Цели: Активизировать словарь по теме: «Посуда»; закрепление категории род. падежа ед. числа; продолжать учить составлять сложноподчиненные предложения; закрепление понятия «слово»; укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, способности управлять движениями кисти по показу, словесной инструкции; тренировать способность пространственного ориентирования и выделения фигуры из фона.
Оборудование: Миски с горохом, миниатюрный игрушечный чайный сервиз, чайники (заварочный, эмалированный, электрический), карточки с изображениями посуды, индивидуальный раздаточный материал с наложенными друг на друга силуэтами и с недорисованными элементами – Приложение.
Ход занятия
Дети входят в группу и видят на столах миски, наполненные горохом.
Воспитатель. Ребята, мне кажется, что в этих мисках что-то спрятано. Давайте разомнем наши пальчики и посмотрим, не спрятались ли какие-нибудь предметы среди гороха.
Дети, перебирая горох, находят среди него предметы игрушечного чайного сервиза (чашки, блюдца, сахарница, молочник).
Воспитатель. Как можно назвать эти предметы одним словом? (Сервиз.)
Но, по-моему, в нем чего-то не хватает. (Заварочного чайника.) Какие еще предметы могут входить в чайную посуду? (Масленка, конфетница, сухарница.)
Ну, куда же подевался чайник? Давайте поищем.
Дети ищут глазами, и находят на журнальном столе сразу четыре чайника (игрушечный, заварочный, электрический, кухонный эмалированный).
Упражнение «Что общего» (донышко, ручка, крышка, носик, стенки)
Игра «Четвертый лишний» (игрушка – настоящая посуда, электроприборы – посуда, заварочные – для кипятка).
Воспитатель. Ну, теперь давайте вернем наш чайник в сервиз.
Поднимает поднос, чтобы убрать, а под ним письмо от Федоры (на письме картина с убегающей посудой).
Воспитатель. Ребята, в письме лежат рисунки с разбитой посудой. Нам надо выяснить повреждения и постараться все исправить.
Раздает листы бумаги, на которых у предметов посуды не хватает какой-нибудь детали <рисунки 1-8>.
Упражнение «Чего нет» (у чайника нет носика, у кастрюли нет ручки, у рюмки нет ножки, у ножа – лезвия, у вилки – зубца, у кувшина – горлышка, у стакана – донышка, у сахарницы – крышки).
Дети дорисовывают недостающие детали.
Воспитатель. Ребята, неприятности, которые произошли с Федорой, случились оттого, что она ничего не знала о посуде. А давайте, и мы проверим наши знания.
Игра по кругу с массажным мячом «Назови…» (столовую, кухонную посуду, материалы, из которых она бывает изготовлена).
Воспитатель. Ну, теперь я предлагаю продолжить нашу проверку. Сейчас мы будем объединять предметы посуды в пары по разным признакам.
По принадлежности к какому-то виду посуды: чайная, столовая, кухонная, столовые приборы (чашка, молочник, нож, вилка, тарелка, селедочница, банки, кастрюля).
По материалу, из которого она изготовлена: фарфоровая, пластмассовая, стеклянная, металлическая (чайник, супница, дуршлаг, конфетница, стакан, солонка, ложка, половник).
Выполняя задания, дети комментируют свои действия, н-р, «Я взяла карточки с рисунками ножа и вилки, потому что это столовые приборы» или «…, потому что эта посуда металлическая».
Воспитатель. У посуды должно быть свое место, поэтому предлагаю вам карточку с коротким словом положить слева, а с более длинным справа.
Дети выполняют задание (для облегчения ориентировки в пространстве на левую руку одевается цветная резинка), комментируя свои действия, н-р, «Слово чашка короче, а слово молочник длиннее».
Воспитатель. Мы с вами разобрали, какая бывает посуда, из какого материала она бывает сделана. А теперь давайте с помощью физминутки вспомним, для чего же нам необходима посуда.
Дети читают стихотворение, имитируя движениями слова.
Для чего нужна посуда?
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
Раздается стук в дверь. Это принесли посылку, на которой прикреплена иллюстрация на счастливый конец сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним слова из этой замечательной сказки о том, как Федора встречала вернувшуюся посуду, и разомнем пальчики для следующего задания.
Пальчиковая гимнастика
Долго, долго целовала
И ласкала их она,
Поглаживают тыльную сторону ладоней
Поливала, умывала,
Полоскала их она.
Потирают ладони друг о друга
«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Сжимают и разжимают пальцы
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»
Хлопают в ладоши
Засмеялися кастрюли,
Самовару подмигнули:
«Фонарики»
«Ну, Федора, так и быть,
Рады мы тебя простить!»
Полетели, зазвенели
Да к Федоре прямо в печь!
Стали жарить, стали печь!
Вытягивают ладошки вперед (4 раза)
Воспитатель. Да, ребята, теперь у Федоры и посуда чистая и расставлена на полочках по своим местам. Вот и я предлагаю вам так раскрасить предметы посуды (наложенные друг на друга силуэты чайника, ложки, чашки <рисунок 9>), чтобы выполнялись следующие условия: красная чашка стоит впереди, за ней синяя ложка, а сзади полосатый чайник.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Мы с вами потрудились: раскрашивали, штриховали. Но устали у нас не только пальчики, но и глазки. Давайте сделаем гимнастику для глаз.
Смотрим вправо – никого,
Смотрим влево – никого,
Раз – два, раз – два,
Закружилась голова.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза,
Вверх посмотрим да-да-да!
Глазки вниз ты опусти,
Снова вверх их подними.
Пальцами погладь глаза,
Отдыхать пришла пора.
Воспитатель. Ну, теперь можно посмотреть, что же нам в посылке прислала Федора. (В посылке угощение.) Ребята, как вы думаете, за что нам Федора прислала гостинцы?
Подведение итогов занятия через ответы детей.