Конвенция «О правах ребенка», принятая ООН в 1989 году, наряду с защитой жизни, здоровья, созданием условий для образования, полноценного развития, получения профессии, предусматривает совокупность прав детей на их активное участие в жизни общества. Однако, для того, чтобы человек активно участвовал в жизни общества, необходимо, чтобы общество дало ему определенные знания, умения и опыт, систему ценностных ориентиров. Этому и должна способствовать школа. К сожалению, современная система воспитания школьников не соответствует требуемым от общества установкам на формирование личности. Можно назвать несколько причин этого несоответствия:
- резкое понижение жизненного уровня населения, что влияет на снижение уровня потребностей, перераспределение ценностей, нежелание обращаться к духовности и нравственности;
- разобщение детей и родителей;
- отсутствие положительного примера – «героя», обладающего позитивными качествами личности, для подражания;
- отсутствие социальной культуры; недостаточность ее формирования в образовательных учреждениях.
Проведенное диагностирование в 14 классах показывает, что дети затрудняются самостоятельно дать определения таким ценностям, как: «духовное богатство», «межличностные отношения», «патриотизм», «трудолюбие», «красота природы» и др. При коллективном разборе некоторых жизненных ситуаций и определении в них своей позиции, учащиеся не всегда выбирают нравственные категории, не умеют выразить и отстоять свое мнение, не могут показать способы разрешения ситуации в деятельности.
Таким образом, была выявлена проблема отсутствия у младших школьников представления о социальной культуре человека; несформированность социально значимых качеств личности; неумение использовать позитивные качества личности в деятельности и общении.
В связи с этим, целью работы классного руководителя с коллективом можно назвать: «приобщение детей к ценностям социальной культуры через расширение деятельностного пространства младших школьников в социуме (взаимодействие с ДОУ, классами школы, родителями, жителями микрорайона, учреждениями науки, культуры, искусства, спорта и др.)».
Из поставленной цели выделяются следующие задачи:
1) приобщать ученика к деятельности, в которой
он может стать соавтором, а не исполнителем;
2) создавать условия для интеллектуального,
нравственного, коммуникативного, эстетического,
физического, духового развития личности
младшего школьника;
3) обеспечить педагогическую поддержку
творческих устремлений ребенка;
4) способствовать повышению роли ученического
самоуправления в жизнедеятельности класса;
5) обеспечить участие родителей в
жизнедеятельности класса;
6) создать условия для интеллектуального,
нравственного и эмоционального самовыражения
личности ребенка, для открытия и развития
способностей детей в различных сферах
деятельности.
Наукой и практикой неопровержимо доказано, что любое внутреннее преобразование в человеке происходит в процессе активной собственной деятельности. Это возможно через деятельностноотношенческий подход (основоположниками которого в отечественной педагогике считаются И.П.Иванов, А.С.Макаренко, А.В.Мудрик, К.К.Платонов, С.Т.Шацкий и др.), суть которого в том, что личность ребенка формируется в процессе его деятельности и возникающих при этом отношениях с окружающим миром, другими людьми.
В основу системы работы классного руководителя рекомендуется взять концепцию Е.В.Бондаревской, представленной на Всероссийской конференции по проблемам воспитания в обновляющейся системе образования (1993 г.). Суть концепции – актуализация общечеловеческих нравственных ценностей: совести, добра, справедливости, милосердия, духовности, человеческого достоинства. Сформированная у детей система общечеловеческих ценностей и будет являться конечным результатом системы воспитания, которая проходит в классном коллективе в три этапа: становление, стабилизация и деятельностный этап.
В начальной школе, в связи с возрастными особенностями детей, в 12 классе происходит становление коллектива. В 34 классе идет развитие ученического коллектива; становление самоуправления в нем пока невозможно в силу возрастных особенностей детей, поэтому пока речь идет о соуправлении между детьми и взрослыми; развитие межвозрастного общения в различных сферах деятельности.
В связи с этими особенностями коллектива система соуправления в классном коллективе строится по принципу «города»: коллектив – это «город Детства». Исходя из поставленных целей воспитательной работы, город разделен на «районы», «районы» – на «улицы». Выбор «районов» и «улиц» основан на проведенной с детьми методике «Путешествие по морю любимых занятий» И. М. Витковской.
По результатам исследований определены задачи каждого района:
|
|
|
|
|
Для каждого района определены основные формы и методы воспитания.
На каждой «улице» стоят «домики». В домиках «живут»
«семейки» – группы сменного состава –
творческие группы, куда входят дети и их родители.
В зависимости от названия улицы, на которой
«проживают» дети, они выполняют временные
поручения. Функционируют такие группы в
зависимости от протяженности по времени того
общего дела, над которым работает весь коллектив.
Районы объединяет Малый совет (актив класса): учащиеся,
родители и классный руководитель.
Вокруг «города» собирается Большой совет, в
который входят все дети, родители, классный
руководитель, а также «гости города»:
воспитанники ДОУ, учащиеся других классов,
учителя, жители микрорайона.
Составы Малого и Большого совета периодически меняются.
Соуправленческая деятельность членов коллектива проявляется в разных видах:
- участие в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива;
- выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений;
- организация творческого досуга;
- деятельность советов.
Для того, чтобы родители были не просто наблюдателями, а активными участниками воспитательного процесса, работа с родителями строится следующим образом:
Совместную работу с родителями рекомендуется выстраивать по направлениям, используя массовые, групповые и индивидуальные формы и методы.