Современное общество справедливо называют информационным, поскольку сегодня неизмеримо возрастает значение информации. В таком обществе система образования призвана формировать у школьников умение учиться, ориентироваться в массивах информации, извлекать знания. Особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся. Под информационной культурой мы понимаем систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно-познавательной и иных видов деятельности.
Высокое качество образования невозможно без высокого уровня информационной культуры, как учащихся, так и учителей. Обновляется образование, вводятся новые программы, технологии обучения. Но главным остается умение учащихся учиться, быстро реагировать на изменения, критически мыслить, искать и перерабатывать необходимую информацию. Для этого важно формировать такие информационные общеучебные умения и навыки, как понимание, использование, преобразование, поиск, применение и производство информации.
С этой целью необходимо организовывать деятельность по повышению уровня информационной культуры школьников. На результативность деятельности по повышению уровня информационной культуры, отдельных категорий потребителей информации, общества в целом ряд негативных факторов, в частности:
- теоретическая неразработанность данного научного направления, обусловленная новизной, сложностью самого объекта изучения - феномена информационной культуры. Сложность проблемы породила множество исследовательских подходов, отличающихся понятийным аппаратом, значительной разницей в трактовке данного явления. Многозначность, отсутствие четкого определения понятия “информационная культура” привели к отождествлению его либо с библиотечно-библиографическими знаниями, либо с компьютерной грамотностью;
- методическая неразработанность, отсутствие научно аргументированных, дидактически обоснованных методик обучения основам информационной культуры.
В этой связи нами предлагается проведение экспериментальной работы по оценке эффективности использования информационных ресурсов как условия повышения качества образования. Для проведения экспериментальной работы по оценке разработанности научно аргументированных, дидактически обоснованных методик обучения основам информационной культуры по биологии были выбраны два класса: 7а и 7в. Из наших наблюдений и бесед с коллегами установлено, что эти два класса по образовательным возможностям примерно одинаковы. Численность обучающихся в этих классах: 7а – 27 человек, 7в – 27 человек. В течение апреля и мая в этих классах был организован перекрестный эксперимент. При изучении тем «Класс рыбы» - 2 часа, «Класс земноводные» - 2 часа, «Класс пресмыкающиеся» - 2 часа, «Класс птицы» - 4 часа в каждом из выбранных классов параллели планировались, организовывались и проводились уроки с использованием следующих цифровых образовательных ресурсов:
- 1С: Школа. Биология. Животные. Образовательный комплекс для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 7-го класса.
- Биология – 2. Комплект видеофильмов по зоологии ООО «Видеостудии Кварт».
- Биология – 3. Комплект видеофильмов по зоологии ООО «Видеостудии Кварт».
- Биология. Зоология беспозвоночных и зоология позвоночных. Мультимедийное учебное пособие нового образца издательства «Просвещение».
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. 7 класс.
- Электронный атлас для школьника. Зоология. ООО «Новый диск»
Следует отметить, что применение таких уроков варьировалось с «традиционными» уроками без применения цифровых образовательных ресурсов так, что по выбранным составляющим информационной культуры (информационным общеучебным умениям и навыкам) учащихся каждый класс сравнивался с самим собой.
Оценка уровня развития информационных общеучебных умений и навыков (ОУУН) производилась в соответствии с выделенными нами уровнями (Таблица 1). Сравнение осуществлялось на основании разрабатываемых по ходу изучения материала проверочных работ, задания которых предполагали выявление знаний и умений учащихся в работе с информацией. После проведения контрольных работ результаты оценивались по 20-ти бальной шкале, что позволило более гибко оценить индивидуальные достижения учащихся каждого класса: результаты в прилагаемом файле и в приведенных диаграммах (Рисунки 1 и 2, таблицы 2 и 3).
Таблица 1
Уровни развития информационных общеучебных умений и навыков у учащихся
Информационные ОУУН | Уровень развития ОУУН | ||
Недостаточный (НД) | Критический (КР) | Достаточный (ДС) | |
1 – 7 баллов | 8 – 13 баллов | 14 – 20 баллов | |
Понимание информации | При восприятии информации с трудом выделяет главную мысль, ошибается при пересказе материала. | Может проанализировать воспринятую информацию по вопросам, осмыслить текстовую задачу, задание. | Может воспринимать информацию и понимать, что не написано и не сказано, легко справляется с заданиями на осмысления новой информации. |
Использование информации | Использует учебник, демонстрируемый видеофильм, цифровой образовательный ресурс персонального компьютера только как пользователь: без учебных и познавательных целей. | При использовании текста и рисунков учебника, ТВ и РС способен работать с ними как с источниками знаний для оформления работ, решения поставленных стандартных учебных и предметных задач. Требует постановки учебной задачи учителем. | Способен использовать самостоятельно бумажные и технические средства для оформления работ, решения поставленных стандартных учебных и предметных задач. |
Преобразование информации | С трудом анализирует таблицы или составляет их; практически не способен самостоятельно составить схему по тексту или иному источнику информации, прочитать новую схему. | При небольшой помощи учителя может справиться с преобразованием информации из вербальной или визуальной в графическую или символическую (формулы, графики). | Легко читает графики, схемы, формулы, преобразует их в текст. Способен без ошибок проделать обратную процедуру – преобразовать текст в рисунок, график, таблицу. |
Поиск информации | Использует учебник, ТВ, РС только как пользователь: без учебных и познавательных целей. | При использовании текста и рисунков учебника, ТВ и РС способен работать с ними как с источниками информации, но требует постановки учебной задачи учителем. | Способен использовать самостоятельно бумажные и технические средства для поиска информации, для оформления работ. |
Применение информации | Не способен использовать бумажные и технические средства для выполнения нестандартных заданий и/или при выполнении заданий, требующих применение информации в новой ситуации. Психологически не готов к заданиям подобного рода. | Способен использовать бумажные и технические средства для поиска информации, для выполнения некоторых нестандартных заданий и/или при выполнении заданий, требующих применение информации в новой ситуации, требует педагогической помощи – алгоритмов, вопросов. | Способен использовать самостоятельно бумажные и технические средства для поиска информации, для выполнения нестандартных заданий и/или при выполнении заданий, требующих применение информации в новой ситуации. |
Производство информации |
Не умеет осмыслять конкретную информацию, полученную путем наблюдения или непосредственных ощущений. |
Умеет наблюдать информационные процессы. Может перевести ощущения в осознанную смысловую информацию, однако требует педагогической помощи – алгоритмов, вопросов. |
Легко осмысляет информационные процессы, производит информацию, полученную непосредственно через эмоции и органы чувств: осязание, обоняние, зрение, слух. |
Рисунок 1. Динамика развития информационных общеучебных умений и навыков у учащихся 7а класса после проведенного эксперимента.
Рисунок 2. Динамика развития информационных общеучебных умений и навыков у учащихся 7в класса после проведенного эксперимента.
Из приведенных данных следует, что степень сформированности информационных общеучебных умений и навыков у обучающихся обоих классов еще до начала эксперимента находилась на критическом уровне (по результатам первой недели эксперимента без применения приемов и методик информационно-коммуникационных технологий: в пределах 11,07 – 11, 52 балла в среднем по всем показателям в 7а классе и в переделах 9, 41 – 10, 04 по всем показателям в 7 в классе). Следует отметить, что эти показатели в 7 а классе выше по сравнению с показателями 7в класса.
При проведении эксперимента во вторую неделю с применением приемов и методик информационно-коммуникационных технологий показатели несколько увеличились (7а класс: в пределах 12,93 – 14,33; 7в класс: в пределах 11,74 – 13,15 баллов). По итогам второй недели эксперимента отмечаем не только рост показателей сформированности информационных общеучебных умений и навыков у обучающихся обоих классов, но и повышение интереса к урокам в случае его организации с применением цифровых образовательных ресурсов.
Третья неделя эксперимента показала снижение степени сформированности информационных общеучебных умений и навыков у обучающихся обоих классов (7а класс: средние значения в пределах 10,85 – 11,63; 7в класс: средние значения в пределах 10,3 – 10,59). Это снижение может быть нами объяснено, во-первых, отсутствием применения цифровых образовательных ресурсов, и как следствие этого, снижением интереса к изучаемому материалу, во-вторых, приближением окончания учебного года и накопившейся в этой связи усталостью и утомлением у обучающихся.
Как видно, по сравнению с первой неделей эксперимента показатели сформированности информационных общеучебных умений и навыков у обучающихся обоих классов несколько выше, чем в начале эксперимента, но снижаются по сравнению со второй неделей экспериментальной работы. Заключительная, четвертая неделя экспериментальной работы показала существенное возрастания степени сформированности информационных общеучебных умений и навыков у обучающихся обоих классов (7а класс в пределах: 14,89–17,3; 7в класс в пределах: 12,33–14,85). Четвертая неделя экспериментальной работы позволила нам сформировать информационные общеучебные умения и навыки у обучающихся обоих классов на достаточном уровне, хотя следует отметить, что навыки работы с информацией при применении цифровых образовательных ресурсов неустойчивы и нестабильны, что может быть объяснено непродолжительностью проведения экспериментальной работы и недостаточностью применения приемов и методик информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, по итогам проведения экспериментальной работы нами могут быть сделаны некоторые предварительные выводы:
- Существенно повышается интерес к урокам с применением цифровых образовательных ресурсов.
- Наблюдается достаточная степень утомления и рассеивания внимания на уроках с применением цифровых образовательных ресурсов.
- Необходимо строго придерживаться требований гигиенических правил и норм при применении цифровых образовательных ресурсов.
- Дидактический эффект применения цифровых образовательных ресурсов достаточно ощутим, что отмечается при проведении контрольных срезов на основании проверочных работ, задания которых предполагали выявление знаний и умений учащихся в работе с информацией (Рисунки 1 и 2, таблицы 2 и 3).
- Навыки работы с информацией при применении цифровых образовательных ресурсов за проведенный период экспериментальной работы неустойчивы, нестабильны, что может быть объяснено непродолжительностью проведения экспериментальной работы.
- Необходимо продолжать этот вид экспериментальной работы для оценки эффективности использования цифровых образовательных ресурсов для разработки методических рекомендаций по повышению качества образования.
По итогам проведенной работы нами составлены методические рекомендации по использованию информационных образовательных ресурсов и цифровых образовательных комплексов на уроках биологии, разработаны методики:
- использования компьютерных моделей на уроках биологии;
- организации групповой работы в классе на уроке с применением информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе;
- расчета коэффициента индивидуального участия при организации групповой работы в классе на уроке с применением информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе.
Список литературы
- Галеева Н.Л. сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: методическое пособие для учителя. – М.: 5 за знания, 2006. – 144 с.
- Библиотека электронных наглядных пособий. Природоведение [Электронный ресурс]: электронные данные. – М.: Физикон, 2004. – 1 электронный оптический диск (CD ROM).
- Биология. Зоология беспозвоночных и зоология позвоночных. Мультимедийное учебное пособие нового образца [Электронный ресурс]: электронные данные. – М.: Просвещение, 2006. - 3 электронных оптических диска (CD ROM).
- Биология. Животные. 7 класс. [Электронный ресурс]: электронные данные. – М.: 1С, Дрофа, 2006. 2 электронных оптических диска (CD ROM).
- Мамонтов Д.И. Открытая биология. Версия 2.6. [Электронный ресурс]: электронные данные. – М.: Физикон, 2005. – 1 электронный оптический диск (CD ROM).
- Электронный атлас для школьника. Зоология. 7–8 классы [Электронный ресурс]: электронные данные. – М.: ЧеРо, 2004. – 1 электронный оптический диск (CD ROM).