"Имя числительное. Порядковые и количественные числительные"

Разделы: Начальная школа


Программа «Начальная школа ХХI века». Учебник С. В. Иванова «Русский язык».

Цели:

  1. Познакомить с именем числительным как частью речи.
  2. Дать понятие о порядковых и количественных числительных.
  3. Познакомить с обычаями празднования Масленицы.

Оформление доски:

Ход урока

I. Орг. момент

II. Повторение изученного. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке нас ждет много интересного. Мы познакомимся с новой частью речи и поговорим об одном замечательном событии, происходящем в эти дни по всей нашей стране.

1. – Найди 4 имени существительных (блин, весна, радость, солнце) 

  к     у     г     р     б     о     у  
о в к ы л м ф
а е м с и и х
н с о л н ц е
у н ж з ы к ч
р а д о с т ь
б о в у к я ю

– Как связаны между собой эти слова? Почему именно сегодня, на этой неделе можно часто их услышать? (Идёт масленичная неделя)

– Масленица – один из самых любимых, весёлых и озорных народных праздников. Россия – страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы – всегда радость. Люди забывали про холода, про тоску и печаль, пекли румяные и горячие, как само солнце, блины. Они радовались от души скромному приходу весны и в последний день зимы сжигали чучело Масленицы.

– Что такое имя существительное? (на доску вывешиваю карточки)

Имя существительное

2. – Прочитайте стихотворение.

Здр…ствуй, Масленица г…довая,
Наша гостьюшка д…рогая!
Приезжай на к…нях вороных,
На сан…чках расп…сных.

– Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните прилагательные.

– Что такое имя прилагательное?

Имя прилагательное

– Выпишите те прилагательные, в которых количество звуков и букв не совпадает (годовая, дорогая).

– Объясните значения следующих слов:

синонимы
антонимы
омонимы

– Напишите слова, противоположные по значению:

весёлый
сытый
мокрый
солнечный

3. – Ребята, а что на Масленицу делают? Напишите глаголы.

– Что такое глагол?

Глагол

– Прочитайте поговорку:

Ох, Масленица – белошейка, тебя встретим хорошенько!

– Как понимаете эту поговорку? Что значит «встретим хорошенько»?

Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!

– Назовите известные вам части речи, которые встретились в этой поговорке.

– Что такое местоимение? (Часть речи, указывающая на предметы или признаки предметов, не называя их, и замещающая в речи имя существительное, имя прилагательное или имя числительное.)

Местоимение

– Что такое наречие? (неизменяемая часть речи, обозначает признак действия, другого признака или признак предмета) 

Наречие

III. Работа над новой темой. 

Работа с учебником (с. 55). Рубрика «Давай подумаем».

– Запишите слова по группам: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, наречия. Работаем в тетрадях и у доски (5 человек выписывают слова под соответствующую карточку)

– Какие слова не выписали? (девять, второй, шесть) Почему?

Имя числительное

– Прочитайте правило в рубрике «Тайны языка».

– Что такое имя числительное?

– Что называет имя числительное? (количество предметов или порядок предметов при счёте)

– На какие 2 группы делятся числительные? (количественные и порядковые)

– Что называем количественными числительными? (называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько?)

– Какие числительные называем порядковыми? (называют порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?)

IV. Физминутка. 

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.

– Какая новая часть речи встретилась в физминутке?

– Какие это числительные? (количественные)

– Почему?

V. Работа в тетради. 

Упр. 1.

– Записать в 2 столбика количественные и порядковые числительные.

Упр. 2.

– Прочитайте стихотворение. Выпишите имена числительные, задайте к ним вопросы. Какие это числительные?

Неделя

Вместе с другом захотели
Мы однажды подсчитать:
Сколько дней у нас в неделе –
Три, четыре или пять?
Мы до вечера пыхтели,
Но найти ответ сумели,
И ответа нет верней:
Ровно семь в неделе дней.
(В. Степанов)

VI. Рубрика «Путешествие в прошлое»

– Мы сегодня много говорили о Масленице. Каждый день масленичной недели имеет своё название.

  Понедельник
«Встреча Масленицы»
  Вторник
«Заигрыши»
 
Среда
«Лакомка»
  Четверг
«Разгуляй – четверг»
  Пятница
«Тёщины вечёрки»
  Суббота
«Золовкины посиделки»
  Воскресенье
«Прощёный день»
 

– Объясните значение слова «тёща» (мать жены)

– «Золовка» (сестра мужа)

– Как вы думаете, почему так называются дни недели?

Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни.

Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости, и девичья потеха — качели, и скоморошьи частушки…

Третий день Масленицы, среда – лакомка. В этот день зятья к тёщам приходят на блины. К счастью, в современных семьях зятьёв немного – в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьёв было делом разорительным. Отсюда и присказка «Масленица-объедуха – денег приберуха». Но ничего не попишешь: «хоть себя заложи, а Масленицу проводи!»

Едва все приходят в себя после визита к тёще, как наступает четвёртый день– широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.

Пятый день Масленицы называется выразительно – тёщины вечерки. Теперь уж зять тёщу блинами угощает.

Шестой день этой разгульной недели– золовкины посиделки (золовка – сестра мужа): невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы – и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

И вот завершающий день – прощёное воскресенье, проводы, целовальник. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья. Сжигаются последние чучела, чтобы зиму в весну не перетягивать. С той же целью на ледяных горках разводят костры – лёд растопить, холод уничтожить. Во второй половине дня прощения просят, милосердные дела творят. Это день очищения, день подготовки к посту. «Прости меня, если виноват». – «И ты меня прости». – «Бог простит». Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Прощёное воскресенье – это ещё и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины.

– Назовите числительные, которые мы использовали, когда считали дни масленичной недели (первый, второй, третий…)

– Какие это числительные?

VII. Итог урока. 

– Итак, с какой частью речи познакомились?

– Какие бывают числительные?

– Как отличить порядковые числительные от количественных?

– Понравился урок?

– Что особенно запомнилось?