало над планетой, как удар молнии. В одночасье он стал частицей каждого. Люди с гордостью произносили “Наш Гагарин!” Слайд 15.
Ученик 15. После полёта началась вторая гагаринская орбита, названная орбитой мира и дружбы, которая пролегла по всему земному шару. Более 50 стран посетил Гагарин. Слайд 16.
Ученик 16.
Хорошо, хорошо, Гагарин!
Прибыл сюда наш друг,
Показавший будущее мира,
Открывший славный путь в космос.
Пусть расцветают цветы мира
На зеленой щедрой Земле!
Такую песню сочинил в честь Гагарина Всеяпонский Совет молодёжных хоров.
Ученик 17. Восторженная встреча в любой точке Земли, где бы он не появлялся, выливалось во всеобщее ликование, и люди разных континентов говорили: “Наш Гагарин!”
Ведущая. Гагарин достойно нёс бремя славы, хотя это было и нелегко... Слайд 17.
Прошло почти 7 лет. Гагарин испытывал самолёты. 27 марта 1968г. вместе с Гагариным лётчик Серёгин выполняли учебно-тренировочный полёт. Ничто не предвещало беды. Вдруг прервалась связь. Отметка самолёта на индикаторе пропала.
10 часов 31 минута. Гагарин молчал. Взлетела группа поиска. Аэродром затих. Потом донесение вертолётчика:
– Вижу место падения самолёта – в 2,5 км юго-восточнее деревни Новосёлово.
Ведущая. Гибель Гагарина потрясла весь мир. Его любили, им восхищались, им гордились. Как трагически рано он погиб! Он очень хотел летать, во сне грезил полётами, стремился к ним всей своей талантливой натурой. О Гагарине не хочется говорить, что он был! Он есть! Юность его вечна, а память о нем бессмертна! Слайды 18, 19, 20, 21.
Звучит музыка. Просмотр слайдов на космическую тему.