Конспект музейного урока по теме "Дом наших предков — славян"

Разделы: Внеклассная работа


В настоящее время, когда происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества, возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков. Сколько бы времени не проходило, культура народа, в которой опыт и душа народа, будет волновать человека. Эта культура впитана нами с молоком матери. Вот почему так интересно для детей приобщение к традициям народа.

Прикоснуться к своему удивительному историческому прошлому ребенок может на занятиях краеведческого кружка. Вот как это делают воспитанники «Росинки». Основной формой занятий краеведческого кружка «Росинка» является музейный урок. Здесь ребята узнают о славном прошлом своего народа. Воспитанники с особым интересом готовят выставки и экспозиции, проводят экскурсии о быте и культурных традициях народа.

Узнавая о своем историческом прошлом, ребенок приобщается к культуре своего народа.

Цель: создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение детей к традициям народной культуры.

Задачи:

  1. воспитательные: воспитание у детей уважения к культурному наследию наших предков – славян и отношения к памяти народа как основе нравственности;
  2. развивающие: развитие логического мышления детей, образного восприятия культурного народного наследия;
  3. образовательные: знакомство детей с бытом и культурными традициями наших предков – славян через понятие об их жилище – доме – избе; способствовать формированию чувства сопричастности к историческому прошлому своего народа.

Материалы и оборудование: книжная выставка «История культуры русского народа»; выставка детских рисунков «Мой дом родной»; экспозиции исторического уголка краеведения «Быт и традиции хуторян» по темам: «Дом наших предков - славян», «Казачий курень», «Современный дом», «Волгодонской район и хутор Потапов», музей «Комната казачьего быта»; мини – музей «Домотканое полотно наших бабушек»; детский словарик «Народные слова»; медали – сувениры «Познавателю старины».

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Постановка цели, задач.

Педагог. Добрый день, ребята. Мы продолжаем наше знакомство с народным бытом и культурными традициями народа. Сегодня мы поговорим о доме наших предков. Это и есть тема нашего занятия: «Дом наших предков - славян». Мы узнаем о том, как выбирали наши предки место для будущего дома, как строили его сообща, как оберегали свой родной дом, как жили просто и скромно. Мы научимся уважать наших прабабушек и прадедушек за их труд, доброту, умение создавать для своей жизни простые и нужные предметы народного быта. А наши помощники в познании прошлого – мудрые книги. Вот они, ребята, на нашей выставке «История культуры русского народа».

(Дети рассматривают книжную выставку.)

3. Путешествие «Как строили дом наши предки - славяне» (Объяснение нового материала).

Педагог. А теперь усаживайтесь поудобнее, ребята, да внимательно слушайте, да запоминайте, да сами будьте активными, чтобы наше путешествие в прошлое было интересным.

(Дети готовятся к путешествию.)

Педагог. Наше путешествие начинается… В давние – давние времена огромный мир окружал наших предков. Человек чувствовал себя зависимым от сил природы. Ведь в природе были и добрые, и злые духи. Стараясь защититься от всего опасного, человек создал себе убежище – дом.

- Что такое дом в вашем понимании, ребята?

Дети. Дом – это жилище. Дом – это место, где мы живем всей семьей. Дом – это наше жилье. Дом – это моя семья. Дом – это здание для жилья.

Педагог. Молодцы, ребята. Вы правильно ответили. Дом – это очень – очень родное для нас, это наше жилье. Толковые словари В.И.Даля и С.И.Ожегова, которые уже знакомы вам, так определяют значение слова «дом»: «Дом – это жилое здание». Вот в нашем детском словарике «Народные слова» появилось еще одно слово.

(Педагог показывает карточку со словом из детского словарика «Народные слова»).

Нашим предкам, ребята, многое надо было знать, чтобы построить для себя жилище – дом.

Прежде всего выбиралось место хорошее. Чтобы вода была рядом, да чтобы не в низине, а то весной затопит, да чтобы в доме чувствовать себя хорошо. Долго присматривались – приглядывались предки наши к месту будущего дома: если птица часто садится на землю, то и место здесь хорошее. Или свет сквозь облака пробьется, значит место богами отмеченное, можно избу ставить. И первое, что нужно было сделать – это защитить место будущего дома от недобрых сил, поэтому его опахивали вокруг по кругу, это знак неба и солнца, это оберег.

4. «Говорящие обереги» (Воспроизведение знаний, полученных ранее).

Педагог. С понятием «оберег», ребята, мы с вами уже встречались. Давайте посмотрим на предметы нашего мини – музея «Домотканое полотно наших бабушек» и найдем здесь обереги.

(Дети указывают обереги на русских народных рубахах).

Педагог. Молодцы, ребята. Помните то, что мы ранее изучали с вами. Дайте, пожалуйста, определение слова «оберег».

Дети. Оберег – это талисман. Это защита от недобрых сил.

5. «Замечательные обереги дома наших предков» (Оперирование знаниями, овладение способами в новых ситуациях).

Педагог. Сегодня мы, ребята, узнаем, какие обереги защищали дом наших предков. Вот оградили место будущего дома наши предки, а потом в центр будущего дома вкапывали дерево. Какое, как вы думаете, ребята?

Дети. Конечно же, березу. Березка – символ России.

Педагог. Именно березу наши предки называли ласково Берегиней. Когда иконы на земле нашей утвердились, стали на березу икону вешать, чтобы берегла тоже будущий дом. Камни большие с четырех концов света привозили, чтобы дом крепко стоял. Да деревья крепкие (ель, сосна) заготавливали на новую избу.

- А как вы думаете, ребята, когда деревья рубили для избы?

Дети. Зимой. Дерево спит, ему не больно.

Педагог. Хорошо, ребята. А как вы думаете, ребята, одна семья строила дом или звали на помощь родню и соседей?

Дети. Звали на помощь родню и соседей.

Педагог. Правильно, ребята, звали и всех добрых людей, чтобы быстрей управиться. Да чтобы лучшие мастера свои умения показали, чтобы дом краше был и наряднее. А потом и сам хозяин нового дома шел другим помогать. Вот так и строили и жили сообща. Вот и мы с вами, ребята, вместе рассмотрим сейчас выставки о домах наших предков. Это избы, а это курени.

(Педагог указывает на выставки).

Педагог. Слова «изба» и «курень» нам уже знакомы. Давайте вспомним их.

Дети. Курень-это казачий дом. Изба-это крестьянский дом.

6. «Детский народный словарик» (Словарная работа).

Педагог. Правильно, ребята. Посмотрите, как красиво смотрятся старинные дома. Вот окна, а вот ставни, а вот чердачное окошко-солнышко, а вот наличники, а вот здесь причелина.

(Педагог указывает на дом).

Вот какие новые слова появились, ребята, в нашем словарике.

В.И.Даль и С.И.Ожегов так объясняют данные слова. Ставни - деревянные затворы к окнам. Наличники - накладная планка на дверном или оконном проеме. Причелина - это подоконник или же вообще верхний или же нижний косяк в окнах и в дверях. Все это, ребята, и украшения и обереги дома. А теперь, ребята, покажите ставни, наличники, причелины на домах, которые вы сами нарисовали.

(Дети указывают обереги на своих домиках).

7. Экскурсия «Внутреннее убранство дома» (Объяснение нового материала).

Педагог. Молодцы, ребята. Наши предки берегли свой дом, потому что дом был домом Рода, поэтому мы и по сей день говорим - родной дом. Расскажите, ребята, о своем доме.

(Дети рассказывают о своем доме.)

Педагог. Молодцы, ребята. Я вижу, как дорог вам родной дом. Любовь к дому передана нам нашими предками. Дом предков красив снаружи и внутри. Вот как пишет о внутреннем убранстве дома поэт Л.А.Мей. Давайте послушаем эти задушевные строки.

Дети.

В низенькой светелке, со створчатым окном,
Светится лампадка в сумраке ночном.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавесь окна,
Пол отструган гладко, ровен потолок,
Печка развальная встала в уголок.
У стены укладка с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы со стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.

Педагог. Какие хорошие строки вы, ребята, прочитали. А чтобы лучше представить себе убранство дома давайте, ребята, пройдем в нашу комнату казачьего быта.

(Дети проходят в музей «Комната казачьего быта»).

Педагог. Ребята, остановитесь, пожалуйста, у порога. Это священное место. Дверь и порог отгораживают внутренний мир дома от внешнего. С порогом у наших предков связано много примет, об этом мы поговорим позже. Аккуратно переступаем порог, ребята, и садимся на старинную лавку. Посмотрите вокруг, ребята, и выберите себе предмет народного быта, чтобы потом о нем рассказать. А вначале, ребята, определите, какие предметы народного быта из стихотворения Л.А.Мея здесь есть, назовите их.

(Дети называют предметы).

Педагог. Молодцы, ребята. Мы продолжаем наше знакомство с домом наших предков. Как вы думаете, ребята, что в старину было самым главным в доме?

Дети. Печка.

Педагог. Верно, ребята.

(Стук в двери казачьей комнаты).

Педагог. Ребята, кто-то в гости к нам пришел. Давайте пригласим нашего гостя.

Дети. Заходите к нам, пожалуйста.

(Входит мастер-золотые руки Петр Федорович Сиренко).

Мастер. Здравствуйте, ребята. Я вижу, у вас замечательное занятие о доме наших предков - славян. Вы говорите о печке - помощнице. Хотите, я расскажу вам о русской печке, в которой наши казачки варили еду, пекли хлеб. Я сам ложил такие печки.

(Рассказ мастера о казачьей печке).

Педагог. Спасибо, уважаемый мастер, Петр Федорович. Ребята, понравился вам рассказ Петра Федоровича?

Дети. Да.

Педагог. А что особенно вам запомнилось, ребята? Расскажите.

(Рассказ детей).

Педагог. Молодцы, ребята. А теперь давайте поблагодарим нашего замечательного мастера Петра Федоровича.

Дети. Спасибо Вам, Петр Федорович, что пришли к нам на занятие. Мы хотим Вам подарить вот из этой старинной казачьей корзины-сапетки сувенир, который мы сделали своими руками. Примите его от нас.

(Дети вручают мастеру подарок-сувенир).

Мастер. Спасибо, ребята. Мне очень у вас понравилось. Я у вас – частый гость. Я с удовольствием еще приду к вам, приглашайте меня. До свидания.

(Мастер прощается с детьми и уходит).

8. Описание предметов народного быта «Простой быт предков - славян» (Обобщение знаний).

Педагог. Молодцы, ребята. Я вижу, что вам не терпится рассказать о предметах народного быта, которые вы выбрали. Пожалуйста, начинайте свой рассказ, ребята.

(Дети рассказывают о предметах).

Педагог. Спасибо, ребята, вы так интересно рассказали о предметах народного быта. А о домашнем задании вы не забыли? Загадки о доме и его вещах вы приготовили?

9. Конкурс загадок «Дом наших предков - славян» (Проверка домашнего задания).

Дети. Да.

Педагог. Давайте проведем конкурс загадок, чья загадка интересней и сложней.

Дети загадывают загадки.

  • Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьет, все на небо глядит. (Труба на крыше.)
  • Мать толста, дочь красна, сын-сокол в облака ушел. (Печь, огонь, дым.)
  • Четыре братца под одним шатром стоят. (Стол.)
  • Стоит бычище – проклеваны бочища. (Изба.)
  • Дарья да Марья глядятся, а не сойдутся. (Потолок и пол.)
  • Не живые, а пищат. (Ворота.)
  • По сеням ходит, а в дом не заходит. Дверь.
    Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (Ключ в замке.)

Педагог. Молодцы, ребята, интересные загадки приготовили. Победителями оказались все. А значит всем вам, ребята, положены призы. Вот они в старинном сундучке-укладке.

(Детям вручаются сувениры-медали.)

10. Подведение итога занятия.

Педагог. Вот и подошло к концу наше путешествие в прошлое. Понравилось оно вам, ребята?

Дети. Да. Очень понравилось.

Педагог. Это потому, что вы сами были активными участниками. Осталось только подвести итог нашего занятия.

- Какая тема нашего занятия?

-Чему мы сегодня научились у наших мудрых предков, ребята?

(Дети подводят итог занятия.)

11. Детский рисунок или фото «Самые красивые дома нашего хутора» (Определение домашнего задания).

Педагог. Спасибо вам, ребята, за активное участие в занятии. О том, что узнали и чему научились на занятии, расскажите дома. Вы можете, ребята, и нарисовать то, что особенно вам понравилось. Может быть, вы сможете со своими родителями сфотографировать самые красивые дома нашего хутора, и мы оформим фотовыставку о домах хуторян - потаповцев.

До свидания, ребята.

Список литературы.

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. - М: Детская литература,1988.
  2. Гильянц Э.К. Учите детей мастерить. - М: Просвещение, 1984.
  3. Гордеева В.И.Русская народная одежда.- М: Изобразительное искусство, 1974.
  4. Даль В.И.Энциклопедия русского слова. - М: ЭКСМО,2002.
  5. История мировой культуры. – Ростов-на-Дону: Феникс,2002.
  6. Мельников В.П., Шендерук С.Ю. Волгодонской район: история и современность. – Ростов-на-Дону,2005.
  7. Прекрасное – своими руками. - М: Детская литература,1989.
  8. Русский народ, его обычаи, обряды, предания и поэзия, собранные М. Забылиным. - Симферополь: Соратник, 1992.
  9. Терещенко А.В.История культуры русского народа.- М: РОСМЭН,2007.
  10. Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедический словарь.- Ростов-на-Дону: Феникс,1997.
  11. Шевчук Л.В.Дети и народное творчество.- М: Просвещение,1985.

Приложение (фоторяд).