Оборудование: записи музыки, магнитная доска, на которую вывешиваются опорные слова для лучшего запоминания учащимися материала. Также в музыкальном оформлении принимали участие педагоги и учащиеся музыкального отделения.
Все мы связаны с музыкой. Учим и учимся играть на музыкальных инструментах. А помогает нам в этом тетрадь с пятью линеечками. Подумаешь, изобретение!
А вот эти простые линии – ориентиры совершили настоящий переворот в мире музыки. И произошло это в замечательной стране Италии.
Монах Гвидо Ареццо – ученый, учитель пения, порядком намучившийся со своими учениками, втолковывая им премудрости музыкальной грамоты:
До каких пор мы будем страдать?-
Решительно произнес он.
Мириться с этим невозможно:
Фальшивые звуки.
Сольные партии еще ничего, но ансамбли.
Ляпсус за ляпсусом,
Сил больше нет никаких!
И уверенным жестом Гвидо вместо одной линейки начертил несколько. Произошло это в 986 году.
Скажите, кто сочиняет музыку?
Композитор. Это слово появилось в эпоху Возрождения в 15 веке. В это время люди перестали бояться вечного наказания свыше, они обратились к себе: «Человек- мерило всех вещей», а не церковные каноны. Музыка эпохи Возрождения развивалась по двум направлениям – церковному и светскому. Из церковных жанров наибольшее развитие получили месса и мотет - многолосные произведения для хора, в которых рассказывалось о страданиях и воскрешении Иисуса Христа. Из многочисленных имен того времени больше известен Джованни Пьерлуиджи да Палестрина.
-Послушайте отрывок из его «Мессы Папы Марчелло» (в записи)
В конце 16 века в Италии сложился художественный стиль барокко, в переводе: странный, причудливый. Этому стилю присущи зрелищность, выразительность, соединение разных видов искусства, например: музыка, литература, театр.
Как вы думаете, какой вид искусства получился от такого соединения? Опера.
Родилась она в Италии. Первые оперы назывались Drama per musica (драма через музыку), их создание связано с возрождением древнегреческой драмы. Ведь колыбелью оперы была Флоренция, где появилась культура Возрождения. А в эпоху Возрождения люди проявили интерес, возрождали древнегреческое искусство. Чтобы выразить переживания героев музыкальных драм, композиторы насыщали их монодиями - одноголосными мелодиями. Одним из создателей монодий был Винченцо Галилей- отец знаменитого астронома Галилео Галилея.
Отцами оперы были певец и композитор Якопо Пери, занимавший пост главного директора музыки при дворе великих герцогов Медичи, и поэт Оттавио Ринуччини. Опера этих авторов «Эвридика» была исполнена во Флоренции на свадьбе Марии Медичи и Генриха 4 – короля Франции, в 1600 году. Этот год считается годом рождения оперы.
Но творения Пери и Ринуччини не выдерживают сравнения с «Орфеем» Клаудио Монтеверди, оперой, написанной на тот же сюжет, что и «Эвридика»: о певце Орфее, который хотел вернуть жену Эвридику из царства мертвых, но не смог и навсегда потерял голос.
Клаудио Монтеверди ввел в оперу оркестровое вступление – увертюру и дуэты – пение двух героев.
Жанр оперы завоевал популярность во многих городах Италии. В Венеции в 17 веке открылся общедоступный оперный театр, крупный театр был построен в Риме.
В Неаполе сложилась разновидность оперы – опера – сериа – серьезная опера. Главными героями оперы – сериа были боги, полководцы, герои, совершавшие, невероятные подвиги. Красивое пение- бельканто – передавало малейшие нюансы переживаний персонажей, это было главным условием оперы – сериа.
Самым талантливым представителем неаполитанской школы оперы является Алессандро Скарлатти.
звучит «Ларгетто» А.Скарлатти (в исполнении скрипки)
Во время представлений серьезной оперы, в антрактах разыгрывались шуточные сценки, в которых пародировались события основного спектакля. Эти сценки стали новой разновидностью оперы – опера – буффа – комическая опера. Она появилась в 1733 году, когда в Неаполе прозвучала опера Джованни Баттиста Перголези «Служанка – госпожа». Настоящее имя этого композитора Джованни Баттиста Драги. Он родился в местечке Перголе, отсюда его прозвище – Перголези.
За свою короткую жизнь, композитор прожил 26 лет, он написал много произведений, только опер 10. Бессмертным его имя сделала кантата «Stabat Mater» - произведение для солисток, хора и оркестра. Название произведения происходит от первых слов молитвы «Stabat Mater dolorosa» - «Мать скорбящая стояла». Перголези не был счастлив в жизни. На брак с горячо любимой девушкой знатные родители не дали согласия. Девушка ушла в монастырь, и вскоре умерла. Предание гласит, что во время создания «Стабат Матер», Перголези приобрел изображение Мадонны, облик которой напоминал композитору умершую возлюбленную.
- слушание отрывка из кантаты (в исполнении вокального ансамбля)
В 17 веке достигло расцвета скрипичное искусство. К тому времени сложились традиции производства скрипок. Мастера семейств Амати, Гварнери, Страдивари разработали конструкцию скрипки, способы изготовления хранились в глубокой тайне.
Один из выдающихся мастеров скрипичной музыки Антонио Вивальди прославился как скрипач – виртуоз и композитор.
- прослушайте отрывок концерта «Осень» из цикла «Времена года» (в записи).
А сейчас прозвучит «Менуэт» композитора Боккерини (в исполнении фортепиано).
Жил в городе Флоренция герцог Козимо Медичи, у него была богатая коллекция музыкальных инструментов – настоящий музей. Смотрителем в этом музее работал Бартоломео Кристофори, который в свободное время конструировал новые инструменты. Так появилось фортепиано, у которого звук появлялся от нажатия на клавишу, которая приводила в движение молоточек. Молоточек ударял по струне, а не щипал ее, как это делало перо на клавессине. Новый инструмент играл громко и тихо, и имя ему дали – фортепиано. Скромный инструмент Кристофори – прямой предок рояля.
- прослушайте, как на рояле звучит Соната итальянского композитора Доменико Скарлатти.
Новый для Италии тип оперы создал Джузеппе Верди – «Маэстро революции». Лишь в 19 веке Италия обрела независимость от Испании и Австрии, и стала единым государством. Верди посвятил свои творческие силы преимущественно оперному жанру – самому любимому в Италии. В своем творчестве он обратился к реализму, и его произведения можно назвать реалистическими музыкальными драмами. В центре внимания Верди – сильная и внутренне противоречивая личность, которая сталкивается со злом: например придворный шут Риголетто, дочь которого обманута герцогом.
- хор «Тише- тише» из оперы «Риголетто» в исполнении ансамбля духовых инструментов.
А теперь представим, что мы – туристы и попали в город Венецию. В этом городе вместо обычных улиц – водные каналы. И люди перемещаются по этим улицам в лодках. Извозчиками там работают лодочники. Сейчас вы услышите песню лодочника –
баркароллу «Санта Лючия» (исполняет вокальный ансамбль).
Русский композитор Петр Ильич Чайковский, путешествуя по Италии, в городе Флоренция на карнавале услышал, как под гитару маленький мальчик пел чудесные песни. И так ему понравилась одна, что он обработал ее и включил в свой знаменитый «Детский альбом».
- в исполнении вокального ансамбля звучит «Неаполитанская песенка».
Сегодня мы познакомились с прекрасной музыкой Италии. Конечно это не все произведения, надеюсь, что эта беседа пробудила в вас интерес к этой замечательной стране.