Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с нарушением интеллекта является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на уроках предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов обучения и воспитания. Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.
На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.
Использование традиционных и нетрадиционных методик, техник и приемов работы с детьми с нарушением интеллекта помогает справиться с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов (данный учебный предмет является специфическим для обучения детей с нарушением интеллекта) я применяю следующие методы коррекции: изотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия и анималотерапия.
Хочется остановиться лишь на раскрытии одного из направлений помощи в развитии детей методе анималотерапии - оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).
Анималотерапия берёт свои истоки из глубины веков. Передаваемый по наследству опыт, что у животных есть чему поучиться, лежит в основе современных представлении об анималотерапии. Являясь одним из психологических методов, анималотерапия базируется на исследованиях и законах психологии человека, зоопсихологии.
Задача методаанималотерапии – раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находится в сбалансированном взаимодействии с окружающими.
В работе с детьми анималотерапия тесно связана с эффективными методами психокоррекции: сказкотерапией, куклотерапией, игротерапией, телесно-ориентированными методами, арттерапией.
Как у всякого метода, у анималотерапии есть широкий инструментарий - это символы животных: образы, рисунки, сказочные герои, игрушки и настоящие животные, общение с которыми безопасно. В анималотерапии предпочтение отдаётся «социализированным» животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам. Взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического назначения означает естественную анималотерапию. Процесс целенаправленного использования животных и их символов по специально разработанным программам для коррекции познавательной деятельности, эмоционально – личностных проблем обозначает направленную анималотерапию.
Особенностью анималотерапии является возможность расширения опыта невербального поведения. Через взаимодействие с домашними животными у детей формируется способность сочувствовать и сопереживать, понимать состояние окружающих, т. е. эмпатия, качество, необходимое для успешного общения.
Даже простое зрительное созерцание живых существ полезно, так как оно расслабляет, умиротворяет и дает массу эстетических переживаний. Наблюдения за поведением животного расширяют репертуар эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы. Также наблюдения за животными и взаимодействие с ними положительно сказывается на развитии интеллектуальных способностей детей.
Многовековая практика подтверждает теории: лечиться можно не только с помощью реальных домашних животных, но и их образов: игрушек, изображений, рассказов о них...
На коррекционных занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов использую не сами животные, а их образы и символы. На занятиях применяю:
- игры с мягкими игрушками;
- чтение и инсценирование сказок о животных;
- просмотр фрагментов фильмов о животных или с участием животных;
- прослушивание звуков природы;
- анималотерапевтические игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы;
- телесно-ориенированные техники;
- упражнения, входящие в состав хатха-йоги;
- упражнения на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;
- упражнения на развитие речи и общения.
В своёй работе использую программу анималотерапии эмоционально - личностных проблем у детей «Ребята изверята» (авторы Кряжева Н.Л., Орёл В.Е., Рыжкова З. Л.) Цель: коррекция эмоционально – волевой сферы детей, испытывающих трудности в адаптации и общении – страхи, замкнутость, чувство одиночества и ответственности, неадекватная самооценка, агрессивность.
Игры с мягкими игрушкамиживотных и птиц вызывают у детей положительные эмоции, помогают тактильной стимуляции. Звучание игрушки придает занятию дополнительную привлекательность - ориентировочное прослушивание доставляет ребенку еще большее удовольствие и развивает его восприятие. Поэтому игрушки зверей частые гости на занятиях.
Чтение и инсценирование сказок о животных решает дидактические, коррекционные задачи, развивает мышление и воображение детей, творческий потенциал, учит ребёнка находить решения в нестандартных ситуациях. Сценическое воплощение образов животных не только придает веселый характер занятиям, но и побуждает наблюдать за привычками и повадками животных, проникать во внутренний мир животного, узнавать больше о его жизни, вызывает теплые чувства к «братьям нашим меньшим». Для игры-драматизации подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. Например: «Колобок», «Теремок», «Кто сказал «Мяу?», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» и т.д. Образы животных использую и для проработки страхов у детей. Жизнеутверждающий настрой сказок, в которых добро побеждает зло, дает возможность показать ребенку, как можно преодолеть возникающие трудности и опасности.
На занятиях просматриваем фрагменты фильмов о животных или с участием животных – это прекрасный способ расслабления.
Так же использую аудиозаписи звуков природы как лечебное средство. Этот метод не нов. Так, еще в Древней Индии «прописывали» в качестве лекарства от бессонницы, невроза, навязчивых состояний, соматических заболеваний прослушивание птичьего пения.
На занятиях применяю анималотерапевтические игры и упражнения, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы («Зверинец», «Крокодил», «Кенгуру» и др.), упражнения телесно-ориентированной терапии («Попугай», «Муха», «Сороконожка», «Петушиный бой» и др.). Они особенно эффективны для работы с детьми, так как позволяют внести элемент игры и снижают вероятность сопротивления, ускоряют достижение эффекта.
Так же провожу упражнения, входящие в состав хатха-йоги – древневосточной оздоровительной системы физической, психической и духовной культуры («Поза доброй кошки», «Поза сердитой кошки», «Поза аиста» и т.д.)
Для развития мелкой моторики, диалогической речи, сенсорного воспитания использую предметы–заместители (пластмассовые бельевые прищепки разного цвета и размера) в игровых пальцевых тренингах («Лиса», «Кошка и курица», «Птичка» и др.). Для развития и совершенствования статической и динамической координации движений рук - упражнения «Кошка», «Погладим котёнка» и др. Для развития графомоторных навыков используются воспроизведение изображения с помощью опорных точек, раскрашивание, дорисовывание недостающих деталей у фигур животных. А также упражнения и игры для тонкой моторики и координации движений (лепка, вырезание из бумаги, аппликация и др.).
Для автоматизации и дифференциации звуков: скороговорки, чистоговорки, стихи, стихи-небылицы, загадки, потешки, где главные герои – животные.
В заключении хочется ещё раз сказать, что анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, даёт импульс фантазии и воображению, снижает эмоциональную напряженность, агрессивность, облегчает снятие заторможенности, уменьшает чувство тревоги у учащихся.
Опыт проведения регулярных занятий с детьми показал эффективность применяемых методик, подтверждаемую результатами педагогического наблюдения. Проводимая таким образом работа способствует повышению эффективности в развитии эмоциональной, познавательной и двигательной сфер у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
План-конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов во 2 классе
Цель: Развивать познавательную сферу детей через формирование мелкой моторики.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов;
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- Развитие коммуникативной функции общения;
- Коррекция мелкой моторики.
Ход занятия
Педагог. Здравствуйте, ребята!
Настрой на занятие. Наши ушки будут слушать (массаж), наши глазки будут внимательно смотреть (слегка надавить пальчиками), наши пальчики будут ловкими (массаж), наши головушки будут хорошо думать (погладить по голове). Закрывайте глазки, опустите голову. Настраиваемся на работу. У вас все получится, ваша работа будет радовать вас. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам всем радость.
Отгадайте загадку:
Хвост пушистый и усы …
Нет приятнее красы!
Лапки-мягкие подушки,
Кверху поднятые ушки.
Ну, подумайте немножко.
Догадались? Это … (кошка).
Как выглядит кошка? ( маленькие ушки, длинные усы, пушистая, длинный хвост). Какого цвета бывает? Где живет? Значит, это домашнее животное. Как говорит кошка? (мяу)
Упражнение на развитие и совершенствование статической координации движений.
«Кошка»
Вытянуть указательный палец и мизинец, слегка их согнуть. Остальные пальцы прижать к ладони.
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать мышь в норушке.
Педагог. Ребята, когда я шла к вам на занятие, я встретила котёнка. И сегодня он у нас в гостях.
Упражнение «Здравствуй, я котик»
Педагог приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя по имени: «Здравствуй, я Коля».
Упражнение на развитие и совершенствование динамической координации движений.
«Погладим котёнка»
Плавные движения рукой, имитирующие поглаживание котёнка.
Упражнение «Котик ласкает»
Педагог в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами: «Хороший Коленька, хорошая Наденька» и т.п.
Педагог: Дети, у кого дома есть котята или кошка? Как его (её) зовут? Как вы проявляете свою любовь к нему (к ней)? Я вижу, что вы очень любите своих маленьких друзей. А хотите сами превратиться в котят? Я ведь волшебница и могу это сделать. Сейчас я дотронусь до каждого, произнесу волшебное заклинание, и вы превратитесь в маленьких котят (педагог дотрагивается рукой или «волшебной палочкой» и произносит: «Мяу-мяу-мяукас, стань котенком ты сейчас»).
Ах, какие милые котята у нас в гостях!
Как кошка движется? (мягко движется, ступает еле слышно, движения плавные, но когда охотится за мышкой - движения резкие).
Физкультминутка “Кошкины повадки”
Педагог Дети
Вам покажем мы немножко, Идут на цыпочках, стараясь не производить никакого шума.
Как ступает мягко кошка
Еле слышно: топ-топ-топ,
Хвостик книзу:оп-оп-оп.
Но, подняв свой хвост пушистый,
Кошка может быть и быстрой. Прыгают на месте легко и как можно выше. Ввысь бросается отважно.
Скок да скок, еще подскок,
То вперед, а то отскок.
А потом мяукнет: “Мяу!” Бегут на свои места.
Я в свой домик убегаю”.
Упражнение на ковре
Педагог : "Котики бегали, и устали, и на коврик прилегли. И беленький котик Ваня прилег, и черненький котик Игорь прилег, и шустрый котенок Таня прилегла. Лапки котята вытянули, лапки у котят становятся тяжелыми, теплыми: и у котика Тани теплые, и у котика Игоря теплые, и у котика Вани теплые и тяжелые, никак не поднять. Всем тепло и хорошо лежать на мягком коврике. Закрываются глазки котят: заснул котенок Ванюша, слипаются глазки у кошечки Тани. Спят котики. Снится им зеленая полянка, теплое солнышко... Отдохнули котики, вытянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки!" Котята проснулись, потянулись. Хорошо тянемся, чтобы размяться после сна. Ещё потянулись.
Дыхательное упражнение «Шарик» (по Б. Толкачеву)
Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал: - Подошел и лапкой – топ!
А у кошки шарик – лоп!
Ш-ш-ш…
Дети кладут руки на живот и делают через нос вдох, стараясь не поднимать плечи. Животик должен стать круглым. Как шар. После небольшой задержки дыхания происходит продолжительный выдох с произнесением звука «ш». Дети должны стараться, чтобы воздух выходил равномерно.
Упражнение на развитие зрительного восприятия, мышления «Собери картинку»
Педагог говорит детям, что наш котенок играл , перепутал и разорвал все картинки. Давайте соберем картинки. (Дети составляют картинки из 2-х, 4-х или 6-ти частей).
Упражнение на развитие мелкой моторики, графомоторных навыков «Нарисуй клубочек»
Варианты:
- Детям предлагается самостоятельно выполнить штриховку нарисованных клубочков. Самый большой зелёным, самый маленький красным цветом.
- Не отрывая карандаша от бумаги нарисовать клубочек.
Упражнение «Кошкина зарядка»
Посмотрите, у окошка
Разминает лапки кошка.
Тянется – потянется,
Малюткой не останется.
Спинку горбит, словно мостик,
Поднимает к верху хвостик.
Когти выпускает,
Царапает, играет.
Ушко лапкой почесала
И тихонечко сказала «Мяу…»
Педагог дотрагивается рукой или «волшебной палочкой» и произносит: «Мяу-мяу-мяукас, станьте вы детьми сейчас).
Подведение итога занятия
Литература
- Агафонычев В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост - наше лекарство – Москва, 2007
- Агафонычев В. Большая книга лечения с помощью животных Серия : Здоровье - это счастье! 2008 г.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи. – М.: ACT, 1999.
- Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1996.
- Большова Т.В.Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники). – Санкт-Петербург, 2005.
- Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. – Москва, 2005.
- Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб.: Союз, Лениздат, 2000.
- М.В.Ильина. Чувствуем – познаем – размышляем. – Москва, 2004.
- М.Н.Ильина. Развитие ребенка. – Санкт-Петербург, 2004.
- Н.Л.Кряжева.Кот и пес спешат на помощь(анималотерапия для детей). – Ярославль, 2000.
- Коскова Н.В. Уши, лапы и хвосты: 3-5 лет Умные дорожки – Москва, 2008
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии М.: АРКТИ, 2000.
- Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей. М.,2006.
- Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – М.: У-Фактория, 2006. – 228 с.
- Харчук Ю. Анималотерапия. Домашние животные и наше здоровье - Феникс, 2007 г