Сказка – один из самых популярных видов эпического народного творчества. На протяжении многих веков она жила в устном исполнении, передавалась из поколения в поколение. Возникнув в глубокой древности, сказка в процессе бытования теряла одни черты и приобретала другие, включала в себя новые мотивы и образы. Но всегда неизменными оставались народные мечты, представления о добре, правде, социальной справедливости, воплощенные в сказках. Здесь добро обязательно торжествует над злом, жестоко наказывается коварство, насилие и измена, обличаются людские пороки и недостатки. Это и явилось причиной того, что сказка стала любимым чтением у всех народов. Опыт показывает, что дети лучше, чем взрослые, чувствуют притягательную силу сказки. Однако познать мудрость самостоятельно им не всегда удается.
А. Михайлова пишет: «На помощь ребенку должны прийти взрослые, чтобы успеть сохранить в наших детях чуткость к чуду превращения, к чуду окрыляющей радости, чуду духовного озарения, которое дарит нам сказка. Открывая дверь в мир сказок, вглядываясь в их героев и постигая духовно-нравственные ценности, заложенные в них, мы открываем дверь во внутренний мир ребенка, даем ему возможность насладиться богатством собственной личности, способностью отзываться на добро, искренность и человечность. И пока душа ребенка откликается на волшебство гуманных чувств и поступков людей, есть надежда, что этим чувствам не только в сказке, но и в жизни не будет конца» [8].
В.А.Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем» [6].
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Выстраивание работы с семьей на основе партнерских отношений, диалога взаимного доверия и понимания, способствует развитию личности ребенка и является важнейшим условием успешной коррекционной работы по исправлению недостатков речи.
Цель проекта:
Воспитание толерантности и основ культуры мира в детях с общим недоразвитием речи 3 уровня, через речевое восприятие сказок, путем объединение усилий логопеда и родителей.
Задачи проекта:
- Донести в доступной форме до сознания детей общих для всех народов ценностей.
- Воспитание любви ко всем людям и природе.
- Заложение нравственных основ и начал.
- Развитие лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания.
Этапы работы над проектом:
- Выявление проблемы;
- Организация работы над проектом;
- Практическая деятельность по решению проблемы;
- Продуктивная деятельность;
- Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта.
Выявление проблемы
Задачи:
- Формировать способность понимать поведение героев сказок, сопереживать им.
- Развивать индивидуальные литературные предпочтения.
- Формировать способность к восстановлению цепи событий в сказках.
Формы работы:
- Увлекательное путешествие в мир сказок (Логопедические занятия по развитию связной речи на основе сказок).
- Чтение с родителями дома сказок.
- Выставка книг «Любимые сказки».
Организация работы над проектом
Задачи:
- Сотрудничество детей и родителей по выбору сказки и нахождение в ней нравственного начала.
- Создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка.
- Приобщение детей и родителей к прошлому и настоящему мировой культуры.
- Развитие познавательных способностей, творческого воображения и мышления.
Формы работы:
- Подбор афоризмов, пословиц для презентации сказки.
- Рисование иллюстраций к сказкам.
Практическая деятельность по решению проблемы
Задачи:
- Совершенствование лексико-грамматических средств языка (Однокоренные слова, синонимы, антонимы).
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.
- Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Формы работы:
- Совместно с взрослым изготовление «макета своей странички» книги.
- Предварительная презентация сказки.
Продуктивная деятельность
Формы презентации сказки:
- Совместный пересказ ребенка и родителей.
- Пересказ по собственным рисункам.
- Пересказ по ролям.
- Игра-драматизация.
- Инсценировка сказки.
Формы работы:
- Презентация сказки.
- Выставка книг «Любимые сказки».
- Выставка рисунков «Сказки учат жить правильно».
- Изготовление поделок для презентации сказок.
Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта
- Создание книги «Сказки о главном».
- Фото-видео съемки.
- Театрализованные представления для родителей и детей детского сада: «Сказка о ленивом зайце», «Кошки-мышки», «Домик для птиц», «Колобок», «Заюшкина избушка».
- Анкетирование родителей.
- Детско-родительские гостиные.
Линия взаимодействия логопед – ребенок по развитию лексических средств языка
Нравственное качество |
Однокоренные слова | Синонимы | Антонимы |
Бескорыстие | Корысть, корыстный | Выгода, жадность. | |
Братство | Брат, братец, братишка, братолюбие | Землячество | Раздор, вражда |
Взаимопомощь | Помощь, помогать, помощник, помощница. | Поддержка, содействие, выручка. | Помеха |
Взаимовыручка | Выручать, выручка, выручивший. | Помогать, поддержка | |
Вера | Верить, поверить, верование, уверить | Уверенность, убеждение, доверие | Неверие, безверие |
Верность | Верный, заверить, неверный | Надежность, постоянно, преданность | Предательство |
Гордость | Гордость, гордыня, гордиться | Достоинство, самолюбие | Стыд |
Дружба | Дружить, дружный, дружочек, дружок, дружеский, дружелюбие | Товарищество | Вражда |
Доброта | Добрый, добро, добродушие | Отзывчивость, кротость | Злоба |
Единство | Единый, уединение, объединение | Товарищество | Вражда |
Жертвенность | Жертва, жертвовать, жертвоприношение | Отдача, самопожертвование | |
Красота души | Красивый, красавица, красавец, красотка | Прекрасное | Уродство, Безобразное |
Ответственность | Ответ, отвечать, ответственный | Безответственный | |
Умение прощать | Прощение, просить, прощать | Извинение, оправдание, помилование |
Линия взаимодействия родитель – ребенок по развитию связного высказывания
Нравственное качество | Сказка | Пословица | Афоризм |
Бескорыстие | «Осколки доброты» (Авторская сказка) | Добро не лихо, ходит тихо | |
Братство | «Завещание А Цая» (Китайская сказка) | Народная дружба и братство дороже всякого богатства | Братолюбие – любовь к ближнему. (В. Даль) |
Взаимопомощь | «Лесной мишка и проказница мышка» (Латышская сказка) | Кто скоро помог, тот дважды помог. | Мы помогаем людям, чтобы они в свою очередь, помогали нам. (Ф. Ларошфуко) |
Взаимовыручка | «Улитка и гриб» (Авторская сказка) | Всякая помощь хороша вовремя. | Привязанность может обойтись без взаимности, но дружба – никогда. (Ж. Руссо) |
Вера | «Никита Кожемяка» (Русская народная сказка) | Вера и гору с места сдвинет. | Кто чего хочет, тот в то и верит. (Демосфен) |
Верность | «Плотник и кошка» (Японская сказка) | Верный друг дороже денег. | Будь верен тому, кто верен тебе. (Плавт) |
Гордость | «Лепесток и цветок» (В. Сухомлинский) | Не гордись званьем, а гордись знаньем. | Гордец редко бывает благодарным человеком. (Г. Бигер) |
Дружба | «Девочка и ромашка» (В. Сухомлинский) | Нет друга так ищи, а нашел так береги. | Дружба удваивает радости и сокращает наполовину горести. (Ф. Бэкон) |
Доброта | «Дором ни одно доброе дело не пропадет» (А. Неелова) |
Доброе дело, что дождь в засуху. | Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни. (Р. Эмерсон) |
Единство | «Коровы врозь, тигру радость» (Бирманская сказка) | Один за всех, все за одного. | Нет для человека иного мира, как в единении со всеми людьми. (П. Клодель) |
Жертвенность | «Маша и Митя» (Авторская сказка) | Я спросил у высокого солнца Как мне вспыхнуть сильнее зари. Ничего не ответило солнце, Но буша услыхала «Гори!» (К. Бальмонт) |
|
Красота души | «Чьи руки краше» (Сказка народов Индии) | Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож. | Добрая слава лучше красивого лица. (Г. Фуллер) |
Ответственность | «Старик и собака» (Авторская сказка) | Тот от беды себя спасает, кто за другого отвечает. | Требуя чтобы ответственность несли другие, неси ее сам. (Солон) |
Умение прощать | «Тысячецвет» (А. Неелова) | Всякая ссора красна примирением. | Пока люди любят, они прощают. (Ф. Ларошфуко) |
Проведенный проект, безусловно, способствует:
- привитию любви к людям и природе;
- расширению словарного запаса;
- формированию связного высказывания;
- социально-эмоциональному развитию детей;
- включению родителей в коррекционно-педагогический процесс в условиях.
Дополнение к статье – Приложение 1.
Литература:
- Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. – М.: АПО, 1995.
- Бачина О.В. Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009
- Борохов Б. Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. – М.: Локус, 2002.
- Словарь синонимов и антонимов русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009
- В. Сухомлинский Сердце отдаю детям. – М.: 1990.
- В. Сухомлинский Хрестоматия по этике. – М.: 1990
- Михайлова А.И. «В них есть добро, любовь и счастье». (Творческое чтение сказок). // Начальная школа. Плюс до и после. – 2003. – № 8. – С. 34.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.