Цель урока: формирование гражданской позиции по отношению к своей малой Родине.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с историей возникновения и заселения города Магадана. Научить определять число поколений своей семьи, проживающих в городе Магадане. Оформить поздравительные открытки к юбилею Магадана с пожеланиями, что может являться основой проекта по улучшению жизни в городе.
Материалы и оборудование:
Флаг и герб города Магадана, мультимедийный проектор, компьютер, презентация “Мой Магадан”, коллекция исторических и современных фотографий о Магадане, магнитная доска, магниты, СD-проигрыватель, CD-диск с песнями о Магадане, распечатанные листы “Жизнь в Магадане”, авторучки, распечатанные открытки к юбилею Магадана, счетные палочки.
План.
- Знакомство, распределение по группам для удобства работы.
- Вступительная беседа о Магадане.
- Заполнение “Паспорта Магадана”.
- Просмотр коллекции исторических и современных фотографий о Магадане.
- Социологическое исследование-анкетирование участников урока “Поколения магаданцев”.
- Заполнение таблицы “Жизнь в Магадане”.
- Оформление поздравительных открыток к юбилею Магадана с пожеланиями.
- Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
Знакомство, распределение по группам для удобства работы. Учащиеся делятся на группы 5–7 человек для удобства работы по заполнению таблицы и открытки с пожеланиями.
Вступительная беседа о Магадане. Первые упоминания о месте, где стоит современный Магадан, как о поселении, относят еще к XVII в., к временам землепроходца Ивана Москвитина. Жили здесь эвены, которые летом перегоняли свои оленьи стада к пойме реки Магадан или Магодан. По-эвенски “монгодан” - “жилище из плавника, сухого дерева”.
Сейчас Магадан – современный город, административный центр Магаданской области, один из самых удаленных (7110 км) от столицы России и самый молодой областной центр Дальнего Востока. Расположен на побережье Тауйской губы в северной части Охотского моря, на перешейке, соединяющем полуостров Старицкого с материком и имеющем выход в бухты Нагаева и Гертнера.
В XIX в этот перешеек назывался Волок, как и бухта, которая в 1912 году получила имя выдающегося русского гидрографа, адмирала А.Н.Нагаева (1704–1781 гг.).
Осенью 1929 года на берегу бухты Нагаева началось строительство Нагаевской культбазы. Тут были построены школа, больница, ветеринарный пункт, баня, столовая. Первые магаданцы жили в палатках, в землянках. К 1930 году в Нагаевскую бухту прибыли суда с рабочими, красноармейцами, с участниками Второй Колымской геологоразведочной экспедиции под руководством В.А.Цареградского. Вырубалась тайга, в долине реки Магаданки рос город.
14 июля 1939 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР “Об образовании Колымского округа в Хабаровском крае”:
“Образовать в Хабаровском крае Колымский округ, с центром в населенном пункте Магадан, в составе Ольского, Северо-Эвенского и Среднеканского районов, с преобразованием населенного пункта Магадан в город”. Презентация
Этот день стал днем рождения нашего города.
В 1929 г. население поселка Нагаева составляло всего 75 человек. А по последней переписи населения в Магадане проживает 99 400 человек, больше 100 национальностей. Это больше половины населения нашей области. Посмотрите на диаграмму. Какие выводы можно по ней сделать? Люди каких национальностей составляют основное население области?
Магадан – промышленный центр области. Промышленность представлена предприятиями электроэнергетики, машиностроения, пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленности и промышленности стройматериалов. Магадан – крупный транспортный узел. 20% всех кадров города работают на транспорте (воздушном, морском, автомобильном).
Магадан - научный центр Северо-Востока РФ, центр подготовки кадров. В городе - 8 ВУЗов (в том числе 5 филиалов), 3 специальных учебных заведения, 2 ПТУ, 3 профессиональных лицея.
Магадан – культурный центр области.
По прослушанному рассказу предлагаю составить вам “Паспорт Магадана” (или краткую характеристику). Паспорт заполняется после группового обсуждения.
А теперь “пройдемся” по нашему городу. По городу старому, по городу новому. (Включается музыка. Дорожка № 10. На 1:10)
Вот улица Ленина. Это одна из первых улиц города. На ней даже сохранились деревья той тайги, сквозь которую прорубалась улица. Про ул. Ленина есть очаровательная шутка, что она – самая длинная улица в мире. Тянется до Северного Ледовитого океана. На самом деле не так уж она велика: от автовокзала до знаменитой телевышки, установленной в 1966 году. Многие дома на ул. Ленина построены руками военнопленных японских солдат после Второй мировой войны.
Вот так выглядел первый в Магадане Дом Пионеров. Двухэтажное деревянное здание, там занималось не одно поколение юных магаданцев. Теперь на этом месте сквер и памятный знак “Ветеранам Севера, труда и комсомола города Магадана”.
Вот так выглядел Магадан в 1930 году. Первая школа на улице Октябрьской. Палатка, в такой жили многие магаданцы 30х. Больничный корпус. Гостиница.
Вот городской парк – кусочек тайги. И беседка сохранилась.
А вот современный Магадан. Красивый. С новыми зданиями, парками. Летом тут разбили фонтаны.
Новые памятники. Собор, построенный в центре города. Памятник-мемориал “Маска Скорби” (автор Э.Неизвестный) жертвам политических репрессий.
“Ты - символ Kолымского края.
Ты - символ прошедших времён.Как часто тебя проклинали
Все те, кто в столицах рождён”.
А теперь проведем небольшое социологическое исследование-анкетирование участников урока “Поколения магаданцев”. Кто из вас родился в Магадане или Магаданской области? Поднимите, пожалуйста, руки. (Поднявшим руки раздаются счетные палочки. На доске записывается число учащихся, поднявших руки). Чьи родители, или один из родителей родились здесь? (Та же процедура). А есть ли среди вас те, у кого кто-либо из дедушек и бабушек родился на нашей северной земле? (И такие есть). Мы провели исследование, в котором выявили определенную закономерность. Какую? Правильно, числа уменьшаются. А теперь посмотрите на число палочек у вас в руке. Это число скажет вам, магаданцем какого поколения вы являетесь. А хотели бы вы, чтобы это число в вашей семье увеличилось? Что для этого надо сделать? Просто остаться здесь, вырастить своих детей.
Многие скажут, что ж хорошего в жизни на Севере. Давайте разбираться. Поработаем в группах, заполним таблицу “Жизнь в Магадане”. Отметим, что привлекательного есть в жизни в Магадане и области, а что не привлекает. (Озвучиваем. Обсуждаем)
Конечно, жить в Магадане нелегко, но это наш город. Он молод, ему всего 70 лет исполнится будущим летом. Давайте пожелаем юбиляру к юбилею то, что вы хотели бы видеть в нашем городе. Оформим поздравительные открытки. (Включается музыка. Дорожка 15. Полностью. 3:30)
Мы желаем нашему городу… (По очереди каждая группа высказывает свои пожелания). Открытки вывешиваются на доске.
И если этим пожеланиям суждено сбыться, то свой вековой юбилей город встретит с еще большим числом своих граждан. Всем спасибо!
Использованная литература
- Диков Н.Н. История Магаданской области с древнейших времен до конца XIX века. Магадан. 1984.
- Диков Н.Н. Факультатив по истории Магаданской области (с древнейших времен до конца XIX века) 8-е кл. Пособие для учителей. Магадан. 1990.
- История Чукотки (под ред. Дикова Н.Н.) М. Мысль. 1989.
- Комаров В.В. Берег двух океанов: Магаданская область. Магадан. 1990.
- Магадан. Конспект прошлого. Магадан. 1989.
- Магадан. Путеводитель-справочник. 1989.
- Наровчатов С.С. Северные звезды. Магадан. 1957.
- Северная Энциклопедия. Электронная версия. 2004.
- Тетерин В.С. Здесь начинается день. Магаданская область. М. Советская Россия. 1975.