Интегрировнный урок (окружающий мир + охрана безопасности жизнедеятельности) по теме "Народные приметы ориентирования. Если заблудился в лесу"

Разделы: Начальная школа


Цели: Создать условия для самостоятельного выделения примет ориентирования по местным признакам; воспитывать у учащихся умение работать в коллективе; способствовать расширению кругозора; воспитывать внимательное отношение к природе.

Оборудование: Карточки-памятки на экране (ИКТ); карточки - памятки для каждого ребёнка; самодельный компас; компасы (один на парту); учебник «Мы и окружающий мир», 2 класс, часть 1 2004г. (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков); рабочая тетрадь; учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-4 класс, 2004г. (авт. А.В. Гостюшин).

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Актуализация занятий учащихся. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Моя знакомая недавно переехала жить в новый район столицы. В своей квартире она решила расставить горшки с комнатными цветами на подоконники: светолюбивые растения – на южную сторону, тенелюбивые – на северную. На улице в это время было пасмурно, шёл дождь. Она никак не могла понять, находясь в квартире, расположение сторон горизонта. Компаса у неё не было, соседей своих знакомая ещё не знала и решила позвонить мне.

А уж я-то не растерялась, и посоветовала ей… Как вы думаете, что?

Дети: Сходить в магазин за компасом

-Изготовить компас самой!

Учитель: Правильно, изготовить вот такой прибор. (показываю детям самодельный компас, изображаемый на странице 74 учебника «Мы и окружающий мир» часть I, 2004 г.)

-Кто из вас смог дома изготовить самодельный компас по описанию в учебнике?

Дети поднимают руки.

Учитель: Для чего нужен самодельный компас?

Дети: Для определения сторон горизонта.

Учитель: Как им пользоваться? Покажите.

Дети поднимают руки. Учитель вызывает к доске ученика, который берёт прибор за конец нити. Бумага свободно повисает. Ученики наблюдают, как бумага на нитке крутится и ждут, когда она установится в каком-то определённом положении, на что укажут концы иглы.

Учитель: Какое направление укажут концы иглы?

Дети: Север – юг.

Учитель: Что в нашем классе находится на севере?

Дети: Доска, таблицы.

Учитель: Как правильно встать, чтобы определить расположение окон в классе? Встаньте, пожалуйста. Один ученик объясняет, все выполняют движения.

Дети: Надо встать лицом к северу, раздвинуть руки, левая рука укажет на запад ( там и окна ), правая – на восток, сзади – юг.

Учитель: Садитесь. Где же расположены окна в классе?

Дети: На западе.

Учитель: При помощи какого прибора можно проверить правильность нашего опыта?

Дети: При помощи компаса. Вот он лежит у нас на партах.

Учитель: Как правильно пользоваться компасом?

Дети: Установить его горизонтально на парте, освободить зажим стрелки и дать ей успокоиться.

Учитель: Установите. Какие действия следующие?

Дети: Осторожно повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки (он окрашен) установился против буквы С (север) По другим буквам шкалы определить нужное направление.

Дети работают в парах. На каждой парте имеется один компас на двоих.

Учитель: Проверьте, правильно ли мы определили расположение окон в классе первоначально?

Дети: Правильно. Окна выходят на запад.

3. Открытие нового материала.

Учитель: А Зачем же мы учимся определять стороны горизонта, может быть это не так важно?

Дети: Не зная сторон горизонта, мы не сможем расставить цветы так, чтобы они лучше росли

- Не будем знать, откуда дует ветер.

- Не сможем сказать, где восходит и заходит Солнце.

- Корабли не смогут плыть в нужном направлении, самолеты летать.

- Не сможем ориентироваться.

Учитель: Что значит ориентироваться?

Дети: Определять местоположение человека на местности.

Учитель: Какие четыре точки на четырёх разных сторонах горизонта являются ориентирами?

Учитель крепит на доске четыре карточки с фразами и рисунками: сторона восхода Солнца, сторона полуденного Солнца, закат Солнца, сторона Полярной Звезды.

Дети: Восход Солнца видим утром на востоке.

- Самое высокое Солнце видим в полдень на юге.

- Закат видим вечером на западе.

- Полярную Звезду – ночью на севере.

Учитель: Молодцы, ребята! Заметьте, как много наблюдений провели люди, чтобы научиться ориентироваться. Хорошо потрудились и мы. Теперь немного отдохнём.

4. Физкультминутка.

Мишка шел, шел, шел.
Мишка ягодку нашел.
Сел, покушал
И дальше пошел.

5. Продолжение работы по теме урока.

Учитель: Ребята, а на каком склоне оврага встречаются ягоды земляники: на южном или на северном!?

Дети: Летом ягод много, они везде растут.

- А я думаю, что на южном. Ведь там солнышко припекает. Там теплее.

Учитель: Правильно. Все народы мира, наблюдая природу, заметили такие приметы, по которым можно ориентироваться даже не имея компаса и в пасмурную погоду. Как вы думаете, зачем это нужно людям?

Дети: Это интересно. Не всегда же под рукой есть компас.

- Наблюдательным людям всё хочется получше узнать, понять.

Учитель: В детстве вы много узнали о народных приметах из сказок. Кто читал народные сказки?

Все дети поднимают руки.

Учитель: А кроме сказок, что народ придумал?

Дети: Загадки, пословицы, поговорки, песни, приметы.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Дети: Народные приметы ориентирования. (Тема заранее записана на доске, учитель открывает запись.)

Учитель: Многие из вас читали сказки, в которых добрый молодец прикладывал ухо к земле, чтобы услышать, не приближается ли враг. Почему он так делал?

Дети: Наверное, так действительно лучше слышно.

Учитель: Слышимость через воду, землю и твёрдые тела лучше, чем в воздухе, поэтому человек может ориентироваться по звуку. Погладьте или слегка поцарапайте ноготками крышку вашей парты изнутри. Звук еле слышен. А теперь приложите ушко к тому месту на парте, которое гладите. Что заметили?

Дети: Слышно намного лучше.

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на странице 76 «Мы и окружающий мир». Рассмотрите рисунки. (Пауза.) Я думаю, что муравьи строят свой дом где придётся, они же не могут думать, мыслить.

Дети: Я не согласен. Муравьи всегда сооружают муравейники возле дерева с южной стороны его ствола. Им инстинкт подсказывает где теплее. Я читал об этом.

- А ещё южный склон муравейника пологий.

Учитель: А сейчас положите головы на сложенные на столе руки и закройте глаза. Послушайте загадку.

Летит – молчит.
Лежит – молчит.
Когда умрёт, тогда запоёт.

Те, кто знает отгадку, поднимают голову с парты.

Дети: Это снег. Он падает неслышно, на земле лежит неслышно, а когда тает, текут ручейки и журчат – поют.

Учитель: А на рисунке справа снег возле дерева случайно ветром намело только с одной стороны, ведь с другой, наоборот, - углубление.

Дети: Нет. Намело с севера. С южной стороны теплее, там солнышко припекает, вот снег и подтаял.

- По снегу тоже можно догадаться где север, где юг.

Учитель: Хорошо, что вы уже умеете ориентироваться по муравейнику и по снегу. Дома прочитайте, пожалуйста, что написано об этих приметах на странице 75-76.

А сейчас я попрошу закрыть учебник, попробуем выполнить задание в рабочей тетради на странице 17.

Один ученик читает задание вслух.

Учитель: Рассмотрите рисунки. (Пауза.) Дети поднимают руки.

Дети: Я про муравейник догадался.

- А я знаю, как выполнить задание, на котором овраг изображён.

Учитель: Попробуйте самостоятельно выполнить то, что сумеете.

Дети работают самостоятельно.

Учитель: Проверим правильность выполнения.

Дети поднимают руки.

Дети: На первом рисунке муравейник находится с правой стороны дерева

- Склон муравейника пологий справа, значит и юг справа. Надо провести стрелочки так: слева – север, справа – юг. (Ученик чертит стрелочки на доске.)

Учитель: Что вы расскажете про второй рисунок, где изображён овраг?

Дети: Поспела земляника.

- На левом склоне оврага её совсем нет, а на правом очень много ягод.

- Чтобы ягоды созрели, им нужно много тепла, значит правый склон южный.

- Надо стрелку провести налево – там и будет юг, потому что солнышко оттуда припекало, а с другой стороны север. (Ученик чертит стрелочки на доске.)

Учитель: Что вы видите на третьем рисунке?

Дети: Это пень от дерева, которое спилили.

Учитель: Кто из вас знает, как называются кольца на спиле пня?

Дети: Это годовые кольца. По ним можно узнать возраст дерева.

Учитель: Но они неравномерно расположены.

Дети: С одной стороны очень близко прижаты друг к другу, а с другой стороны находятся на большом расстоянии друг от друга.

-Я думаю, там, где большое расстояние между кольцами, и есть север, чтобы дереву теплее было. Защита такая.

- Я не согласна. Ведь мы прижимаемся друг к другу когда нам холодно, вот и колечки прижались со стороны севера.

Учитель: Вспомним отрывок из стихотворения «Зима» Сергея Есенина:

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые
И жмутся поплотней.

Дети: Правильно, колечки прижимаются с северной стороны, откуда холодом веет.

- Значит справа север, а слева юг. (Ученик чертит на доске стрелочки)

Учитель: Ребята, видите, какими надо быть наблюдательными, чтобы всё это заметить? Однако этими признаками следует пользоваться осторожно, предварительно убедившись, что они повторяются на несколько отдельно стоящих пнях. Ещё лучше, если направление подтвердится и другими приметами, о которых вы можете узнать из энциклопедии или спросить у родителей.

А кому же из нас в жизни могут пригодиться народные приметы ориентирования?

Дети: Тем, кто собирается пойти в лес за ягодами.

- Некоторые и за грибами ходят.

- А мы любим зимой на лыжах кататься в выходные.

Учитель: Когда бывают такие случаи, что люди никак не могут выбраться из леса?

Дети: Человек может заблудиться, если уйдёт далеко, увлечётся, собирая ягоды, грибы.

Учитель: Очень опасно заблудиться в лесу. Прочитайте записи на доске. Обдумаем вместе. (Пауза.)

На экране записи(ИКТ), а детям раздаются памятки.

  1. Не ходи в лес один или со сверстниками.
    Дети: Можно заблудиться.

  2. Сориентируйся заранее, прежде чем зайти в лес.
    Дети: если пойдёшь со взрослыми, нужно спросить про стороны горизонта.
    Учитель: Правильно. Если идёшь со взрослыми, спроси заранее, где, по отношению к лесу, находится то место, откуда ты зайдёшь на опушку, - на севере или юге, востоке или западе – тебе легче понять, в какую сторону возвращаться из леса.
    Учитель: А если человек понял, что заблудился?

  3. Немедленно остановись!
    Дети: Это чтобы не зайти ещё глубже в лес.

  4. Думай!
    Дети: Как можно выбраться из леса.
    -Как найти знакомый путь.

  5. Вспомни.
    Дети: Надо постараться вспомнить какие-нибудь знакомые приметы
    - Надо вспомнить, что учили в школе.

  6. Прислушивайся.
    Дети: Может тебя будут звать родители.
    - Можно шум машин услышать, значит близко шоссе.
    - Можно шум поезда услышать, значит железная дорога близко.
    - Можно ухом к земле прислониться.

  7. Присматривайся!
    Дети: Приметы помогут выбраться из леса.
    - По приметам сможем определить стороны горизонта.

Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» на странице 117. Рассмотрите рисунок. (Пауза.)

- Что вы можете сказать о мальчике?

Дети: Он около пня. Рукой трогает пень.

- Он в спортивном костюме и с рюкзаком. Значит он ходил в лес.

- Вокруг высокие ели, значит он в лесу.

Учитель: Почему мальчик один?

Дети: Он потерялся, отстал от родителей.

- Он заблудился.

Учитель: Чем мальчик занят?

Дети: Он рассматривает годовые кольца на спиле пня.

- Мальчик старается понять, где находится север, а где юг.

6. Домашнее задание

Учитель: я предлагаю вам придумать рассказ по рисунку на странице 117 о том, что случилось с мальчиком, какие народные приметы ориентирования помогли ему выбраться из леса.

Запишите в дневник по окружающему миру: с. 75, 76 читать, по ОБЖ с. 116, 117 читать, рассказ по рисунку

7. Итог урока.

Учитель: Ребята, скажите мне по секрету, какие советы вы хотели бы дать тому мальчику на рисунке, который заблудился в лесу?

Дети: Не отставать от родителей.

-Понаблюдать за народными приметами.

- По кольцам на спиле пня определить стороны горизонта.

- Покричать: «Ау!»

- Понаблюдать за муравейниками.

Учитель: Молодцы! Я верю, что с вашей помощью мальчик обязательно выберется из леса. Спасибо всем за активную работу.