Эпиграф:
Зачем приспосабливать ребёнка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребёнку!
Ж.-Ж. Руссо
1. Выступление директора школы.
Африканская пословица: “Чтобы сделать что-нибудь, нужно не так уж много сил. Вот чтобы решить, что именно нужно сделать, нужна действительно огромная сила”.
Выполнение решений педагогического совета 10.01. 2008 года.
Выступление педагогов, ответственных за выполнение решений.
(Задание к выступающим: после выступления сформулировать 1-е правило для классных руководителей)
• Представление своего педагогического опыта: классный руководитель 6А класса Васильчук Елена Владимировна, руководитель кружка “Школьный музей”. Выступление лекторской группы учащихся с презентацией работы музея “Средняя школа № 10 на фоне истории”.
• Представление своего педагогического опыта: классный руководитель 2Б класса Булдакова Наталья Юрьевна.
(Открытое родительское собрание “Мама, папа, я – читающая семья”)
• Представление своего педагогического опыта: классный руководитель 11Б класса Павлова Лариса Анатольевна. Подготовка к родительскому собранию “Родители меня понимают?” Результаты анкетирования. (Бегун Екатерина Викторовна, педагог-психолог)
• Представление своего педагогического опыта: классный руководитель 6Б класса Капустина Елена Александровна. Самоуправление в классе.
• Выступление педагога-психолога Черных Натальи Алексеевны. Родительский всеобуч.
• Удовлетворённость образовательным процессом – Анкетирование родителей – Бегун Е.В.
• Выступление желающих.
2. Формулировка микроправил (от каждого выступающего по одному правилу).
- (Классный руководитель 6А класса Васильчук Е.В.). Правило: “Ничего не бойтесь. Работайте с родителями и показывайте совместную работу с детьми. Родители это любят”.
- (Классный руководитель 2Б класса Булдакова Н.Ю.). Правило: “Использовать в работе нетрадиционные формы проведения родительских собраний. Использовать опыт семейного воспитания. Не забывать, что родители могут поделиться друг с другом своим опытом, и создавать условия для этого обмена”.
- (Классный руководитель 11Б класса Павлова Л.А.). Правило: “Строить свою работу в тесном сотрудничестве с учителями – предметниками. Это всегда даёт положительный эффект”.
- (классный руководитель 6Б класса Капустина Е.А.). Правило: “Чаще привлекать родителей к участию в классных часах, внеклассных мероприятиях”.
- (Педагог-психолог Бегун Е.В.). Правило: “Не бойтесь экспериментировать и быть активными”.
- (От педагога-психолога Черных Н.А.). Правило: “Всегда сообщать родителям что-либо новое для них, то, что они могут применить на практике, то есть передавать им педагогические знания, не умаляющие значение этнопедагогики”.
Микроправила от директора:
- Не назначать встречу с родителями на предпраздничный вечер.
- Не затягивать встречу искусственно, помнить, что люди приходят к вам после работы, а дома ещё много дел.
- Помнить, что вся документация ведётся вами только для личного конфиденциального пользования! И посвящать родителей в проблемы ребёнка возможно только с его разрешения.
- Никогда не говорить на общих собраниях о конкретных детях. Для этого есть индивидуальное консультирование и микрособрания по проблемам.
3. Выступление директора школы. Притча об облезлом чёрном верблюде.
Умирал старый дервиш. Позвал он к себе трёх своих сыновей и сказал, что оставил им в наследство 17 своих верблюдов. Старшему сыну он завещал одну вторую всех верблюдов, среднему – одну треть, и, наконец, младшему – одну девятую часть этих 17 верблюдов.
После смерти отца братья никак не могли поделить наследство.
В то время мимо их селения ехал старец на облезлом чёрном верблюде. Узнав причину их спора, он сказал: “Я уже стар для путешествий. Возьмите себе моего облезлого верблюда, и вы сможете поделить наследство”.
Братья так и поступили. Верблюдов стало 18. И старший брат отвёл в свой сарай 9 верблюдов, средний – 6, а младший – двоих. После этого в стороне остался стоять облезлый чёрный верблюд…
“Вам уже не нужен мой верблюд? – спросил старец. – пожалуйста, верните мне его обратно, может, он послужит ещё и мне, и другим…” И старец поехал дальше…
Несомненно, эта притча – о сути деятельности классного руководителя:
- присоединиться;
- помочь;
- вовремя отойти в сторону, позволяя детям идти своим путём;
- следовать дальше, чтобы помочь другим.
4. Деловая игра. Семь групп. (На столе у каждой группы – фигурки. Группы: мудрецы, народные умельцы, матрёшки, музыканты, хранители домашнего очага, группа “оберег”, группа “символ года”). Педагогам были предложены листы ватмана, фломастеры, маркеры.
Задача игры – нарисовать портрет классного руководителя (каким классные руководители хотели бы видеть себя и коллег, какими учителя – предметники хотели бы видеть классных руководителей тех классов, в которых они преподают).
Эпиграф:
Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка!
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели – пеньки!
С.Михалков
Часто ребёнок встречается в школе с классным руководителем, для которого, в силу его загруженности, важно выполнить функциональные обязанности. Не более того. Однако ситуацию развития такой “функционер” создаёт для детей с трудом. Причина этого – недостаток времени. Но, несмотря на свою занятость, классный руководитель – это тот человек, который наряду с выполнением своих функциональных обязанностей, имеет возможность “Быть рядом” с ребёнком и всем своим поведением показывать ему образцы культурного поведения.
Задание группам (всего групп – 7).
Задание: Создать профессиональный портрет классного руководителя, работающего в личностно ориентированной парадигме. Закончить предложения “Классный руководитель – это…” (Предложения записывают на листах ватмана, возможно, рисуют). Каждый педагог выбирает цветной листик - “рожицу”.
Докладчик – синенький лепесточек.
Лаборант – жёлтенький
Оппонент – красненький
Консультант – зелёненький
Докладчик каждой группы представлял коллег (обыгрывал название группы, символ - фигурку), защищал проект.
(Вариант, предложенный директором)
Классный руководитель – это педагог-профессионал, который:
- признаёт социокультурную ценность детства,
- уважает права и интересы растущего человека,
- считает задачи его воспитания и личностного развития приоритетными по сравнению с учебными.
Классный руководитель - это педагог-профессионал, который:
- работая с классом как с группой одновозрастных детей, тем не менее преимущественно использует индивидуальные и микрогрупповые формы,
- проводя традиционные массовые мероприятия, обращается при этом к личности ребёнка, максимально учитывая индивидуальные образовательные запросы детей и создавая для них ситуации успеха.
Классный руководитель - это педагог-профессионал, который:
- умеет выполнять разные профессиональные роли – опекуна, защитника, помощника, поддерживателя, сопровождающего - в зависимости от ситуации, запроса ребёнка и степени его самостоятельности.
Классный руководитель - это педагог-профессионал, который:
- может быть и психологом, и социальным педагогом, и координатором учебно-воспитательного процесса, и капитан педагогической команды учителей-предметников, которые работают с детьми его класса.
Классный руководитель - это педагог-профессионал, который:
- выступает посредником между ребёнком и учителем-предметником, ребёнком и родителями, ребёнком и обществом.
Директор: подведение итогов.
* Именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг друга, так как большая часть об этом забывает, и организовать их встречу в контексте взаимопонимания и взаимодоверия…
* Именно классный руководитель способен, например, показать учителям-предметникам, что задаваемый ими совокупный объём домашних заданий превышает все мыслимые и немыслимые нормы…
* Именно классный руководитель способен помочь ребёнку в разрешении трудностей, с которыми тот по причине своего возраста или отсутствия соответствующих умений ещё не способен справиться самостоятельно.
* Именно классный руководитель способен совместно с ребёнком и его родителями создать условия для реального самостоятельного разрешения растущим человеком его личных проблем, понимания себя и других, личностного и профессионального самоопределения.
* Именно классный руководитель способен создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.
* Работа классного руководителя базируется на признании им необходимости формировать и у себя, и у детей позитивную “Я-концепцию” и умение жить “Здесь и теперь”. В этом и состоит кредо классного руководителя.
5. Функциональные направления работы классного руководителя.
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответствен “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Но воспитывающая и развивающая функции не охватывают весь функционал этой должности. Попробуем разобраться в его “многоликости”, разберём те роли, которые он играет в процессе общения с детьми и перечислим основные направления его работы.
- Аналитическая функция подразумевает изучение и анализ индивидуальных особенностей детей, процесса становления коллектива в целом и микрогрупп детей в частности, условий семейного воспитания и т.д.
- Прогностическая функция предполагает прогнозирование сроков прохождения коллективом этапов становления, составления плана воспитательной работы, предвидение последствий складывающихся отношений, построение модели педагогической поддержки учащихся.
- Организационно-координирующая функция касается помощи учащимся и сотрудничества с ними в процессе и организации общественно значимой деятельности, организация взаимодействия с семьями учащихся, координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, социальных работников и других субъектов образовательного процесса.
- Коммуникативная функция призвана содействовать построению оптимальных взаимоотношений в системах “учитель-родитель”, “учитель-ученик”, “родитель-ученик” и корректировать (совместно с психологом, социальным работником) поведение социально дезадаптированных детей.
Большой объём работы классного руководителя естественным образом приводит к мысли о возможности разделения функций и ответственности по разрешению проблемы между классным руководителем и учеником.
Для этого классному руководителю целесообразно предложить школьнику выбрать роль, которую будет играть учитель в разговоре с учащимся: эксперта, контролёра, консультанта, рассказчика, режиссёра или актёра. После того как ученик выбрал роль, классному руководителю следует придерживаться её, как бы ни хотелось ему занимать прямо противоположную позицию. Как долго? До тех пор, пока ученик не захочет увидеть его в другой роли.
6. Ролевая игра. Каждой группе предлагается разыграть ситуацию. Выступить в какой-либо роли:
Роль эксперта. Учитель вначале выслушивает, потом задаёт вопросы и затем оценивает процесс учения, не анализируя его вслух. (Это обычная роль классного руководителя: оценивать поступок школьника, но не вмешиваться).
Роль контролёра предусматривает жёсткий контроль поведения со стороны педагога, но при этом ученик уверен, что оно не будет оценено. Эта роль нивелирует опасения ученика по поводу его возможной неуспешности в самореализации, поскольку педагог ненавязчиво поддерживает и направляет его в нужной русло в самом процессе деятельности. Вовремя помогая ученику, он создаёт условия для дальнейшего самостоятельного поиска собственных ошибок.
Роль консультанта (советника по процессу) предполагает, что ученик изначально запрашивает мнение педагога по тому, как лучше поступить в той или иной ситуации, выполнить творческое задание, получить квалифицированную помощь при подготовке аргументов и фактов, необходимых для дальнейшего самостоятельного решения задач, но не уполономачивает учителя оценивать процесс. Учитель задаёт вопросы (если надо прояснить ситуацию), анализирует ситуацию, ни в коем случае не позволяя себе никаких оценочных суждений (“хорошо” - “плохо”, “правильно”- “неправильно”, “молодец” и т.д.)
Роль классного руководителя как советника по учебному процессу помогает школьникам определить их личностный смысл поведения. Положительным в роли консультанта является то, что она снимает опасения ребёнка по поводу его возможной неудачи, поскольку мы можем ненавязчиво поддержать и направить его действия в нужное русло.
Роль рассказчика предполагает опосредованный разговор классного руководителя со школьником через что-то: притчу, сказку, басню, песню.
Роль режиссёра диктует классному руководителю необходимость создания какой-либо ситуации, которую он с учеником должен прожить, проиграть, прочувствовать вместе. Это и деловая игра, и дебаты, и мозговые штурмы, и различные интеллектуальные игры. В процессе игры можно смоделировать ситуацию, с которой ученик столкнётся в реальности.
Роль актёра наиболее подходит для того, чтобы помочь педагогу подготовить школьника к столкновению с реальностью. Предположим, ребёнку предстоит вести разговор с родителями по поводу… разбитого стекла, драки и т.д. Классный руководитель берёт на себя роль родителя и проигрывает всю ситуацию. Сценка играется несколько раз, исходя из разных обстоятельств: мама очень торопится или рассержена, дома гости, мама в хорошем настроении. Ребёнок играет сам себя, рассказывая, объясняя, убеждая.
Классный руководитель помогает учащемуся изучить и сделать попытки понять собственное внутреннее состояние, основанное на эмоциональном восприятии поступаемой информации.
7. Подведение итогов педагогического совета.
Выступление директора:
Мы поставили целью рассмотреть основные подходы к взаимоотношениям субъектов образования и показать, что все формы, всё содержание работы классного руководителя основываются исключительно на его отношении к ребёнку как центру системы образования.
Этот посыл формирует и педагогическое кредо классного руководителя, и его отношение к работе с документацией, к работе с коллегами и родителями. На нём зиждется и административное сопровождение поддерживающей деятельности.
Классный руководитель – это та фигура в школе, которая способна показать растущему человеку, в чём состоит суть индивидуального образования – в непрерывном формировании самим человеком своего образа жизни и мышления.
Африканская пословица: “Чтобы сделать что-нибудь, нужно не так уж много сил. Вот чтобы решить, что именно нужно сделать, нужна действительно огромная сила”.
Решение педагогического совета:
- использовать опыт работы классных руководителей в своей работе.
- провести анкетирование родителей и учеников “Понимают ли меня мои родители?” (Отв. классные руководители)
- классным руководителям следовать микроправилам (Отв. классные руководители)
В завершение педагогического совета все педагоги на листочках записывают, чем запомнился педагогический совет, что было интересного, познавательного:
“Так держать! Всё удачно, продолжать в том же духе!”; “Чаще использовать форму проведения педсовета “деловая игра”. “Эмоции только положительные, даже нет усталости”; “Новые идеи для своей работы, эмоциональный заряд. И вообще, нам очень понравилось! Спасибо!”; “Благодарю за содержательный педсовет”; “Давайте беречь друг друга!!!”; “Любил, люблю и буду любить свою 10-ю школу!”; “Спасибо за интересную форму работы, которая способствует сплачиванию коллектива и доброжелательной обстановке и создаёт рабочий настрой!”; “Спасибо за возможность познакомиться с опытом работы коллег”; “Педсовет полезный, добрый, интересный. Пожелание: проводить открытые родительские собрания”; “Очень продуктивный педсовет. Закончился так позитивно! Это хорошо!”
Использованная литература:
- Александрова Е.А. Содержание и формы деятельности классного воспитателя. М.: Сентябрь, 2009. 160 с.
- Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч)/Автор-составитель С.А.Цацибин. Волгоград: учитель, 2006. 90 с.
- Хоменко И.А. Система работы образовательного учреждения с семьёй. Книга 1. Информирование. М.: Сентябрь, 2009. 160 с.