Цели: Создать условия для самостоятельного выделения примет ориентирования по местным признакам; воспитывать у учащихся умение работать в коллективе; способствовать расширению кругозора; воспитывать внимательное отношение к природе.
Оборудование: Карточки-памятки на экране (ИКТ); карточки - памятки для каждого ребёнка; самодельный компас; компасы (один на парту); учебник «Мы и окружающий мир», 2 класс, часть 1 2004г. (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков); рабочая тетрадь; учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-4 класс, 2004г. (авт. А.В. Гостюшин).
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Актуализация занятий учащихся. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Моя знакомая недавно переехала жить в новый район столицы. В своей квартире она решила расставить горшки с комнатными цветами на подоконники: светолюбивые растения – на южную сторону, тенелюбивые – на северную. На улице в это время было пасмурно, шёл дождь. Она никак не могла понять, находясь в квартире, расположение сторон горизонта. Компаса у неё не было, соседей своих знакомая ещё не знала и решила позвонить мне.
А уж я-то не растерялась, и посоветовала ей… Как вы думаете, что?
Дети: Сходить в магазин за компасом
-Изготовить компас самой!
Учитель: Правильно, изготовить вот такой прибор. (показываю детям самодельный компас, изображаемый на странице 74 учебника «Мы и окружающий мир» часть I, 2004 г.)
-Кто из вас смог дома изготовить самодельный компас по описанию в учебнике?
Дети поднимают руки.
Учитель: Для чего нужен самодельный компас?
Дети: Для определения сторон горизонта.
Учитель: Как им пользоваться? Покажите.
Дети поднимают руки. Учитель вызывает к доске ученика, который берёт прибор за конец нити. Бумага свободно повисает. Ученики наблюдают, как бумага на нитке крутится и ждут, когда она установится в каком-то определённом положении, на что укажут концы иглы.
Учитель: Какое направление укажут концы иглы?
Дети: Север – юг.
Учитель: Что в нашем классе находится на севере?
Дети: Доска, таблицы.
Учитель: Как правильно встать, чтобы определить расположение окон в классе? Встаньте, пожалуйста. Один ученик объясняет, все выполняют движения.
Дети: Надо встать лицом к северу, раздвинуть руки, левая рука укажет на запад ( там и окна ), правая – на восток, сзади – юг.
Учитель: Садитесь. Где же расположены окна в классе?
Дети: На западе.
Учитель: При помощи какого прибора можно проверить правильность нашего опыта?
Дети: При помощи компаса. Вот он лежит у нас на партах.
Учитель: Как правильно пользоваться компасом?
Дети: Установить его горизонтально на парте, освободить зажим стрелки и дать ей успокоиться.
Учитель: Установите. Какие действия следующие?
Дети: Осторожно повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки (он окрашен) установился против буквы С (север) По другим буквам шкалы определить нужное направление.
Дети работают в парах. На каждой парте имеется один компас на двоих.
Учитель: Проверьте, правильно ли мы определили расположение окон в классе первоначально?
Дети: Правильно. Окна выходят на запад.
3. Открытие нового материала.
Учитель: А Зачем же мы учимся определять стороны горизонта, может быть это не так важно?
Дети: Не зная сторон горизонта, мы не сможем расставить цветы так, чтобы они лучше росли
- Не будем знать, откуда дует ветер.
- Не сможем сказать, где восходит и заходит Солнце.
- Корабли не смогут плыть в нужном направлении, самолеты летать.
- Не сможем ориентироваться.
Учитель: Что значит ориентироваться?
Дети: Определять местоположение человека на местности.
Учитель: Какие четыре точки на четырёх разных сторонах горизонта являются ориентирами?
Учитель крепит на доске четыре карточки с фразами и рисунками: сторона восхода Солнца, сторона полуденного Солнца, закат Солнца, сторона Полярной Звезды.
Дети: Восход Солнца видим утром на востоке.
- Самое высокое Солнце видим в полдень на юге.
- Закат видим вечером на западе.
- Полярную Звезду – ночью на севере.
Учитель: Молодцы, ребята! Заметьте, как много наблюдений провели люди, чтобы научиться ориентироваться. Хорошо потрудились и мы. Теперь немного отдохнём.
4. Физкультминутка.
Мишка шел, шел, шел.
Мишка ягодку нашел.
Сел, покушал
И дальше пошел.
5. Продолжение работы по теме урока.
Учитель: Ребята, а на каком склоне оврага встречаются ягоды земляники: на южном или на северном!?
Дети: Летом ягод много, они везде растут.
- А я думаю, что на южном. Ведь там солнышко припекает. Там теплее.
Учитель: Правильно. Все народы мира, наблюдая природу, заметили такие приметы, по которым можно ориентироваться даже не имея компаса и в пасмурную погоду. Как вы думаете, зачем это нужно людям?
Дети: Это интересно. Не всегда же под рукой есть компас.
- Наблюдательным людям всё хочется получше узнать, понять.
Учитель: В детстве вы много узнали о народных приметах из сказок. Кто читал народные сказки?
Все дети поднимают руки.
Учитель: А кроме сказок, что народ придумал?
Дети: Загадки, пословицы, поговорки, песни, приметы.
Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Дети: Народные приметы ориентирования. (Тема заранее записана на доске, учитель открывает запись.)
Учитель: Многие из вас читали сказки, в которых добрый молодец прикладывал ухо к земле, чтобы услышать, не приближается ли враг. Почему он так делал?
Дети: Наверное, так действительно лучше слышно.
Учитель: Слышимость через воду, землю и твёрдые тела лучше, чем в воздухе, поэтому человек может ориентироваться по звуку. Погладьте или слегка поцарапайте ноготками крышку вашей парты изнутри. Звук еле слышен. А теперь приложите ушко к тому месту на парте, которое гладите. Что заметили?
Дети: Слышно намного лучше.
Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник на странице 76 «Мы и окружающий мир». Рассмотрите рисунки. (Пауза.) Я думаю, что муравьи строят свой дом где придётся, они же не могут думать, мыслить.
Дети: Я не согласен. Муравьи всегда сооружают муравейники возле дерева с южной стороны его ствола. Им инстинкт подсказывает где теплее. Я читал об этом.
- А ещё южный склон муравейника пологий.
Учитель: А сейчас положите головы на сложенные на столе руки и закройте глаза. Послушайте загадку.
Летит – молчит.
Лежит – молчит.
Когда умрёт, тогда запоёт.
Те, кто знает отгадку, поднимают голову с парты.
Дети: Это снег. Он падает неслышно, на земле лежит неслышно, а когда тает, текут ручейки и журчат – поют.
Учитель: А на рисунке справа снег возле дерева случайно ветром намело только с одной стороны, ведь с другой, наоборот, - углубление.
Дети: Нет. Намело с севера. С южной стороны теплее, там солнышко припекает, вот снег и подтаял.
- По снегу тоже можно догадаться где север, где юг.
Учитель: Хорошо, что вы уже умеете ориентироваться по муравейнику и по снегу. Дома прочитайте, пожалуйста, что написано об этих приметах на странице 75-76.
А сейчас я попрошу закрыть учебник, попробуем выполнить задание в рабочей тетради на странице 17.
Один ученик читает задание вслух.
Учитель: Рассмотрите рисунки. (Пауза.) Дети поднимают руки.
Дети: Я про муравейник догадался.
- А я знаю, как выполнить задание, на котором овраг изображён.
Учитель: Попробуйте самостоятельно выполнить то, что сумеете.
Дети работают самостоятельно.
Учитель: Проверим правильность выполнения.
Дети поднимают руки.
Дети: На первом рисунке муравейник находится с правой стороны дерева
- Склон муравейника пологий справа, значит и юг справа. Надо провести стрелочки так: слева – север, справа – юг. (Ученик чертит стрелочки на доске.)
Учитель: Что вы расскажете про второй рисунок, где изображён овраг?
Дети: Поспела земляника.
- На левом склоне оврага её совсем нет, а на правом очень много ягод.
- Чтобы ягоды созрели, им нужно много тепла, значит правый склон южный.
- Надо стрелку провести налево – там и будет юг, потому что солнышко оттуда припекало, а с другой стороны север. (Ученик чертит стрелочки на доске.)
Учитель: Что вы видите на третьем рисунке?
Дети: Это пень от дерева, которое спилили.
Учитель: Кто из вас знает, как называются кольца на спиле пня?
Дети: Это годовые кольца. По ним можно узнать возраст дерева.
Учитель: Но они неравномерно расположены.
Дети: С одной стороны очень близко прижаты друг к другу, а с другой стороны находятся на большом расстоянии друг от друга.
-Я думаю, там, где большое расстояние между кольцами, и есть север, чтобы дереву теплее было. Защита такая.
- Я не согласна. Ведь мы прижимаемся друг к другу когда нам холодно, вот и колечки прижались со стороны севера.
Учитель: Вспомним отрывок из стихотворения «Зима» Сергея Есенина:
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые
И жмутся поплотней.
Дети: Правильно, колечки прижимаются с северной стороны, откуда холодом веет.
- Значит справа север, а слева юг. (Ученик чертит на доске стрелочки)
Учитель: Ребята, видите, какими надо быть наблюдательными, чтобы всё это заметить? Однако этими признаками следует пользоваться осторожно, предварительно убедившись, что они повторяются на несколько отдельно стоящих пнях. Ещё лучше, если направление подтвердится и другими приметами, о которых вы можете узнать из энциклопедии или спросить у родителей.
А кому же из нас в жизни могут пригодиться народные приметы ориентирования?
Дети: Тем, кто собирается пойти в лес за ягодами.
- Некоторые и за грибами ходят.
- А мы любим зимой на лыжах кататься в выходные.
Учитель: Когда бывают такие случаи, что люди никак не могут выбраться из леса?
Дети: Человек может заблудиться, если уйдёт далеко, увлечётся, собирая ягоды, грибы.
Учитель: Очень опасно заблудиться в лесу. Прочитайте записи на доске. Обдумаем вместе. (Пауза.)
На экране записи(ИКТ), а детям раздаются памятки.
- Не ходи в лес один или со сверстниками.
Дети: Можно заблудиться.
- Сориентируйся заранее, прежде чем зайти в лес.
Дети: если пойдёшь со взрослыми, нужно спросить про стороны горизонта.
Учитель: Правильно. Если идёшь со взрослыми, спроси заранее, где, по отношению к лесу, находится то место, откуда ты зайдёшь на опушку, - на севере или юге, востоке или западе – тебе легче понять, в какую сторону возвращаться из леса.
Учитель: А если человек понял, что заблудился?
- Немедленно остановись!
Дети: Это чтобы не зайти ещё глубже в лес.
- Думай!
Дети: Как можно выбраться из леса.
-Как найти знакомый путь.
- Вспомни.
Дети: Надо постараться вспомнить какие-нибудь знакомые приметы
- Надо вспомнить, что учили в школе.
- Прислушивайся.
Дети: Может тебя будут звать родители.
- Можно шум машин услышать, значит близко шоссе.
- Можно шум поезда услышать, значит железная дорога близко.
- Можно ухом к земле прислониться.
- Присматривайся!
Дети: Приметы помогут выбраться из леса.
- По приметам сможем определить стороны горизонта.
Учитель: Откройте, пожалуйста, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» на странице 117. Рассмотрите рисунок. (Пауза.)
- Что вы можете сказать о мальчике?
Дети: Он около пня. Рукой трогает пень.
- Он в спортивном костюме и с рюкзаком. Значит он ходил в лес.
- Вокруг высокие ели, значит он в лесу.
Учитель: Почему мальчик один?
Дети: Он потерялся, отстал от родителей.
- Он заблудился.
Учитель: Чем мальчик занят?
Дети: Он рассматривает годовые кольца на спиле пня.
- Мальчик старается понять, где находится север, а где юг.
6. Домашнее задание
Учитель: я предлагаю вам придумать рассказ по рисунку на странице 117 о том, что случилось с мальчиком, какие народные приметы ориентирования помогли ему выбраться из леса.
Запишите в дневник по окружающему миру: с. 75, 76 читать, по ОБЖ с. 116, 117 читать, рассказ по рисунку
7. Итог урока.
Учитель: Ребята, скажите мне по секрету, какие советы вы хотели бы дать тому мальчику на рисунке, который заблудился в лесу?
Дети: Не отставать от родителей.
-Понаблюдать за народными приметами.
- По кольцам на спиле пня определить стороны горизонта.
- Покричать: «Ау!»
- Понаблюдать за муравейниками.
Учитель: Молодцы! Я верю, что с вашей помощью мальчик обязательно выберется из леса. Спасибо всем за активную работу.