Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как технология, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.
В совершенствование содержания образования, в эпоху бурного развития научных знаний, их философского и методологического обобщения, особую роль играют те компоненты, которые способствуют развитию творческого потенциала личности современного школьника, умения самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в большом потоке самой разной информации. Первостепенное значение поэтому здесь приобретают такие компоненты содержания образования, которые отражают тенденции интеграции знаний учебных предметов.
Интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи.
Существующая предметная система обучения отражает традиционно сложившееся в науке разделение предметных областей знания на естественные, технические и гуманитарные. Развитие научного познания усиливает дифференциацию наук. Этот процесс, обнажая сложные грани в познании природы и общества, техники и человека, его труда, культуры и искусства, вызывает неразрывно связный с ним процесс интеграции научных знаний. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.
Реализация интеграции между предметами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания.
Современный урок основывается на сочетании разнообразных методов и средств обучения, при этом решая комплекс задач.
Конечно, провести интегрированный урок по таким дисциплинам, как литература и история, география и биология, изо и музыка логично, так как очень много созвучного, общего в этих предметах. Мы решили найти общее в технологии и географии. Эти предметы призваны воспитывать у учащихся любовь к своей стране, взаимопонимание между народами, применять географические знания и умения к условиям проживания на определенной территории.
Тема урока технологии: «Приготовление национальных блюд народов Русского (Европейского) Севера».
Цель урока: знакомство с историей кулинарных блюд народов Русского Севера, формирование знаний и умений по их приготовлению; умений по сервировке стола и правилам подачи этих блюд. Воспитание культуры питания.
ЗАДАЧИ:
- Познакомить учащихся с историей кулинарных блюд народов Русского Севера. Сформировать умения по их приготовлению.
- Развивать эстетический вкус, умения рационального планирования работы, по экономному расходованию продуктов; воображение, мышление, внимание, познавательный интерес, аккуратность.
- Воспитывать трудолюбие, уважение к результатам своего и чужого труда, ответственность за выполненную работу, культуру питания, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, коммуникативные навыки
Практическая работа
Приготовление кулинарных блюд народов Русского Севера и их презентация.
Средства обучения:
- мультимедийное устройство, электронная презентация;
- инструкционные карты;
- таблицы, схемы.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- приветствие ;
- проверка явки учащихся, заполнение классного журнала;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- сообщение темы занятия, цели .
2. Актуализация опорных знаний.
Примерные вопросы для обсуждения:
- Кто такие поморы?
- Укажите территории на которых проживают поморы.
3. Объяснение нового материала.
Особенности питания поморов.
Рыбные блюда и особенности их приготовления.
4. Закрепление нового материала.
Вопросы:
- Каковы особенности питания поморов?
- Какие овощи предпочитали употреблять в пищу жители Русского Севера?
- Перечислите название ягод, которые предпочитали употреблять в пищу жители Русского Севера?
- Какую рыбы употребляли поморы в пищу?
- Какие рыбные блюда готовят жители Русского Севера?
5. Практическая работа.
Тема : «Приготовление кулинарных блюд народов Русского севера»
- Салат с сельдью и картофелем.
- Приготовление заправочного рыбного супа
- Камбала, жареная на сковороде.
- Приготовление рыбных котлет из трески.
Учитель знакомит с учебными задачами урока, последовательностью трудовых приемов, способами приготовления, использованием инструментов и приспособлений. Правилами безопасного труда.
Следит за выполнением работы, дает необходимые указания, выявляет и корректирует ошибки.
Подводится итог урока, раскрывается, если есть суть допущенный ошибок и еще раз указываются пути их устранения.
6. Домашнее задание.
1. Запись и распределение продуктов для следующей практической работы.
2. Уборка помещения.
Продолжение урока в кабинете географии
Тема: «ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР» или «СЕВЕРНЫЙ ФЕНОТИП И ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА».
Цели и задачи урока:
1.Выяснить особенности системы взаимодействия человека и природной среды, приспособления (адаптации) организма человека в условиях Европейского Севера, приспособления северной природы к потребностям человека.
2.Познакомить учащихся с влиянием метеорологических факторов на характер питания.
3.Формирование умений оценивать условия жизни и деятельности человека на примере одного из природных районов.
3. Развивать навык групповой работы.
Средства обучения: учебник, атлас, видео ролик, презентация «Народы Европейского Севера».
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя географии.
Сегодня нам с вами предстоит проанализировать двойственный процесс приспособления поморов к суровым условиям Европейского Севера и одновременно процесс приспособления северной природы к потребностям человека ( например, питание). Я предлагаю провести эту работу в исследовательских лабораториях.
2. Изучение нового материала.
Класс делится на группы. В каждой группе выбираются три эксперта: «географ», «биолог», «технолог». Все остальные будут помощниками. Выбираются руководители лабораторий. Их знакомят с алгоритмом работы. Проводится жеребьевка тем. Руководители зачитывают в слух текст о влиянии метеорологических факторов Европейского Севера на организм человека.
«Географы» выясняют особенности системы взаимодействия человека и природной среды, приспособления (адаптации) организма человека в условиях Европейского Севера, фиксируют ключевые географические понятия, дают им определения и обосновывают их.
«Биологи» выявляют особенности приспособления (адаптации) организма человека в условиях Европейского Севера, схематично изображают на доске места, которые подвержены влиянию природных факторов.
«Технологи» (преимущественно девочки) предлагают разнообразные рецепты блюд северной кухни, демонстрируют традиции Поморской трапезы.
После того как все эксперты готовы, команда поднимает руки. Эта команда будет выступать первой.
3. Выступления экспертов.
«Географы» анализируют двойственный процесс приспособления поморов к суровым условиям Европейского Севера и одновременно процесс приспособления северной природы к потребностям человека.
«Биологи» перечисляют изменения в организме человека.
«Технологи» демонстрируют разнообразные блюда северной кухни, традиции Поморской трапезы.
Руководитель лаборатории подводит итог.
1-я группа. Влияние природно – климатических факторов и социального окружения на формирование субэтноса поморов Европейского Севера
Чем внешне поморы должны отличаться от непоморов? Рост — выше среднего, ноги длинные. Данные черты формируются у людей, которым приходится много передвигаться на равнинных пространствах (по берегам рек, озер, по льду и т. д.), В поморских селах и сейчас можно встретить высоких, сухих, худощавых женщин — поморок — «семижильных жонок», которые и хозяйство ведут, и сети ставят, и карбасом правят.
Среди поморов мало тучных людей. Сухие, поджарые, не боящиеся холода и сырости, они имеют «дубленую», потемневшую на морском ветру кожу, которую не любят кусать комары и мошки.
Сравнивая облепленных гнусом приезжих туристов с поморскими рыбаками, многие удивляются — почему местных жителей почти не кусают насекомые? Поморы объясняют это тем, то они привыкли и не замечают комаров, однако похоже, что на самом деле их организм выделяет в кровь вещества, которые нравятся кровососам и отпугивают их. Да и сама система защиты от насекомых на уровне поведенческих актов тоже достаточно хорошо продумана. Сколько раз приходилось наблюдать, как приезжие с ненавистью давят и размазывают комаров и слепней, удивляясь тому, что их налетает все больше и больше. Помор обычно старается отогнать назойливого кровососа или защититься при помощи дыма или ветра. В чем разница? Разница в том, что обычно раздавленное насекомое своим запахом привлекает других и «борец с кровососами» сам провоцирует новые нападения.
С высокой степенью достоверности можно предположить, что одной из типичных черт физиологического строения должно явиться увеличение у поморов длины желудочно-кишечного тракта. Существует определенная закономерность — в России, при движении с запада на восток, у русскоязычного населения наблюдается увеличение длины желудочно-кишечного тракта. Причина — характер питания. Чем дальше проникали русские в Сибирь и на Дальний Восток, тем грубее была пища, тем труднее она перерабатывалась организмом, тем дольше она должна была находиться в желудочно-кишечном тракте. Рыба, мясо, хлеб грубого помола — вот пища первопроходцев. Чтобы она усвоилась организмом, она должна находиться в нем дольше. Как эволюционный ответ организма на характер изменившейся пищи увеличивается длина желудочно-кишечного тракта. А ведь подобный переход к более грубой пище наблюдался и при движении колонистов на север. Можно предположить, что коренные поморы должны иметь несколько большую длину желудочно-кишечного тракта, чем люди, прибывшие на Север в более поздний период, когда край уже был освоен и характер витания изменился.
Другой приспособительной особенностью является повышенная адаптация организма к перепадам температур. Морозы, летняя жара, резкие похолодания в межсезонье, частые дожди воспринимаются поморами как нечто обычное, не вызывая сетований по поводу неблагоприятного типа погоды или сурового климата.
2 группа. Влияние особенностей рациона на физическое и умственное развитие поморов
3 группа. Особенности поморского менталитета. Экологические взгляды великого помора.
В поморской среде на протяжении веков сохраняется множество следов языческих традиций. В ней на протяжении нескольких веков ведется своеобразный «естественный отбор» не только лучших мореходов и промышленников, но и наиболее высоконравственных людей (великий помор Михайло Ломоносов тому наглядное свидетельство).
Анализ экологических взглядов великого помора Михайло Ломоносова на взаимоотношения человека с суровой северной природой представляет несомненный интерес и для современной науки.
4. Закрепление пройденного материала
Тест: «Житейские правила вкушения пищи Поморов».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1.Географическая среда является необходимым условием возникновения и функционирования этноса.
2. Особенности материальной культуры (поморский фенотип через добывание пищи связан с биоценозом того ландшафта , в котором он образовался) как средства приспособления к существующим ландшафтам и духовной культуре предопределяются географической средой.
3. Природа была и остается решающим фактором становления человека (н-р, Поморский фенотип)
4. Разные народы обладают мощными хозяйственными знаниями, накопленными путем долгого коллективного труда. Ценна приспособленность народов к конкретным природным условиям, множеству местных факторов. Народы России формировали свои кулинарные навыки в разных географических условиях. Знаниями о природе обладал каждый народ.
Духовный мир народов обогащался восприятием природы. Все тесно переплетено с их хозяйством и является частью национальной культуры.
5. Огромные территории Европейского Севера, богатство природных ресурсов и холодный климат привели к формированию поморского менталитета:
- расчет на использование ресурсов естественных экосистем (дичь, рыба, грибы. ягоды, мед) в дополнении к домашнему хозяйству
- предпочтение белковой (белково-углеводной) пищи, теплой одежде как способам борьбы с холодом;
6.Этнографическая специфика в пище сохраняется несравненно более стойко и долго, нежели в других сферах материальной культуры, например в одежде и жилище. Стойкость традиций пищевых предпочтений делает их изучение важным источником знаний об этнической истории народов.
Проводится презентация и дегустация кулинарных блюд.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Гемп, К. П. Сказ о Беломорье / Вступит. статья Ф. Абрамова; Предисл. Д. С. Лихачева. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1983. — 240 с.
- Карельская и финская кухня. – Петразоводск: Карелия, 2008. – 336 с.
- Черемухина , Л.А. Северная кухня. – Архангельск: АВФ-книга, - 208 с.
- Алексеев А.И. География России 8кл, 9кл изд-во «Дрофа» 2003г – 156с.
- КучерТ.В., КолпащиковаИ.Ф. Медицинская география «Просвещение» 1996г.- 80 с.