Один из важнейших аспектов модернизации российского образования заключается в том, что в системе образования зарождаются и занимают ведущие позиции новые субъекты активизации инновационных процессов – лицеи, гимназии, образовательные учреждения, участвующие в реализации ПНПО «Образование» и получившие статус «базовая школа» (как и МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением иностранных языков»). Именно они становятся технолого-организационной основой процесса создания и внедрения новшеств в современном образовании.
Школа №5 с углубленным изучением иностранных языков, во-первых, жизненно заинтересована в нововведениях для обеспечения собственных конкурентных преимуществ и, во-вторых, обладает средствами, необходимыми для этого. Для эффективной инновационной деятельности школа имеет собственные системы создания и внедрения новшеств, а также педагогов, способных реализовать этот процесс. Приоритетным направлением работы школы в 2007-2008 учебном году являлось содействие в выполнении целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования и воспитания через:
- реализацию комплексного проекта модернизации образования;
- компетентностный подход к обучению и воспитанию;
- осуществление диагностики и мониторинга качества образования;
- планирование и организацию повышения квалификации педагогических работников, оказание им организационно-методической помощи;
- современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- внедрение новых информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Основными задачами работы школы в области информатизации в 2008-2009 году являлись:
- Насыщение школы техническими средствами в области ИКТ, обеспечение рационального их использования (свободный доступ учащихся и педагогов).
- Повышение ИКТ-компетентности педагогов (пользовательская грамотность, формирование навыков работы с ЦОР).
- Повышение ИКТ-компетентности учащихся (пользовательская грамотность, умения использовать ЦОР для самостоятельной учебной деятельности).
- Внедрение информационных средств организации образовательного процесса.
Материально-техническая база
Общая численность учащихся в 2008-2009 учебном году - 686.
Общее количество компьютеров - 40.
Количество мобильных компьютеров - 2.
В рамках национального проекта «Образование» за 2008-2009 учебном году оснащен компьютером, проектором и экраном кабинет истории (302), биологии (309), химии (308), физики (408). Полностью установлено лицензионное программное обеспечение на все школьные компьютеры. 24 рабочих мест учащихся и учителей в двух кабинетах (207, 208) подключены в локальную сеть и имеют возможность выхода в Интернет. В школе действует сайт, новости на котором размещаются ежедневно, активно пополняется «Методическая копилка учителей» http://www.school5.chebnet.com
На школьном сайте размещены сайты учителей школы.
http://www.21205s05.edusite.ru/julia/project/p8aa1.html - Бочарова Ю. Ю.
http://www.21205s05.edusite.ru/6vklass/project/index.html - Васильева Е.Г.
http://www.school5.chebnet.com/webpages/logoped/index.php - логопед Тихонова Н.Л.
http://www.school5.chebnet.com - психолог Моисеева О.Н.
В компьютерном кабинете (208) проводится 38 уроков и 1 факультатив по информатике, в компьютерном кабинете (207) проводится 38 уроков иностранного и чувашского языков в неделю. Учителя и учащиеся имеют доступ к работе на компьютерах до 17 часов ежедневно.
Автоматизированные рабочие места - в кабинетах русского языка, химии, биологии, физики, истории.
Педагогический состав
Всего в школе работает 51 педагог. Информатизация школы направлена на то, чтобы облегчить учителю и ученику поиск учебных ресурсов и соответственно - ответов на вопросы. Компьютер так же позволяет тренировать простейшие навыки и оценивать их, чем освобождает учителя от рутинной работы. Позиция учителя становится более творческой. Школа переходит к персонализированному обучению, используются новые формы работы, такие как проектная деятельность, требующие использования ИКТ. Учителя школы успешно используют ЦОРы в преподавании.
Учителями разработаны и записаны на диски методические пособия, пользующиеся спросом у коллег (более 70 штук), которые хранятся в школьной библиотеке, где любой желающий может взять его и использовать на своем уроке. Это помогает распространять опыт работы передовых учителей. 100 % учителей делают поурочное планирование с использованием информационно-коммуникационных технологий, находят учебные материалы в Интернет, используют информационно-коммуникационные технологии для мониторинга развития учеников. При этом используют текстовый редактор, электронные базы данных, электронные таблицы, программы для создания презентаций, распечатывают дополнительные материалы и упражнения. От 40% до 60% учителей эффективно используют информационно-коммуникационные технологии для разработки уроков. Для объяснений на уроках используют цифровые энциклопедии и словари, обучающие программы и обучающие игры, для взаимодействия с коллегами используют электронную почту.
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках
В этом учебном году 80% учителей школы активно использовали информационно-коммуникационные технологии не только на открытых уроках, но и в повседневной работе.
Название методического объединения |
Ф.И.О. учителя |
Количество уроков |
Итого уроков |
МО учителей математики |
Евдокимова Е.Н. |
12 |
49 |
МО учителей естественно-научного цикла |
Полазанова Ю.С. |
111 |
273 |
МО учителей русского языка и литературы |
Горшкова З.С. |
101 |
283 |
МО учителей истории и географии |
Челноков Ю.А. |
20 |
81 |
МО учителей иностранных языков |
Кожанова Е.В. |
42 |
292 |
МО учителей начальных классов |
Иванова Н.Г. |
19 |
38 |
МО учителей эстетических дисциплин, психолого-логопедическая служба |
Моисеева О.Н. |
14 |
24 |
МО учителей чувашского языка |
Утинова Л.Н. |
1 |
19 |
Как видно из таблицы, часто используют информационно-коммуникационные технологии на уроках: Егорова И.В., Горшкова З.С., Бочарова Ю.Ю., Андреева В.В., Черешнева Е.В., Ляхова Е.В., Полозанова Ю.С., Кожанова Е.В., Шемякова И.Г., Белова М.А.
Информационные технологии обучения позволили усовершенствовать процесс передачи знаний. Учащиеся получают последовательную информацию более насыщенно, наглядно и вследствие этого она становится более доступной. Изменение качества учебной информации достигается за счет создания мультимедийных образов, а также из-за альтернативного выбора уровня сложности конкретным учеником.
Не используют информационно-коммуникационные технологии: Иванова Т.А., Курицына Н.Г., Пилипенко С.Ю., Тюрикова А.Ф., Родина В.А., Леонова О.Г., Гольчикова Л.Г., Апасьева В. Н., Микрюков В.Н., Уттинова Л.Н., Белова Е.К., Семенова Л.И.
Рекомендации
Использовать на уроках информационно-коммуникационные технологии следующим учителям: Ивановой Т.А., Курицыной Н.Г., Пилипенко С.Ю., Тюриковой А.Ф., Родиной В.А., Леоновой О.Г., Гольчиковой Л.Г., Апасьевой В. Н., Микрюкову В.Н., Уттиновой Л.Н., Беловой Е.К., Семеновой Л.И.
Сетевое взаимодействие в области ИКТ
В этом учебном году в третий раз конкурс уроков иностранного и чувашского языков в рамках городского фестиваля уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий проводился на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением иностранных языков». В нем приняли участие 12 учителей английского и чувашского языков из разных школ города. Двое педагогов школы (Горшкова Зоя Семеновна, учитель русского языка и литературы, и Петрова Регина Романовна, учитель немецкого языка) также приняли участие в XII городском фестивале уроков с применением информационно-коммуникационных технологий и заняли там соответственно третье и первое место.
Учителя русского языка и литературы Бочарова Ю.Ю. и Толстошеева О.Н. приняли участие во Всероссийском фестивале методических идей «Открытый урок» г.Москва, их разработки размещены в сети Интернет на сайте: http:// festival.1 september. ru (Издательский дом «Первое сентября» в разделе «Преподавание русского языка».
Также с этого учебного года проводится мониторинг достижений как учащихся школы, так и педагогов: собирается электронный портфолио МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением иностранных языков».
Вывод
Итак, проведя анализ работы по информатизации школы за 2008-2009 учебный год, можно сделать следующие выводы:
В течение 2008-2009 учебного года в нашей школе велась работа по внедрению информационных технологий в процесс обучения, совершенствовалась материально-техническая база.
Основные задачи работы школы в области информатизации в 2008-2009 году были решены.
- Велось насыщение школы техническими средствами в области информационно-коммуникационных технологий, были получены 4 компьютера, 4 проектора, 4 экрана.
- Обеспечивалось рациональное использование компьютеров, был организован свободный доступ учащихся и педагогов к технике. Компьютерный кабинет и мультимедийная лаборатория работали ежедневно до 17 часов.
- На конец 2008-2009 учебного года 96 % учителей владеют навыками работы на компьютере.
- Велось повышение ИКТ-компетентности учащихся. Изучение информатики в школе ведется с 3 класса.
- Велось внедрение информационных средств в организацию образовательного процесса. Тематическое планирование, учебные программы, отчеты о проделанной работе, делопроизводство и бухгалтерский учет администрация и учителя школы выполняли в электронном и печатном виде.
Продолжается работа по созданию единого информационного пространства школы.
Рекомендации
- Продолжать улучшение материально-технической базы школы в области информатизации: автоматизированные рабочие места для методических объединений учителей математики, чувашского языка, эстетических дисциплин, начальных классов.
- Апасьевой Валентине Николаевне, Леоновой Ольге Геннадьевне, Микрюкову Владимиру Николаевичу, Пилипенко Светлане Юрьевне, Родиной Валентине Александровне, Тюриковой Алевтине Владимировне пройти курсы повышения ИКТ-компетентности.
- Учителям методических объединений чувашского языка, начальных классов более активно применять информационно-коммуникационные технологии на уроках.