Форма проведения: игра "Математическое путешествие".
Задачи урока:
- Образовательные:
- повторение базовых понятий курса начальной школы (чтение и запись натуральных чисел, выполнение арифметических действий с натуральными числами).
- Развивающие:
- развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности;
- развитие инициативы, самостоятельности принятия решений, уверенности в своих силах;
- Воспитывающие:
- развитие математической культуры речи;
- формирование эстетического наслаждения от выполненной работы;
- формирование навыков само- и взаимоконтроля.
Оборудование:
- визитную карточку, свидетельство об участии в путешествии каждому ученику;
- компьютер, проектор;
- презентация игры (Приложение 1);
- заготовки –
План урока:
Этапы урока |
Хронометраж |
|
1. | Организационный момент | 1 мин. |
2. | Знакомство. Постановка цели урока. | 3 мин. |
3. | Проверка снаряжения. | 5 мин. |
4. | Бухта Историческая | 8 мин. |
5. | Залив Натуральных чисел. | 10 мин. |
6. | Физкультминутка. | 2 мин. |
7. | Остров Смекалки. | 8 мин. |
8. | Подведение итогов урока. Рефлексия. | 3 мин. |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Взаимное приветствие учителя и учеников, работа с классным журналом, проверка готовности к уроку кабинета и учеников.
2. Знакомство. Постановка цели урока.
(Слайд 1). Здравствуйте. Ребята,
сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в
математическое путешествие. А путешествие
помогут совершить наши знания, взаимовыручка,
дружба и находчивость. Я желаю вам, чтобы на нашем
уроке каждому из вас было так же тепло и уютно.
(Слайд 2) На флаге нашего корабля
написаны слова: "Математика уступает свои
крепости лишь сильным и смелым" У
каждого из вас на парте есть визитная карточка,
подпишите своё фамилию и имя (можно использовать
бейджики).
3. Проверка снаряжения
Прежде чем отплыть, необходимо проверить
исправность корабля и устранить все неполадки.
(Слайд 3) Запишите математическое
выражение и вычислите его значение, ответьте на
вопрос и тогда вы узнаете, что я хочу вам пожелать
(ученики записывают в тетради выражения и
считают его значение или отвечают на вопрос,
далее самопроверка). Пожелать я вам хочу удачи.
(Слайд 4) Наше путешествие лежит
через Историческую бухту, залив Натуральных
чисел, озеро Смекалки к острову Математика-5
(переход на слайды 5, 8, 13, 17)
4. Бухта Историческая
(Слайд 5) Отплыв, мы попадаем в бухту
Историческую.
(Слайд 6) Математика – самая древняя
из наук, она была и остается необходимой людям.
Слово «математика» греческого
происхождения. Оно обозначает «наука»,
«размышление». Математика, как и все другие
науки, возникла из потребностей практической
деятельности людей. На очень ранней ступени
развития у человека возникла необходимость
подсчитывать количество добычи или урожая,
измерять земельные участки, определять
вместимость сосудов, вести счёт времени. При
дальнейшем развитии общества усложнялась
практическая деятельность человека, а вместе с
ней росли потребности в усовершенствованных
приёмах счёта и измерений. Первыми существенными
успехами в арифметике стали понятие числа и
изобретение четырех основных действий: сложения,
вычитания, умножения и деления. С тех пор
накопилось большое количество математических
знаний, открытий.
(Слайд 7) Первый отечественный учебник
по математике вышел в 1703 год. Леонтий Филиппович
Магницкий издал "Арифметику". По ней учился
М. В. Ломоносов, называвший этот учебник
"вратами учёности". Книга Магницкого
являлась скорее энциклопедией математических
знаний, чем учебником арифметики, многие
помещенные в ней сведения сообщались впервые в
русской литературе. "Арифметика" сыграла
большую роль в распространении математических
знаний в России. Нам с вами предстоит изучать
математику по учебнику Н.Я. Виленкина (переход
на слайд 4)
5. Залив Натуральных чисел
(Слайд 8) А впереди нас ждёт залив
Натуральных чисел.
– Какие числа называют натуральными?
1, 2, 3, 4, 5, 6,… – натуральные числа (числа,
применяемые при счете). Ноль не относят к
натуральным числам.
(Слайд 9) Прочитать числа. (Фронтальная
работа)
(Слайд 10) Записать числа. (Самостоят.
работают в тетрадях)
Взаимопроверка.
(Слайд 11) Задача. (разбор задачи у доски с
комментированием).
6. Физкультминутка
(Слайд 12, переход на слайд 4)
7. Озеро смекалки
(Слайд 13)
(Слайд 14)
1) Найдите неизвестное число. 2) Поставьте вместо квадратов знаки действий так, чтобы равенства были верными. (Фронтальная работа)
(Слайд 15) 3) Поставить знаки действий, если нужно скобки так, чтобы получилось 100. (Работа в парах)
5 5 5 5 5 = 100
3 3 3 3 3 = 100
1 1 1 1 1 = 100
(Слайд 16) 4) Математические ребусы (переход на слайд 4)
8. Подведение итогов урока. Рефлексия
(Слайд 17) Мы с вами успешно добрались
до острова Математика-5.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
(Слайд 18) Наше путешествие закончилось,
но впереди нас ждёт много нового и интересного.
В течение всего учебного года мы будем
осваивать этот остров, вспоминать всё о
натуральных числах, познакомимся с десятичными
дробями, узнаем новое об обыкновенных
дробях и геометрических фигурах.
(Слайд 19) Домашнее задание.
(Слайд 20) Рефлексия.
Ребята, я прошу вас дать самооценку своей
деятельности на уроке. (Каждому выдаётся лицо,
ребятам необходимо нарисовать рот)
– Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно. |
– Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно. |
– У меня не было желания работать. Сегодня не мой день. |
(Слайд 20) Пожелание учителя. Выдача свидетельств. (Свидетельство об участии в путешествии к острову Математика-5, выдаётся каждому ученику).
Учебному году положили начало,
Желанье учить и учиться совпало.
Пусть радостным будет учение ваше,
И знаний полученных полная чаша.
Используемые материалы:
- Атлас по математике. – М.: ОЛМА, 2004.
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2005.
- Перельман Я. Занимательная арифметика. – М.: Триада – литера, 1994.
- Стромова З.С. Поурочные планы. Математика,5 класс. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Фридман Л.Ф. Изучаем математику: Книга для учащихся 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995.