Цели:
- Повторение и обобщение знаний по теме «Тригонометрические уравнения», усвоение системы знаний и их применение при решении физических задач.
- Развитие умений анализировать, обобщить, аргументировать сделанный выбор при решении тригонометрических уравнений.
- Воспитывать познавательный интерес к предмету, развивать творческие способности, воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование: учебный комплект «Алгебра 10» А. Г. Мордковича, карточки с заданием, интерактивная доска.
Подготовка к уроку-семинару
На подготовку к семинару отводится 1 неделя.
- Вкабинете математики вывешиваются задания:
1) Повторить решение простейших тригонометрических уравнений вида sin t = a, cos t = a, tg t = a, где а - действительное число.
2) Решить уравнение:
Найти те корни, которые принадлежат отрезку [0;π]а) sin 2x = 0,5; cos 3x = - ; tg (4х- ) =
б) 2sin2 x - 5sin x + 2 = 0
г) 2sin x - 3cos x = 0в) (sin x - )(cos x + ) = 0
- В кабинете физики вывешиваются задания:
1) Механические колебания описываются уравнением х = 0,5 cos 2πt. Чему равна фаза колебаний, если х = 0,3?
2) Луч света идёт из стекла в воду и преломляется на границе стекловода. При каком угле падения отражённый и преломлённый лучи перпендикулярны друг другу?
3) Горизонтальный проводник m = 30 г. и длиной 50 см находится в вертикальном магнитном поле с индукцией В = 0,1 тл. По проводнику течёт ток 2 А.На какой угол от вертикали отклоняются провода, если находятся вне области магнитного поля?
4) Чему равен угол наклона на эстакаде, если для подъёма вагонетки массой
m = 600 кг , надо приложить силу F = 2,3 кН. Коэффициент трения равен 0,05.
План урока-семинара
- Сообщение об истории развития тригонометрии.
- Решение простейших тригонометрических уравнений в общем виде и частные случаи.
- Методы решения тригонометрических уравнений:
а) метод замены переменной
б) метод разложения на множители
в) однородные тригонометрические уравнения. - Прикладная направленность данной темы. Решение задач по физике, в которых используются умения решать тригонометрические уравнения.
Организация урока-семинара
Класс разбивается на 6 групп и каждая группа получает одно из заданий, перечисленных в плане семинара. Каждая группа при подготовке к семинару прорабатывает соответствующие разделы учебника, использует интернет, дополнительную литературу, получает консультацию учителя.
Ход урока
1. Организационный момент
1. Учителем сообщается тема семинара, цель его проведения.
2. Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат следующие слова: «Образование есть то, что остаётся у человека, когда остальное забывается».
2. Систематизация знаний
1. Представитель 1 группы делает сообщение об истории развития тригонометрии с привлечением интерактивной доски.
2. Представитель 2 группы показывает решение простейших тригонометрических уравнений в общем виде и частные случаи на интерактивной доске.
Уравнения вида sin x = а, cos x = а, tg x = a, где а — действительное число относятся к простейшим тригонометрическим уравнениям.
- если |а|≤1, то решения уравнения cos x = a имеют вид х = ±arccos a + 2πn, n ∈ Z
- если |а|≤1, то решения уравнения sin x = a имеют вид х = (-1)n arcsin a + πn, n ∈ Z или, что то же самое, х = arcsin a + 2πn, n ∈ Z, х = π - arcsin a + 2πn, n ∈ Z
- если |а|>1, то уравнения cos x = a, sin x = a не имеют решений
- решения уравнения tg x = a для любого значения а имеют вид х = arctg a + πn, n ∈ Z
- частные случаи:
sin x = 0, х = πn, n ∈ Z
cos x = 0, х = + πn, n ∈ Z
cos x = 1, х = 2πn, n ∈ Zsin x = 1, х = + 2πn, n ∈ Z
cos x = -1, х= π + 2πn, n ∈ Zsin x = -1, х = - + 2πn, n ∈ Z
2 ученика из этой группы решают на доске следующие уравнения:
sin 2x = |
2cos(х - | ) = |
3. Представитель 3 группы объясняет решение уравнения 2sin2 x - 5sin x + 2 = 0 методом замены переменной.
Решение:
Введём новую переменную: z = sin x.
Тогда уравнение примет вид 2z2 - 5z + 2 = 0, откуда находим: z1 = 2, z2 = | . |
Значит либо sin x = 2, либо sin x = | . |
Первое уравнение не имеет решений, а для второго получаем: х = (-1)n | + πn |
4. 4 группа - методы решения однордных тригонометрических уравнений. Представитель группы излагает теоретический материал, подготовленный ранее, демонстрируя его на интерактивной доске.
Определение: Уравнение вида asin x + bcos x = 0 называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени; уравнение вида asin2 x + bsin x + ccos2 x = 0 называют однородным тригонометрическим уравнением второй степени.
а) asin x + bcos x =0, а ≠ 0, b ≠ 0. Разделив обе части уравнения почленно на cos x ≠ 0 получим
a | + b | = | , т. е. atg x + b = 0, tg x = - |
б) Уравнения вида asin mx + bcos mx = 0 тоже называют однородным тригонометрическим уравнением первой степени. Для их решения обе части уравнения почленно делят на cos mx.
в) Ещё один учащийся из этой группы показывает решение следующего уравнения: 2sin x - 3cos x = 0.
Решение:
Разделив обе части уравнения почленно на cosx, получим:
2tg x - 3 = 0, tg x = | , х = arctg | + πn |
г) asin2 x + bsin x cos x + ccos2 x = 0 однородное тригонометрическое уравнение второй степени. Обе части уравнения можно разделить на cos2 x ≠ 0
+ | + | = 0 |
atg2 x + btg x + c = 0 – квадратное уравнение относительно новой переменной z = tgx.
д) Следующий учащийся показывает решение этого уравнения: sin2 x - 3sin x cos x + 2cos2 x = 0
Решение:
Разделив обе части уравнения почленно на cos2 x, получим: tg2 x - 3tg x + 2 = 0.
Введя новую переменную z = tg x, получим: z2 - 3z + 2 = 0, откуда находим: z1 = 1, z2 = 2.
Значит, либо tg x = 1, либо tg x = 2.
Из первого уравнения находим: х = arctg1 + πn, т.е. х = | + πn. |
Из второго уравнения находим: х = arctg2 + πn.
Далее учащимся предлагается решить самостоятельно уравнение tg | + 3ctg | = 4 |
и делается проверка на интерактивной доске.
5. 5 группа объясняет решение тригонометрических уравнений методом разложения на множители.
Если уравнение f(x) = 0 удаётся преобразовать к виду f1(x) f2(x) = 0, то либо f1(x) = 0, либо f2(x) = 0. Задача сводятся к решению совокупности уравнений f1(x) = 0; f2(x) = 0.
Один из учащихся этой группы решает следующее уравнение 2 sin x cos 5x - cos 5x = 0.
Решение:
Имеем: cos 5x (2sin x - 1) = 0. Значит, приходим к совокупности уравнений cos 5x = 0 ; sin x = | . |
Из первого уравнения находим: 5х = | + πn, х = | + | . |
Из второго уравнения находим: х = (-1)n | + πn. |
Затем учащиеся самостоятельно решают уравнение | sin x cos x + cos2 x = 0. |
6. Представитель 6 группы решает физические задачи и объясняет прикладную направленность тригонометрических уравнений.
Задача
Механические колебания описываются уравнением х = 0,5cos 2πt. Чему равна фаза колебаний, если смещение х = 0,3 м?
Решение:
Используя уравнение 0,3 = 0,5sin 2πt получаем
sin 2πt = 0,3 / 0,5
sin2 πt = 0,6
2πt = φ = arcsin 0,6
≈ 37º
7. Решение уравнений различными способами.
Учащиеся самостоятельно решают предложенные уравнения с последующей проверкой на интерактивной доске.
1) sin4 x + cos4 x = |
2) sin x - cos x = 1
3. Самостоятельная работа
1 вариант | 2 вариант |
---|---|
Решите уравнение: | |
а) 2sin2 x + 3cos x = 0 | а) 8sin2 2x + cos 2x + 1 = 0 |
б) tg x sin 2x = 0 | б) cos x tg 3x = 0 |
в) 4sin2 x - 2sin x cos x = 3 | в) 3sin2 x - sin x cos x = 2 |
Тетради учащихся собираются для последующей проверки учителем и результаты анализируются на следующем уроке.
4. Итог урока
а) Проанализировать вместе с учащимися работу групп, указать ошибки, недочёты, отметить положительные моменты.
б) Повторить формулы решения простейших тригонометрических уравнений в общем и частном виде.
в) Повторить методы решения тригонометрических уравнениий.
г)Выставить отметки за работу на уроке.
5. Домашнее задание
№ 28.8(а), 23.11(г), 23.13(б), 23.22(а)
для сильных учащихся: № 23.24(а), 23.30(а)