Пояснительная записка.
Мы живём в мире разнообразных физических явлений. Многие из них – радуга, сияющая от горизонта до горизонта; зори, когда небо и облака над горами как будто пылают в огне или полярные сияния – весьма красочны. Другие – оптические иллюзии, сияние далеких звезд и маленького светлячка, шум прибоя – кажутся завораживающими и загадочными. Иные – гроза, смерч, ночное свечение в море или в лесу – пугают нас. Большинство же - падение дождинок, мерцающее пламя свечи, работа термометра или компаса, полет птицы, – кажутся привычными, но ненамного более понятными. Чтобы выяснить причины тех или иных физических явлений, нужно обнаружить связь наблюдаемого явления с другими и объяснить его на основании определённого закона природы. Загадочность явления не исчезнет, но мы приобретём о нём научное знание.
Не углубляясь в длинные математические вычисления или сложные эксперименты, на простых опытах и примерах можно раскрыть перед учениками физическую картину мира, причины и взаимосвязь явлений окружающей природы. К сожалению, к сегодняшнему дню ярко выражен дефицит практической направленности физического образования, вследствие чего уменьшается интерес учащихся к изучению физики как предмета.
Курс «Разоблачение великого фокусника – Природы»" предназначен для учащихся 7-8 классов. Курс практико-ориентирован. Основные его принципы: основа каждого занятия должна быть интересна учащемуся, чтобы увлекать его; выполнима, решение её должно быть получено участником исследования; оригинальна, в ней необходим элемент неожиданности, необычности; доступна, т.е. тема должна соответствовать возрастным особенностям учащихся. Кроме того, введение данного курса способствует созданию условий для морально - психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению уже к моменту введения предпрофильной подготовки (к 9 классу).
Цели курса:
- Формирование основы естественнонаучной картины мира, научного миропонимания.
- Создание мотивационной основы для осознанного выбора к 9 классу профиля обучения;
Задачи курса:
- Привлечь интерес к физической науке.
- Сформировать умение проводить наблюдение, планировать и выполнять эксперимент, выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения.
- Отработать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности.
- Развить потребность в использовании средств современных информационных технологий.
Курс направлен на формирование ключевых компетентностей: образовательных, коммуникативных и информационных.
Содержание курса включает в себя теоретическую и практическую части. Для реализации данного содержания используются методы активного обучения (исследовательский, частично - поисковый), развивающие познавательную активность и творческую самостоятельность.
Для развития образовательных и информационных компетентностей у учащихся ведущими являются такие формы организации учебной деятельности как практическая работа, создание и защита презентации, написание реферата, дискуссия. Преобладающие приемы учебной деятельности: общение диалогического типа, предметом которого является физическое явление, решение практической познавательной задачи.
Практическая часть курса предполагает использование элементов исследовательской деятельности при работе с физическим оборудованием и различными источниками информации (учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями, Интернет-ресурсами), отборе и переработке информации для написания реферата, создания презентации- представления физического явления.
Курс использует тесные межпредметные связи, в частности, с географией, астрономией, биологией, литературой, химией, математикой, экологией.
В результате изучения курса "Обыкновенная физика необыкновенных явлений" учащиеся должны:
Знать, понимать: Суть основных природных явлений, их причины, физическую основу, возможный вред и практическую пользу для человека.
Уметь:
- связывать воедино и использовать отдельные части информации о физическом явлении из различных источников;
- работать с различными типами физического оборудования;
- подготовить реферат, компьютерную презентацию по теме;
- выступать на публике; выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
- сотрудничать и работать в команде.
Способы оценивания и результаты: отчеты о практических работах, презентации, рефераты, участие в проектах, НОУ, олимпиадах.
Материально-техническая база:
- Набор оборудования для фронтального эксперимента (механика, оптика, электричество, магнетизм, оптика)
- Набор ЦОР по физике (программы, мультимедийные диски, электронные учебники)
- ПК, проектор мультимедийный, доска
- Материалы по предмету курса (презентации, дополнительная литература, дидактические материалы).
Учебно-тематический план:
№ | Тема | Всего часов | Из них | ||
теория | практ. | Комб. занятие | |||
1. | Вводное занятие. | 2ч. | 1ч. | 1ч. | - |
2. | Механические явления. | 4ч | 1ч. | 1ч. | 2ч |
3. | Звуковые явления. | 4ч. | 1ч. | 1ч. | 2ч |
4. | Тепловые явления. | 4ч. | 1ч. | 1ч. | 2ч |
5. | Электрические явления. | 4ч. | 1ч. | 1ч. | 2ч |
6. | Магнитные явления. | 4ч. | 1ч. | 1ч. | 2ч |
7. | Световые явления. | 4ч. | 1ч. | 1ч. | 2ч |
8. | Природные явления. | 4ч. | 2ч. | - | 2ч |
9. | Биофизика человека | 4ч. | - | - | 4ч |
Всего | 34 ч. | 9 ч. | 7ч. | 18ч. |
Содержание курса:
-
Введение – 2 ч.
Природа и человек. Физические явления и их роль в природе и технике. Физические приборы и точность их измерения (датчики скорости, влажности, давления, звука, магнитного поля, температуры и т.д.). -
Механические явления – 4 ч.
Самые большие и самые малые тела, сравнение скоростей тел. Почему и как тела движутся? Виды движений. Строение тел. Прочность и хрупкость, пластичность и упругость, вспененные материалы. -
Звуковые явления – 4 ч.
Строение уха и уровень шума. Использование ИЗ и УЗ в природе, медицине и технике. Удивительное эхо. Летучая мышь и дельфин на охоте. -
Тепловые явления – 4 ч.
Температура и измерение длины. Теплопроводы и теплоизоляторы. Ускорители весны. Кристаллические и аморфные тела. Туман. Возникновение тумана. Туман и цвет. Как образуются облака. Кучевое облако. Этот изменчивый снег. -
Электрические явления – 4 ч.
Электризация тел – причины, использование в технике. Гроза. Какие бывают молнии. «Паспортные данные» линейной молнии. Как выглядит шаровая молния? Опасна ли молния? -
Магнитные явления – 4 ч.
Магнит, компас. Как взаимодействуют магниты? Как устроены электромагнит и электродвигатель? Что такое полярное сияние? Формы полярных сияний. Где и когда они наблюдаются? -
Световые явления – 4 ч.
Свойства света и его роль в природе и технике. Видимые и невидимые излучения. Загар. Радуга, миражи, гало, оптические иллюзии и их создание. Удивительное в солнечных закатах. Ход светового луча в капле дождя. -
Природные явления – 4 ч.
Куда дует ветер. Течение рек и океанов. Приливные и ветровые источники энергии. Облака и их типы. Свечение моря. Светящиеся организмы. Такие разные волны. Закономерности цунами. Бедствия, причиняемы волнами цунами. Когда рождаются лавины. Путешествие в недра Земли. -
Биофизика человека – 4ч.
Познай самого себя (рост, скорость, размеры сердца и сосудов, плотность мускулов и костей, глазомер, относительная сила человека и животных и т. д.). Воздействие шума на человека. Влияние влажности на здоровье человека.
Литература:
- Блудов М. И. Беседы по физике / часть 1, 2. – Просвещение, 1985.
- Суорц Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. – М: Наука, 2001.
- Тарг С.М. Физический энциклопедический словарь.– М: Советская энциклопедия.
- Асламазов Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика. – М.: Добросвет, 2002.
- Тарасов Л.В. Физика в природе./ Книга для учащихся. – Вербум-М 1988.
- Кабардин О.Ф. Внеурочная работа по физике. – Москва: Просвещение, 1983.
- Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. – Москва: Наука, 1975.
- Физика – юным. Часть I. / Сост.М.Н. Ергомышева-Алексеева. – Москва: Просвещение, 1969. – 184 с. с илл.